Нужна ли Беларуси автокефалия?

« Назад

Нужна ли Беларуси автокефалия? 17.04.2019 09:11

Некоторое время назад в связи с церковными событиями на Украине польский канал Белсат выложил в Интернете ролик под названием «Калі абвесцяць аўтакефалію ў Беларусі?» («Когда в Беларуси провозгласят автокефалию?»).

Сюжет Белсата начался с представления участников, и компетентность некоторых из них сразу вызвала сомнения. Почему, например, для обсуждения церковной темы пригласили историка Олега Трусова и археолога Сергея Тарасова? Первый одно время был главой «Товарищества белорусского языка», которое ратует за распространение белорусского языка и белорусской культуры как единственно национальных. Видимо, соображения того рода, что, мол, «нам всё равно, какие у Церкви в Беларуси организационные структуры, лишь бы там всё было на белорусском», сделали его в глазах руководителей польского канала экспертом по автокефалии. Второй из приглашённых известен оригинальными суждениями: он полагает, например, что епископская кафедра в Полоцке была учреждена до Владимира Крестителя Руси. Предположение основано на одних догадках. Ещё больше сомнений при взгляде на участников той передачи Белсата возникло по поводу компетентности доктора теологии Ирины Дубенецкой, о которой мы уже писали. Из всех приглашённых только священник БПЦ Сергий Гордун, профессор Минской духовной семинарии, сочетал качества представителя православной иерархии и авторитетного богослова.

Началом обсуждения стал видеосюжет об истории Православия на белорусских землях, подготовленный Белсатом. Тенденция сюжета: продемонстрировать, что Русская  Церковь («Московский патриархат») появилась на белорусских землях только в 1839 году, после упразднения унии на Полоцком соборе, а до этого здесь господствовал Константинопольский патриархат.

 

В самом деле, с 1448 г. митрополия с центром в Москве была фактически самоуправляемой, а в 1589 г. она получила каноническую (законную) автокефалию с патриаршим статусом. Расширение Московского патриархата имело и политическую подоплеку, связанную с расширением пределов Русского государства. Накануне Первого раздела Речи Посполитой православная епархия с центром в Могилёве («Белорусская») была на грани уничтожения, постановление сейма 1768 г. о предоставлении свободы «диссидентам» (христианам-некатоликам) не выполнялось, более того, вызвало противодействие Барской конфедерации и кровавую резню на Украине (колиивщина). Не будь раздела в 1772 г., не известно, осталась ли существовать Православная Церковь в Речи Посполитой. Однако с изменившимися политическими обстоятельствами ситуация изменилась кардинально. C начала XIX до начала XX в. непрерывно шёл процесс восстановления Православия в белорусско-литовских губерниях, было построено или восстановлено много церквей, открыты духовные учебные заведения, возродились братства, книгоиздательство. В XX в. Церковь в восточной Белоруссии, а с 1939 г. и в западной Белоруссии переживала те же перипетии, что и вся Русская Церковь.

Правда, если быть ещё более точным, то белорусские земли были подчинены в церковном отношении Московскому патриархату не в 1772-1795 гг., а вместе с вхождением в его состав всей Киевской митрополии в 1686 г., то есть почти за 100 лет до эпохи разделов Польши.

Однако дело даже не в этом. Русская Церковь получила своё название от названия страны («Русь», «Русская земля»). В греческих актах и сама митрополия с центром в Киеве определялась как «Русская». С образованием нескольких соперничающих политических центров с начала XIV в. предпринимались попытки разделить и митрополию (Галицкая митрополия, Литовская митрополия). Киевские митрополиты перебрались на жительство во Владимир, затем в Москву, не переставая называться «Киевскими». И несмотря на все попытки разделения, единство восстанавливалось. Так продолжалось до заключения Флорентийской унии в 1439 г. (почти все греческие иерархи признали тогда католическое учение и власть папы). В Москве унию не приняли, а в Великом княжестве Литовском на некоторое время ввели. Это и послужило причиной разделения Русской Церкви, которое продолжалось до 1686 г. Если учесть эти обстоятельства, то получится, что из более чем 1000-летнего существования Православной Церкви на белорусских землях только около 250 лет церковное управление здесь было обособленным, поскольку Русская Церковь разделилась на этот период на две части (западную и восточную). Каков итог этого разделения? Итог был очень печальным – Брестская уния и угроза существованию Православия в Речи Посполитой и на белорусских землях.

Авторы видеоролика Белсата отметили на шкале времени образование Литовской митрополии в 1316 г., умышленно подчёркивая, что белорусские земли получили некоторую обособленную форму управления почти на 150 лет раньше, чем митрополия в Москве (1448 г.). Тут обыкновенная уловка. Сколько времени просуществовала Литовская митрополия? Немногим более 10 лет (1316-1329). Последующие попытки литовских князей были направлены не к созданию новой митрополии, а к переносу на территорию Великого княжества Литовского фактического центра существующей Киевской митрополии. Так литовские князья пытались укрепить своё политическое влияние на пространствах всей Русской земли, соперничая в её собирании с Москвой.

Не вдаваясь дальше в разбор устроенного Белсатом шоу, хочется лишь обозначить его очевидную направленность: Московский патриархат навязал свою власть белорусским землям, во главе Белорусского экзархата стоит гражданин России (митрополит Павел), патриарх Кирилл ведёт себя бесцеремонно (запрет священника Александра Шрамко, критиковавшего патриарха в его последний приезд) и т.д. Появление в передаче представителей раскольнической Белорусской автокефальной церкви, пребывающей за границей, должно было ещё больше подчеркнуть предлагаемую перспективу.

Сегодня внешние силы стремятся навязать БПЦ программу своих действий. Олег Трусов, конечно, хотел бы, чтобы Церковь стала локомотивом белорусизации. Это цель организации, в которую он входит. Раскол Православной Церкви в Беларуси, иерархические скандалы вокруг автокефалии создали бы благоприятные условия и для униатской пропаганды католиков. Однако для православных в Беларуси автокефалия – вещь одиозная. Она означает вовлечение Церкви в партийно-политические игры, ослабление церковного организма, междоусобия. Внутри БПЦ у такой идеи поддержки нет. И дело даже не в том, два-три священника желают белорусской автокефалии или их десять, двадцать, тридцать. Сама эта идея настолько скомпрометирована происходящим на Украине, что ожидать роста её популярности в церковной среде в Беларуси не приходится.

Тогда зачем передача Белсата? Зачем это шоу? Чтобы создать иллюзию актуальности вопроса «Когда будет автокефалия?» Такого вопроса нет, вопрос стоит иначе: «Кому нужна белорусская автокефалия и зачем? Какую пользу она принесет развитию церковной жизни в Беларуси?» Самой Церкви она не нужна. И пользы от неё никакой.

священник Алексей Хотеев, fondsk.ru


Комментарии


2019-04-18 14:21:17 Ліцьвін № 1013640
Беларуси не нужна московская ФСБэшная Секта во главе с законником Гуней.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.04.25

Одним из широко распространенных предрассудков западной политологии является противопоставление идеологии и демократии, утверждение, что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Видные западные социологи и политологи квалифицируют идеологию как ложное сознание и совокупность манипуляций. Так, итальянский социолог В. Парето отождествляет идеологию с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и видит в идеологии всего лишь маскировку действий.

18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru