Нужна ли Беларуси автокефалия?

« Назад

Нужна ли Беларуси автокефалия? 17.04.2019 09:11

Некоторое время назад в связи с церковными событиями на Украине польский канал Белсат выложил в Интернете ролик под названием «Калі абвесцяць аўтакефалію ў Беларусі?» («Когда в Беларуси провозгласят автокефалию?»).

Сюжет Белсата начался с представления участников, и компетентность некоторых из них сразу вызвала сомнения. Почему, например, для обсуждения церковной темы пригласили историка Олега Трусова и археолога Сергея Тарасова? Первый одно время был главой «Товарищества белорусского языка», которое ратует за распространение белорусского языка и белорусской культуры как единственно национальных. Видимо, соображения того рода, что, мол, «нам всё равно, какие у Церкви в Беларуси организационные структуры, лишь бы там всё было на белорусском», сделали его в глазах руководителей польского канала экспертом по автокефалии. Второй из приглашённых известен оригинальными суждениями: он полагает, например, что епископская кафедра в Полоцке была учреждена до Владимира Крестителя Руси. Предположение основано на одних догадках. Ещё больше сомнений при взгляде на участников той передачи Белсата возникло по поводу компетентности доктора теологии Ирины Дубенецкой, о которой мы уже писали. Из всех приглашённых только священник БПЦ Сергий Гордун, профессор Минской духовной семинарии, сочетал качества представителя православной иерархии и авторитетного богослова.

Началом обсуждения стал видеосюжет об истории Православия на белорусских землях, подготовленный Белсатом. Тенденция сюжета: продемонстрировать, что Русская  Церковь («Московский патриархат») появилась на белорусских землях только в 1839 году, после упразднения унии на Полоцком соборе, а до этого здесь господствовал Константинопольский патриархат.

 

В самом деле, с 1448 г. митрополия с центром в Москве была фактически самоуправляемой, а в 1589 г. она получила каноническую (законную) автокефалию с патриаршим статусом. Расширение Московского патриархата имело и политическую подоплеку, связанную с расширением пределов Русского государства. Накануне Первого раздела Речи Посполитой православная епархия с центром в Могилёве («Белорусская») была на грани уничтожения, постановление сейма 1768 г. о предоставлении свободы «диссидентам» (христианам-некатоликам) не выполнялось, более того, вызвало противодействие Барской конфедерации и кровавую резню на Украине (колиивщина). Не будь раздела в 1772 г., не известно, осталась ли существовать Православная Церковь в Речи Посполитой. Однако с изменившимися политическими обстоятельствами ситуация изменилась кардинально. C начала XIX до начала XX в. непрерывно шёл процесс восстановления Православия в белорусско-литовских губерниях, было построено или восстановлено много церквей, открыты духовные учебные заведения, возродились братства, книгоиздательство. В XX в. Церковь в восточной Белоруссии, а с 1939 г. и в западной Белоруссии переживала те же перипетии, что и вся Русская Церковь.

Правда, если быть ещё более точным, то белорусские земли были подчинены в церковном отношении Московскому патриархату не в 1772-1795 гг., а вместе с вхождением в его состав всей Киевской митрополии в 1686 г., то есть почти за 100 лет до эпохи разделов Польши.

Однако дело даже не в этом. Русская Церковь получила своё название от названия страны («Русь», «Русская земля»). В греческих актах и сама митрополия с центром в Киеве определялась как «Русская». С образованием нескольких соперничающих политических центров с начала XIV в. предпринимались попытки разделить и митрополию (Галицкая митрополия, Литовская митрополия). Киевские митрополиты перебрались на жительство во Владимир, затем в Москву, не переставая называться «Киевскими». И несмотря на все попытки разделения, единство восстанавливалось. Так продолжалось до заключения Флорентийской унии в 1439 г. (почти все греческие иерархи признали тогда католическое учение и власть папы). В Москве унию не приняли, а в Великом княжестве Литовском на некоторое время ввели. Это и послужило причиной разделения Русской Церкви, которое продолжалось до 1686 г. Если учесть эти обстоятельства, то получится, что из более чем 1000-летнего существования Православной Церкви на белорусских землях только около 250 лет церковное управление здесь было обособленным, поскольку Русская Церковь разделилась на этот период на две части (западную и восточную). Каков итог этого разделения? Итог был очень печальным – Брестская уния и угроза существованию Православия в Речи Посполитой и на белорусских землях.

Авторы видеоролика Белсата отметили на шкале времени образование Литовской митрополии в 1316 г., умышленно подчёркивая, что белорусские земли получили некоторую обособленную форму управления почти на 150 лет раньше, чем митрополия в Москве (1448 г.). Тут обыкновенная уловка. Сколько времени просуществовала Литовская митрополия? Немногим более 10 лет (1316-1329). Последующие попытки литовских князей были направлены не к созданию новой митрополии, а к переносу на территорию Великого княжества Литовского фактического центра существующей Киевской митрополии. Так литовские князья пытались укрепить своё политическое влияние на пространствах всей Русской земли, соперничая в её собирании с Москвой.

Не вдаваясь дальше в разбор устроенного Белсатом шоу, хочется лишь обозначить его очевидную направленность: Московский патриархат навязал свою власть белорусским землям, во главе Белорусского экзархата стоит гражданин России (митрополит Павел), патриарх Кирилл ведёт себя бесцеремонно (запрет священника Александра Шрамко, критиковавшего патриарха в его последний приезд) и т.д. Появление в передаче представителей раскольнической Белорусской автокефальной церкви, пребывающей за границей, должно было ещё больше подчеркнуть предлагаемую перспективу.

Сегодня внешние силы стремятся навязать БПЦ программу своих действий. Олег Трусов, конечно, хотел бы, чтобы Церковь стала локомотивом белорусизации. Это цель организации, в которую он входит. Раскол Православной Церкви в Беларуси, иерархические скандалы вокруг автокефалии создали бы благоприятные условия и для униатской пропаганды католиков. Однако для православных в Беларуси автокефалия – вещь одиозная. Она означает вовлечение Церкви в партийно-политические игры, ослабление церковного организма, междоусобия. Внутри БПЦ у такой идеи поддержки нет. И дело даже не в том, два-три священника желают белорусской автокефалии или их десять, двадцать, тридцать. Сама эта идея настолько скомпрометирована происходящим на Украине, что ожидать роста её популярности в церковной среде в Беларуси не приходится.

Тогда зачем передача Белсата? Зачем это шоу? Чтобы создать иллюзию актуальности вопроса «Когда будет автокефалия?» Такого вопроса нет, вопрос стоит иначе: «Кому нужна белорусская автокефалия и зачем? Какую пользу она принесет развитию церковной жизни в Беларуси?» Самой Церкви она не нужна. И пользы от неё никакой.

священник Алексей Хотеев, fondsk.ru


Комментарии


2019-04-18 14:21:17 Ліцьвін № 1013640
Беларуси не нужна московская ФСБэшная Секта во главе с законником Гуней.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru