«Победа» – символ преодоления военного лихолетья

« Назад

«Победа» – символ преодоления военного лихолетья 28.06.2021 19:11

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось производство автомашины ГАЗ-М-20 «Победа», ставшей первым автомобилем, предлагавшимся к свободной продаже советским гражданам. 

Расхожий анекдот гласит, что когда разработчики нового автомобиля сообщили Сталину о том, что хотят назвать его «Родиной», он иронично поинтересовался: «И по какой цене вы будете «Родину» продавать?». После этого название модели было спешно изменено.

Интересно, что в феврале 1943 года советское руководство заинтересовалось проектом создания не военного грузовика, а нового легкового автомобиля, выпускаемого в таких количествах, чтобы сделать возможным его свободную продажу населению.

На Горьковском автозаводе планами обновления модельного ряда занялись ещё раньше. Ведь «Эмка», выпускавшаяся на заводе имени Молотова, а также ГАЗ-М-1, представляли собой слегка переделанный для условий нашей страны американский «Форд-А» середины 20-х годов. А советские инженеры не собирались останавливаться на тиражировании чужих изобретений.

Тезис о том, что «Победа» была полностью скопирована с немецкого «Опель-капитана», не выдерживает критики. Да, эта немецкая модель изучалась конструкторами ЗИМ в начале войны, но знакомство с трофейным автомобилем и покупка под ключ оборудования целого автозавода – совершенно разные вещи. «Победа» была машиной советского производства. 

В ряде отношений она стала прорывом в советском автомобилестроении. Пускай 4-цилиндровый двигатель в 52 лошадиные силы по нынешним временам был слабоват, обеспечивая максимальную скорость в 105 км/час, но зато расход топлива был относительно небольшим – 10-11 литров/100 км. 

Каплевидный корпус нового автомобиля имел коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,34 – на уровне гоночных моделей мирового автопрома. И когда на базовый ГАЗ-М-20 устанавливали более мощный двигатель, максимальная скорость возрастала до 164 км/час. 

Специальная гоночная модификация разгонялась до 180 км/час, выпускались и полноприводные модели, модификации «такси», «Скорая помощь» «аэросани»! Всего до 1958 года в СССР было выпушено 248 тысяч машин всех модификаций. В Польше, где «Победы» выпускали по лицензии до 1973 года, их выпустили 253 тысячи! 

Впервые в СССР новая машина получила отопление, обдув переднего стекла, омыватель заднего. Применённая в трехступенчатой коробке передач гидромуфта позволяла водителю трогаться сразу со второй, а то и третьей передачи! И сам процесс переключения передач был очень мягким. 

Если добавить к этому очень толстый металл корпуса и пайку опасных в плане коррозии мест оловянным припоем, то «Победа» получилась не просто очень крепкой, но чуть ли не вечной. 

Не надо думать, что приобретение ГАЗ-М-20 было доступно лишь академикам, лауреатам и другим категориям высокооплачиваемых советских граждан. Стоимость этой машины в розничной продаже постановлением правительства была установлена в 16 тысяч рублей, притом что себестоимость производства составляла около 14,5 тысяч (торговая наценка всего-навсего чуть больше 10%). 

Дорого это или нет? Средняя оплата труда в СССР в 1947 году составляла 719 рублей в месяц. Рабочие зарабатывали от 800 до 3000 рублей. Самую большую зарплату получали шахтеры-стахановцы – до 8000 рублей. Заработная плата инженера колебалась от 900 до 1300 рублей. Секретарь райкома КПСС зарабатывал 1500 рублей, министр – до 5000 рублей.

При этом килограмм белого хлеба стоил 5 рублей 50 копеек, черный хлеб – 3 рубля, килограмм говядины – 30 рублей, литр молока – 3 рубля, масло сливочное – 64 рубля, растительное – 30 рублей. Десяток яиц стоил 12 рублей, литр водки – 60 рублей, банка крабов – 20 рублей. Пару обуви можно было приобрести за 260 рублей, метр шерстяной ткани – за 269 рублей.

Так что покупка «Победы» при некоторых накоплениях семьи была делом доступным. И на «Победу» быстро пришлось устанавливать очереди. Однако цена автомобиля не повышалась.

Первый массовый советский легковой автомобиль создавался не для пополнения бюджета. Оттого и розничная наценка была мизерной. «Победа» создавалась для того, чтобы люди почувствовали: их страна одержала грандиозную победу не только над страшным врагом, но и над вызванной войной разрухой, над неизбежными лишениями военных лет. Название машины «Победой» стало глубоко символичным. 

Юрий Носовский, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru