Профессор Л.Е. Криштапович, касаясь темы Отечественной войны 1812 года, обратил особое внимание на то, что пропольско-шляхетские круги в белорусском историческом официозе пытаются навязать белорусам, «что для их предков это была якобы гражданская война, когда одни из них были на стороне Наполеона, а другие в русской армии. Но ведь это грубейшее искажение истории. Войска Бонапарта на белорусских землях приветствовала только польская шляхта, да и то далеко не вся. Многие поляки не нарушили присягу, данную русскому императору, и воевали против наполеоновской армии. Что касается белорусских дворян, мещан и крестьян, то они мужественно сражались с захватчиками в русской армии, земском ополчении и партизанских отрядах».
Л.Е. Криштапович особо отметил, что война 1812 года была для белорусского народа «дважды отечественной войной», т.к. предки белорусов в той войне защищали, во-первых, общее для всех русских Отечество - Российскую державу, а во-вторых - Белую Русь от новой угрозы польско-шляхетского порабощения.
Что касается современного положения дел, то профессор Криштапович предостерег от поверхностного восприятия белорусских событий 2020 года. Необходимо ясно отдавать себе отчет, что вся эта протестная кампания была направлена в первую очередь на достижение противниками России, Белоруссии и Русского мира враждебных геополитических целей: отрыв Белоруссии от России и разрушение белорусско-российского Союза. Судя по слаженности и размаху, с которыми действовали противники Лукашенко, справедливо предположить, что подготовка к выборам со стороны «бел-чырвона-белых» была достаточно серьезной.
Однако необходимо сказать, что все эти протесты возникли не на пустом месте. Два десятка лет в Республике Беларусь проводилась ошибочная историческая политика, нацеленная на возвеличивание польских магнатов и шляхты, а также Речи Посполитой, которая преподносилась как некая форма белорусского государства. Результат подобного исторического воспитания молодежи мы смогли увидеть на улицах белорусских городов во второй половине прошлого года. И властям пришлось предпринять решительные меры, чтобы не допустить обвала государства.
Профессор Криштапович выразил надежду, что руководством системы образования Белоруссии будут сделаны необходимые выводы, и польско-шляхетский взгляд на белорусскую историю, наконец, уйдет в прошлое.
Заведующий Центром евразийских исследований, профессор Российского государственного социального университета (филиал в Минске) К.В.Шевченко присоединился к мнению, что польская политика представляет серьезную угрозу стратегическим интересам Республики Беларусь и Российской Федерации, и это продемонстрировали события, произошедшие после 9 августа 2020 года.
«Массовые протесты под бело-красно-белыми флагами, которые раньше были абсолютно маргинальными и которые использовались коллаборационистами во время Великой Отечественной войны, продемонстрировали то, что проводимая в Белоруссии до недавнего времени историческая политика, направленная на подспудное размывание цивилизационной общности великороссов и белорусов, играет на руку польской исторической политике и способствует росту русофобского национализма».
Профессор К.В. Шевченко выразил сожаление по поводу недостаточной интеграционной активности российской стороны на белорусском направлении, в том числе и в вопросах строительства Союзного государства. И это было продемонстрировано в период каронавируса. Например, в конце января транспортное авиасообщение с Польшей из Минска было в три раза интенсивней, чем с Москвой. И стоимость билета в Варшаву была в 3-4 раза меньше, чем в Москву».
Далее К.В. Шевченко затронул некоторые стороны проводимой во 2-й Речи Посполитой (довоенной Польше) политики ополячивания белорусского населения. В частности, существовал полный запрет не только обучения на русском языке, но и любого использования русского языка в пределах учебных заведений. Вслед за этим было запрещено и преподавание на белорусском языке.
Национальную и культурно-языковую политику правительства довоенной Польши в Западной Белоруссии К.В. Шевченко обоснованно назвал «этноцидом» белорусского народа, т.к. она была направлена на ликвидацию на т.н. «кресах всходних» белорусов как этноса.
Заведующий отделом по связям с Русской православной церковью Института стран СНГ К.А. Фролов заметил, что пришло время открыто говорить о том, что белорусы и великороссы являются одним, искусственно разделенным русским народом.
«Это – главное, а политические формы русского воссоединения могут быть гибкими, с уважением факта сложившейся белорусской политической элиты, которая должна получить достойные места в политической и экономической структуре конфедеративного Союзного государства, являющегося на данный исторический момент наиболее реалистичной формой русского воссоединения».
Историк, писатель и православный публицист Кирилл Фролов
И далее, «Союзное государство, русское воссоединение необходимо и Минску, и Москве - только так можно удержать государственность перед лицом атак коллективного Запада. Нельзя исключать, что для отражения попытки либерального переворота в Российской Федерации после выборов Государственную Думу осенью нынешнего года понадобится помощь гражданских патриотических сил из Севастополя, Донецка, Минска и других русских цивилизационных центров. Я не случайно упомянул Минск, потому что Патриарший Экзарх Белой Руси митрополит Вениамин, восходя на кафедру, сказал слова о том, что грядущее единство России, Белоруссии и Украины является для него предметом религиозной веры, ибо об этом пророчествовали русские святые.
А миллионы православных верующих Белой Руси, которых в разы больше, чем сторонников «евроинтеграции», безоговорочно доверяют своему митрополиту, который стал настоящим духовным лидером белорусского народа».
В своем выступлении К.А. Фролов затронул недавнее предложение президента Лукашенко развивать собственно белорусскую национальную идею в противовес польскому национализму, выдаваемому за белорусский.
«Такая национальная идея давно существует, и она называется "западнорусизм". Белорусы, несомненно, имеют свои национальные особенности, отличные от великороссов, но белорусы, как и великороссы, -это русские. Великие западнорусисты - светочи белорусского просвещения - митрополит Иосиф (Семашко), профессора Михаил Коялович, Платон Жукович, Иларион Чистович, Николай Лосский и другие отмечали тот факт, что белорусы сотни лет боролись за право быть русскими».
При этом К.А. Фролов особо отметил огромный вклад в развитие идеологии западнорусизма выдающегося ученого-слависта академика Евфимия Карского. Его фундаментальный труд «Белорусы», до сих пор непревзойденный по глубине научного исследования, содержит многочисленные свидетельства русского самосознания белорусов. В завершение своего выступления К.А. Фролов подчеркнул, что «настоящие белорусские патриоты — это ревнители Западной Руси».
Представитель Института стран СНГ в Белоруссии, председатель Белорусского общественного объединения «Русь» Н.М. Сергеев затронул тему т.н. «польщизны».
«Уже в течение трех десятков лет, со времен крушения Советского Союза, белорусским гражданам в качестве мировоззренческой путеводной нити навязывается идея пресловутой польщизны, а в качестве белорусских героев предлагается чтить откровенных недругов Белой Руси и ее народа.
Политолог и общественный деятель Николай Сергеев
Понятие польщизны довольно давнее. Этим словом во времена владычества Речи Посполитой на землях нынешних Украины и Белоруссии определяли политику польского доминирования.
Согласно историческим и толковым словарям, «польщизна» означает «польскую народность и польский дух». Политика же польщизны предполагает навязывание, в частности, белорусскому населению восприятия исторических событий и современной действительности сквозь призму польских интересов.
Смысл польщизны состоит в формировании у граждан Республики Беларусь чуждого, а лучше - враждебного отношения к России и Русскому миру.
К сожалению, приходится свидетельствовать, что в русле пресловутой польщизны на общественное сознание воздействует существующая в республике система исторического, и в целом - гуманитарного образования. В ходе изучения истории Белоруссии в сознание школьников и студентов внедряется ложная мысль, что Великое княжество Литовское (русская составляющая этого средневекового государства замалчивается) и Речь Посполитая якобы являлись историческими формами белорусской государственности, а жестоко угнетавшие предков белорусов польские магнаты и шляхта выдаются за белорусских национальных героев.
Из ныне действующих учебников по истории Белоруссии ничего нельзя узнать о «борьбе белорусов за свою русскость» (слова выдающегося русского мыслителя, уроженца Витебщины Николая Лосского), о подлинных причинах и целях многочисленных освободительных восстаний и войн против польско-шляхетского владычества на западнорусских/белорусских землях.
Фактически прямо со школьной скамьи белорусские граждане приучаются воспринимать историю Белоруссии через призму польщизны, т.е. польско-шляхетских интересов.
Прямым следствием подобной линии в вопросах преподавания истории являются массовое участие молодежи в протестных акциях под бело-красно-белыми флагами гитлеровских приспешников. Оказалось, что у этих молодых людей, окончивших школу в суверенной Республике Беларусь, отсутствует неприятие пронацистской коллаборационистской идеологии. И это серьезное упущение белорусской системы образования и в целом - идеологической вертикали».
Далее Н.М. Сергеев отметил, что «польщизна» продолжает оказывать существенное влияние на языковую политику в Республике Беларусь. Вопреки тому, что русский язык обладает государственным статусом он практически вытеснен из транспортной системы. Несмотря на многочисленные обращения граждан и местных властей, предлагавших использовать два государственных языка на транспорте, языковая ситуация в транспортной системе не улучшается. При этом чиновники, недруги русского языка, под совершенно надуманными предлогами отказываются от использования русского языка в метро, в городском транспорте и дорожных указателях.
В завершение своего выступления Н.М. Сергеев сказал, что дальнейшего развития и укрепления белорусско-российских союзнических отношений необходимо как извлечь должные уроки драматических белорусских событий лета-осени 2020 года, так и целенаправленно добиваться проведения в рамках Союзного государства общей, а лучше - единой общерусской (белорусско-российской) исторической политики.
По окончании видеоконференции участники высказали пожелание регулярно проводить подобные мероприятия, посвященные злободневным вопросам союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации.
Комментарии
Комментариев пока нет