САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

«Победа» – символ преодоления военного лихолетья

« Назад

«Победа» – символ преодоления военного лихолетья 28.06.2021 19:11

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось производство автомашины ГАЗ-М-20 «Победа», ставшей первым автомобилем, предлагавшимся к свободной продаже советским гражданам. 

Расхожий анекдот гласит, что когда разработчики нового автомобиля сообщили Сталину о том, что хотят назвать его «Родиной», он иронично поинтересовался: «И по какой цене вы будете «Родину» продавать?». После этого название модели было спешно изменено.

Интересно, что в феврале 1943 года советское руководство заинтересовалось проектом создания не военного грузовика, а нового легкового автомобиля, выпускаемого в таких количествах, чтобы сделать возможным его свободную продажу населению.

На Горьковском автозаводе планами обновления модельного ряда занялись ещё раньше. Ведь «Эмка», выпускавшаяся на заводе имени Молотова, а также ГАЗ-М-1, представляли собой слегка переделанный для условий нашей страны американский «Форд-А» середины 20-х годов. А советские инженеры не собирались останавливаться на тиражировании чужих изобретений.

Тезис о том, что «Победа» была полностью скопирована с немецкого «Опель-капитана», не выдерживает критики. Да, эта немецкая модель изучалась конструкторами ЗИМ в начале войны, но знакомство с трофейным автомобилем и покупка под ключ оборудования целого автозавода – совершенно разные вещи. «Победа» была машиной советского производства. 

В ряде отношений она стала прорывом в советском автомобилестроении. Пускай 4-цилиндровый двигатель в 52 лошадиные силы по нынешним временам был слабоват, обеспечивая максимальную скорость в 105 км/час, но зато расход топлива был относительно небольшим – 10-11 литров/100 км. 

Каплевидный корпус нового автомобиля имел коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,34 – на уровне гоночных моделей мирового автопрома. И когда на базовый ГАЗ-М-20 устанавливали более мощный двигатель, максимальная скорость возрастала до 164 км/час. 

Специальная гоночная модификация разгонялась до 180 км/час, выпускались и полноприводные модели, модификации «такси», «Скорая помощь» «аэросани»! Всего до 1958 года в СССР было выпушено 248 тысяч машин всех модификаций. В Польше, где «Победы» выпускали по лицензии до 1973 года, их выпустили 253 тысячи! 

Впервые в СССР новая машина получила отопление, обдув переднего стекла, омыватель заднего. Применённая в трехступенчатой коробке передач гидромуфта позволяла водителю трогаться сразу со второй, а то и третьей передачи! И сам процесс переключения передач был очень мягким. 

Если добавить к этому очень толстый металл корпуса и пайку опасных в плане коррозии мест оловянным припоем, то «Победа» получилась не просто очень крепкой, но чуть ли не вечной. 

Не надо думать, что приобретение ГАЗ-М-20 было доступно лишь академикам, лауреатам и другим категориям высокооплачиваемых советских граждан. Стоимость этой машины в розничной продаже постановлением правительства была установлена в 16 тысяч рублей, притом что себестоимость производства составляла около 14,5 тысяч (торговая наценка всего-навсего чуть больше 10%). 

Дорого это или нет? Средняя оплата труда в СССР в 1947 году составляла 719 рублей в месяц. Рабочие зарабатывали от 800 до 3000 рублей. Самую большую зарплату получали шахтеры-стахановцы – до 8000 рублей. Заработная плата инженера колебалась от 900 до 1300 рублей. Секретарь райкома КПСС зарабатывал 1500 рублей, министр – до 5000 рублей.

При этом килограмм белого хлеба стоил 5 рублей 50 копеек, черный хлеб – 3 рубля, килограмм говядины – 30 рублей, литр молока – 3 рубля, масло сливочное – 64 рубля, растительное – 30 рублей. Десяток яиц стоил 12 рублей, литр водки – 60 рублей, банка крабов – 20 рублей. Пару обуви можно было приобрести за 260 рублей, метр шерстяной ткани – за 269 рублей.

Так что покупка «Победы» при некоторых накоплениях семьи была делом доступным. И на «Победу» быстро пришлось устанавливать очереди. Однако цена автомобиля не повышалась.

Первый массовый советский легковой автомобиль создавался не для пополнения бюджета. Оттого и розничная наценка была мизерной. «Победа» создавалась для того, чтобы люди почувствовали: их страна одержала грандиозную победу не только над страшным врагом, но и над вызванной войной разрухой, над неизбежными лишениями военных лет. Название машины «Победой» стало глубоко символичным. 

Юрий Носовский, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

27.02.25

Георгиевская/гвардейская лента знаменует собой воинскую доблесть, Великую Победу над гитлеровскими рейхом и является символом свободы и борьбы с нацизмом. И совсем не случайно, когда в Киеве в 2014 году власть в результате государственного переворота захватила нацистско-бандеровская хунта, символом антифашистского восстания в Крыму и на Донбассе стала георгиевская лента. Георгиевские ленты широко используются и бойцами Российской армии в ходе Специальной военной операции как символ продолжения святого дела воинов Красной Армии по освобождению нашей восточнославянском сестры Украины от бандеровского-нацистского ига.

27.02.25

Русский язык, согласно Конституции РФ (статья 68), является государственным языком на всей территории Российской Федерации. Русский язык является государственным (наравне с белорусским) и в Республике Беларусь (статья 17 Конституции РБ). Причём в Белоруссии русский из двух государственных является основным языком употребления. Согласно переписи населения 2019 года, почти половина населения Белоруссии назвала в качестве родного русский язык, в обиходе по-русски (согласно переписи) говорит порядка 80 процентов жителей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru