Николай Сергеев: В честь Слуцкой Сечи

« Назад

Николай Сергеев: В честь Слуцкой Сечи 14.09.2018 20:09

370 лет назад в начале на Малой, а затем и на Белой Руси вспыхнула народно-освободительная война под началом гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого, направленная на освобождение от владычества Речи Посполитой. Вот как определял цели восстания Богдан Хмельницкий: «Выбью из лядской неволи весь русский народ, буду воевать за нашу Веру Православную. Лядская земля сгинет, а Русь будет господствовать».

Богдан Хмельницкий ставил себе задачей освобождение всей Руси, подвластной Речи Посполитой, поэтому казацкие отряды активно действовали и на белорусских землях, во главе которых, как правило стояли, выходцы с Белой Руси. 

Одним из таких отрядов командовал уроженец Слуцка русский православный шляхтич Иван Соколовский. В родных местах народ не только встретил казаков с радостью, но и начал устраивать свою жизнь на казацкий манер. «Все показачились и поклялись друг другу защищаться до последнего», - писал очевидец тех событий. 

На Слутчине была образована Слуцкая Сечь, а Слуцкий казацкий круг провозгласил Ивана Соколовского гетманом Костерским (от костер, сполох, т.е. восстание), который на подначальной территории начал проводить казацкие преобразования. Из Слуцкой Сечи изгонялись владетельные паны, землю и скарб которых распределяли среди малоимущих. При этом Слуцкая Сечь призвана была стать одной из опорных баз повстанцев в войне против Речи Посполитой.

На подавление Слуцкой Сечи польский король направил многочисленное наемное, вооруженное артиллерией войско во главе с гетманом польным литовским Янушем Радзивиллом. Слуцким казакам пришлось отступать, прикрывая исход на Малую Русь большого количества крестьянских и мещанских семей с обозами.

5 сентября 1648 года у переправы через реку Случь у дер. Погост (ныне Солигорский район) произошло сражение казаков с карательными войсками Радзивилла. В ходе жестокой битвы погибло более двух тысяч казаков, в том числе гетман Соколовский и войсковой писарь Турчинович. И все же казакам вместе с обозами беженце удалось прорваться сквозь войска польско-шляхетских карателей и уйти на Малую Русь.

Этим драматическим событиям было посвящено историко-культурное мероприятие «Слуцкая Сечь», которое состоялось 8 сентября у Поклонного креста и Памятного камня в честь героев-казаков и повстанцев, установленных недалеко от места сражения. 

 Поминальную службу в память защитников «вольной казацкой Руси» провел клирик Собора Рождества Христова г.  Солигорска о. Сергий. Ответственный секретарь Этнокультурного товарищества «Казаки Святой Руси» Белорусского общественного объединения «Русь» казачий полковник Е.И. Макаренко рассказал о тех драматических событиях, о доблести слуцких казаков, положивших свою душу за други своя и Святую Русь. 

Заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Л.Г. Макуров отметил, что казаки всегда были авангардом, солью русского народа, с честью и достоинством защищали Отечество и Веру Православную о чем ярко свидетельствуют и события произошедшие у дер. Погост 370 лет назад.

Затем историко-культурное мероприятие «Слуцкая Сечь» продолжилось в расположенной неподалеку старинной деревне Тесово (ее возраст насчитывает почти 400 лет), где участников меоприятия и сельчан порадовал своим искусством Казачий ансамбль русской песни «Раздолье».

Молебен у Поклонного креста 1.

Поминальную службу в память о казаках, павших в сражении за вольную Русь провел клирик Собора Рождества Христова г. Солигорска о.Сергий
Макуров и Макаренко

Заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Л.Г. Макуров и Ответственный секретарь Этнокультурного товарищества «Казаки Святой Руси» Белорусского общественного объединения «Русь» казачий полковник Е.И. Макаренко

Ансамбль Раздолье -2 
Казачий ансамбль русской песни «Раздолье» выступает на празднике в дер Тесово


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru