САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Нужна ли Беларуси автокефалия?

« Назад

Нужна ли Беларуси автокефалия? 17.04.2019 09:11

Некоторое время назад в связи с церковными событиями на Украине польский канал Белсат выложил в Интернете ролик под названием «Калі абвесцяць аўтакефалію ў Беларусі?» («Когда в Беларуси провозгласят автокефалию?»).

Сюжет Белсата начался с представления участников, и компетентность некоторых из них сразу вызвала сомнения. Почему, например, для обсуждения церковной темы пригласили историка Олега Трусова и археолога Сергея Тарасова? Первый одно время был главой «Товарищества белорусского языка», которое ратует за распространение белорусского языка и белорусской культуры как единственно национальных. Видимо, соображения того рода, что, мол, «нам всё равно, какие у Церкви в Беларуси организационные структуры, лишь бы там всё было на белорусском», сделали его в глазах руководителей польского канала экспертом по автокефалии. Второй из приглашённых известен оригинальными суждениями: он полагает, например, что епископская кафедра в Полоцке была учреждена до Владимира Крестителя Руси. Предположение основано на одних догадках. Ещё больше сомнений при взгляде на участников той передачи Белсата возникло по поводу компетентности доктора теологии Ирины Дубенецкой, о которой мы уже писали. Из всех приглашённых только священник БПЦ Сергий Гордун, профессор Минской духовной семинарии, сочетал качества представителя православной иерархии и авторитетного богослова.

Началом обсуждения стал видеосюжет об истории Православия на белорусских землях, подготовленный Белсатом. Тенденция сюжета: продемонстрировать, что Русская  Церковь («Московский патриархат») появилась на белорусских землях только в 1839 году, после упразднения унии на Полоцком соборе, а до этого здесь господствовал Константинопольский патриархат.

 

В самом деле, с 1448 г. митрополия с центром в Москве была фактически самоуправляемой, а в 1589 г. она получила каноническую (законную) автокефалию с патриаршим статусом. Расширение Московского патриархата имело и политическую подоплеку, связанную с расширением пределов Русского государства. Накануне Первого раздела Речи Посполитой православная епархия с центром в Могилёве («Белорусская») была на грани уничтожения, постановление сейма 1768 г. о предоставлении свободы «диссидентам» (христианам-некатоликам) не выполнялось, более того, вызвало противодействие Барской конфедерации и кровавую резню на Украине (колиивщина). Не будь раздела в 1772 г., не известно, осталась ли существовать Православная Церковь в Речи Посполитой. Однако с изменившимися политическими обстоятельствами ситуация изменилась кардинально. C начала XIX до начала XX в. непрерывно шёл процесс восстановления Православия в белорусско-литовских губерниях, было построено или восстановлено много церквей, открыты духовные учебные заведения, возродились братства, книгоиздательство. В XX в. Церковь в восточной Белоруссии, а с 1939 г. и в западной Белоруссии переживала те же перипетии, что и вся Русская Церковь.

Правда, если быть ещё более точным, то белорусские земли были подчинены в церковном отношении Московскому патриархату не в 1772-1795 гг., а вместе с вхождением в его состав всей Киевской митрополии в 1686 г., то есть почти за 100 лет до эпохи разделов Польши.

Однако дело даже не в этом. Русская Церковь получила своё название от названия страны («Русь», «Русская земля»). В греческих актах и сама митрополия с центром в Киеве определялась как «Русская». С образованием нескольких соперничающих политических центров с начала XIV в. предпринимались попытки разделить и митрополию (Галицкая митрополия, Литовская митрополия). Киевские митрополиты перебрались на жительство во Владимир, затем в Москву, не переставая называться «Киевскими». И несмотря на все попытки разделения, единство восстанавливалось. Так продолжалось до заключения Флорентийской унии в 1439 г. (почти все греческие иерархи признали тогда католическое учение и власть папы). В Москве унию не приняли, а в Великом княжестве Литовском на некоторое время ввели. Это и послужило причиной разделения Русской Церкви, которое продолжалось до 1686 г. Если учесть эти обстоятельства, то получится, что из более чем 1000-летнего существования Православной Церкви на белорусских землях только около 250 лет церковное управление здесь было обособленным, поскольку Русская Церковь разделилась на этот период на две части (западную и восточную). Каков итог этого разделения? Итог был очень печальным – Брестская уния и угроза существованию Православия в Речи Посполитой и на белорусских землях.

Авторы видеоролика Белсата отметили на шкале времени образование Литовской митрополии в 1316 г., умышленно подчёркивая, что белорусские земли получили некоторую обособленную форму управления почти на 150 лет раньше, чем митрополия в Москве (1448 г.). Тут обыкновенная уловка. Сколько времени просуществовала Литовская митрополия? Немногим более 10 лет (1316-1329). Последующие попытки литовских князей были направлены не к созданию новой митрополии, а к переносу на территорию Великого княжества Литовского фактического центра существующей Киевской митрополии. Так литовские князья пытались укрепить своё политическое влияние на пространствах всей Русской земли, соперничая в её собирании с Москвой.

Не вдаваясь дальше в разбор устроенного Белсатом шоу, хочется лишь обозначить его очевидную направленность: Московский патриархат навязал свою власть белорусским землям, во главе Белорусского экзархата стоит гражданин России (митрополит Павел), патриарх Кирилл ведёт себя бесцеремонно (запрет священника Александра Шрамко, критиковавшего патриарха в его последний приезд) и т.д. Появление в передаче представителей раскольнической Белорусской автокефальной церкви, пребывающей за границей, должно было ещё больше подчеркнуть предлагаемую перспективу.

Сегодня внешние силы стремятся навязать БПЦ программу своих действий. Олег Трусов, конечно, хотел бы, чтобы Церковь стала локомотивом белорусизации. Это цель организации, в которую он входит. Раскол Православной Церкви в Беларуси, иерархические скандалы вокруг автокефалии создали бы благоприятные условия и для униатской пропаганды католиков. Однако для православных в Беларуси автокефалия – вещь одиозная. Она означает вовлечение Церкви в партийно-политические игры, ослабление церковного организма, междоусобия. Внутри БПЦ у такой идеи поддержки нет. И дело даже не в том, два-три священника желают белорусской автокефалии или их десять, двадцать, тридцать. Сама эта идея настолько скомпрометирована происходящим на Украине, что ожидать роста её популярности в церковной среде в Беларуси не приходится.

Тогда зачем передача Белсата? Зачем это шоу? Чтобы создать иллюзию актуальности вопроса «Когда будет автокефалия?» Такого вопроса нет, вопрос стоит иначе: «Кому нужна белорусская автокефалия и зачем? Какую пользу она принесет развитию церковной жизни в Беларуси?» Самой Церкви она не нужна. И пользы от неё никакой.

священник Алексей Хотеев, fondsk.ru


Комментарии


2019-04-18 14:21:17 Ліцьвін № 1013640
Беларуси не нужна московская ФСБэшная Секта во главе с законником Гуней.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
05.06.25

27 мая 2025 года в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Беларусь в формате видеомоста Минск – Москва состоялся круглый стол на тему: «Основы идеологии белорусского государства в свете строительства Союзного государства». Я также был его участником и высказал своё видение по данному вопросу. Полагаю, что с учётом важности темы, стоит вернутся к белорусской идеологии ещё раз.

05.06.25

27 июля 1929 года в органе ЦК КП(б)Б газете «Звязда» вышла редакционная статья «О правом уклоне в КП(б)Б по национальному вопросу», в которой были подвергнуты критике «непролетарские подходы» в проведении национальной политики в БССР после чего последовали оргвыводы. Своих постов лишился целый ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников. В частности, с должности наркома просвещения БССР был снят один из создателей и проводников политики белорусизации/дерусификации А.В. Балицкий.

05.06.25

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru