Ностальгия по пантюркизму?

« Назад

Ностальгия по пантюркизму? 04.03.2019 16:47

Ностальгия по пантюркизму?

В Дагестане установлен памятник «Кавказской исламской армии». Похоже, некоторые политики на Северном Кавказе являются приверженцами пантюркизма, по крайней мере, в рамках его историко-географического контекста. Такая мысль появилась после того, как в конце декабря 2018 г. вблизи г. Махачкалы был открыт памятник солдатам турецко-азербайджано-дагестанского военного формирования  — «Кавказской исламской армии» (КИА). 

Это те самые солдаты, которые в конце 1918 г. погибли в боях за город Анжикалу (русск. Порт-Петровск, в 1921 г. переименован в Махачкалу), как было отмечено в официальном пресс-релизе мероприятия, против «оккупационных войск» генерала Лазаря Бичерахова, якобы «помогавшего большевикам».

Дагестанские и другие источники сообщают, что открытие трехметрового монумента состоялось по инициативе дагестанского общественного деятеля Камиля Алиева, кумыка по национальности (Анжикала – кумыкское историческое название Порт-Петровска и современной Махачкалы) . Отмечается также, что в этой «торжественной церемонии участвовали общественные деятели, представители культуры, науки, историки, журналисты, религиозные деятели».

Но впечатляет, прежде всего, то, что на памятнике нарочито подчеркивается: то были «солдаты Османской армии». То есть, выражена, по крайней мере, историческая солидарность с военно-политическими, точнее с геополитическими планами и действиями на Северном Кавказе Османской империи, учредившей упомянутую «Кавказскую исламскую армию».

Судя по всему, для инициаторов этой акции не существенной является информация о Лазаре Бичерахове (1882—1952 гг.) и его корпусе, который был организован британскими эмиссарами в регионе весной 1918 г., а воевал корпус как против КИА, так и против большевистских войск в ряде районов Дагестана.

Сам Л. Бичерахов, если вкратце, проявил незаурядные военные способности, когда его корпусу приходилось одновременно сражаться с той же КИА и с большевистской 11-й армией (1918—1919 гг.). Причем этот корпус вскоре оказался без поддержки британских войск, так как их командование договорилось с КИА осенью 1918-го о разделе сфер интересов на Северном Кавказе и в экс-российском Азербайджане: пантюркистам — территория и зачистка от «неблагонадежных» этносов, британцам — нефть.

Неужели цель установки монумента — убедить население в справедливости якобы освободительных, а в сущности, экспансионистских планов османской, да и постсосманской Турции в отношении всего Кавказа?

Даже, подчеркнем, в канун ее распада и капитуляции перед Антантой (октябрь 1918 г.). Ну а то, что КИА не была распущена в связи с заключением Брест-Литовского мирного договора (3 марта 1918 г.) между Советской Россией и Четверным Союзом, включающим Турцию, естественно, осталось за кадром мероприятия.

Но что характерно: войска КИА овладели Порт-Петровском именно 11 ноября 1918 г., где тогда же учредили марионеточное правительство Горской республики, — в день окончания Первой мировой войны. Сама Турция капитулировала перед Антантой 30 октября 1918 г., но КИА не была ликвидирована в связи с этим событием. Иными словами, свои захватнические планы на Кавказе Турция не пересматривала даже после поражения в Первой мировой.

Кстати, Порт-Петровск был переименован турецкими оккупантами в Анжикале. Примечательно, что именно это название - на вышеупомянутом монументе в честь Кавказской исламской армии. Сама же эта армия (20 тыс. человек) была сформирована в экс-российском Азербайджане по распоряжению османского генштаба (март 1918 г.) в мае 1918-го под командованием известного пантюркиста генерала Нури-паши. А   турецкий период в Дагестане и Азербайджане (весна 1918 — весна 1919 гг.) характеризовался, по данным известного российского историка А. Приймака и многих других ученых, разнузданным террором против иноверцев и этно-меньшинств: «Кого принимали за русских, армян или греков, — отмечает А. Приймак, — оккупанты истязали и нередко убивали на месте; за попытку защитить жертву насилия карали побоями, а в ряде случае — смертью». Более того: «Церковный колокольный звон и утренний намаз на минаретах турецкие офицеры запрещали: дескать, это мешает им отдыхать. Когда турецкие войска покидали Азербайджан и Дагестан (февраль — март 1919 г.), многие его жители плакали от радости».

КИА была распущена в феврале 1919-го, но при этом многие ее части были передислоцированы на эгейское побережье Турции для зачистки тамошних греков в связи с надвигавшейся войной между Грецией и Турцией (1919-1923 гг.), в которой Греция потерпела сокрушительное поражение.

Резонно предположить, что упомянутый памятник в Дагестане может привнести в регион дополнительную напряженность.

Тем более, что, по данным соответствующих служб РФ, с начала 2010-х ежемесячно на Северном Кавказе проводится до 20 спецопераций по выявлению и ликвидации боевиков. Здесь действует до 20 сепаратистских и экстремистских группировок. Причем все они издавна пользуются поддержкой (неофициальной) со стороны многих стран Запада и Ближнего Востока, осуществляемой в основном через дочерние финансовые компании этих стран, пантюркистские и/или эмигрантские северокавказские организации. А наибольшее число последних – в ближневосточных странах, Турции, Германии, США и Великобритании.

Характерно и то, что все боевики, выявленные и выявляемые на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане, распространяют ещё и листовки с призывами выгонять русских и «освободиться от русского империализма». В общем-то, здесь уже было нечто подобное на рубеже 1910-х — 1920-х гг. 

Игорь Леонидов, Столетия


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru