САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Пожарский Дмитрий Михайлович, 1578 - 1642

« Назад

Пожарский Дмитрий Михайлович, 1578 - 1642 02.05.2019 10:53

Князь Д. М. Пожарский прославился как руководитель Второго ополчения и освободитель Москвы от поляков. Он принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, родоначальником которых был младший сын великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо – Иван. Род Стародубских князей был разветвленным, Пожарские считались в нем старшей ветвью, но им не удалось дослужиться до высоких чинов. Отец Дмитрия Михайловича рано умер, поэтому его воспитанием занималась мать из рода Берсеневых-Беклемишевых.

Первые сведения о службе Пожарского относятся к 1593 году: он «стряпчий с платьем», т.е. должен подавать одежду царю Федору Ивановичу. После воцарения Бориса Годунова в 1598 году он получил должность стольника, мать стала боярыней в свите царевны Ксении. Первое боевое крещение князь получил в 1608 году. Ему было поручено доставить продовольствие из Коломны в окруженную тушинцами столицу. Пожарский с успехом справился с заданием. Заметив воинские таланты молодого князя, Шуйский отправил его воеводой Зарайска, жители которого хотели перейти на сторону Тушинского вора. Пожарский пресек измену, а в конце 1610 года поддержал П. Ляпунова, собиравшего Первое ополчение. Но предварительно он отправился в Москву, где жила его семья. Там в марте стихийно вспыхнуло восстание против поляков, и Пожарскому пришлось вступить с ними в бой. Он был тяжело ранен и вывезен слугами из столицы в Мугреево. Там с ним встретились посланцы Кузьмы Минина и уговорили возглавить Второе ополчение.

В марте 1612 года численность нового ополчения достигла 3 тысяч, и войско двинулось к Ярославлю. Там была сделана остановка, поскольку к патриотам присоединялись новые отряды из городов. Вскоре войско достигло 10 тысяч человек. Для руководства им было создано временное правительство «Совет всей рати». Его возглавили Пожарский и Минин.

В июле в Ярославль прибыли посланцы Трубецкого с просьбой о помощи, так как к столице двигалось большое войско гетмана Хоткевича. Пожарский со Вторым ополчением сразу же выступил в поход и поспел вовремя. В августе сразу же начались ожесточенные бои с поляками. Общими усилиями войско Хоткевича было разбито. В конце октября был взят Китай-город, сдался Кремль.

После этого Пожарский с Трубецким занялись организацией Избирательного земского собора. Они рассылали по городам грамоты с просьбой прислать к определенному сроку выборщиков. К началу января 1613 года в Москве собралось около 500 делегатов, и собор начал работу. После дебатов собравшиеся члены собора пришли к выводу, что лучшей кандидатурой на престол является Михаил Федорович Романов. Он был ближайшим кровным родственником царя Федора Ивановича, отличался молодостью и не запятнал себя связями ни с самозванцами, ни с поляками. К тому же многие представители знати состояли с ним в родстве и могли стать опорой его трона. 21 февраля имя всенародного избранника было официально объявлено.

Новый царь оценил заслуги Пожарского в борьбе с поляками и усилия по избранию его на престол, за что и присвоил ему боярский чин. Во время венчания на царство он доверил ему нести яблоко-державу. В царском войске он стал ведущим полководцем. В 1618 году ему пришлось встать на пути королевича Владислава, двигающегося к Москве, и защищать Можайск. Потом он оборонял Арбатские ворота, и королевич был вынужден вернуться в Польшу ни с чем.

В разные годы Пожарский возглавлял Ямской, Разбойный и Судный приказы. При подготовке похода на Смоленск в 1632 году, царь хотел поставить Пожарского во главе войска, но князь отказался из-за подорванного ранениями здоровья. В 1633 году ему все же пришлось спасать попавшего в тяжелое положение главнокомандующего М. Б. Шеина.

В течение всей жизни Дмитрий Михайлович активно занимался церковным строительством, покровительствовал иконописцам в своих селах Палех и Холуй, переписчикам книг, музыкантам и даже скоморохам, разыгрывающим смешные сценки. Перед смертью он принял постриг под именем Кузьма в память о своем соратнике. 

Вся Москва во главе с царем Михаилом Федоровичем участвовала в его похоронах, гроб проводили до выездных ворот Белого города, ведущих к Суздалю. Полководец был похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре.

Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
05.06.25

27 мая 2025 года в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Беларусь в формате видеомоста Минск – Москва состоялся круглый стол на тему: «Основы идеологии белорусского государства в свете строительства Союзного государства». Я также был его участником и высказал своё видение по данному вопросу. Полагаю, что с учётом важности темы, стоит вернутся к белорусской идеологии ещё раз.

05.06.25

27 июля 1929 года в органе ЦК КП(б)Б газете «Звязда» вышла редакционная статья «О правом уклоне в КП(б)Б по национальному вопросу», в которой были подвергнуты критике «непролетарские подходы» в проведении национальной политики в БССР после чего последовали оргвыводы. Своих постов лишился целый ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников. В частности, с должности наркома просвещения БССР был снят один из создателей и проводников политики белорусизации/дерусификации А.В. Балицкий.

05.06.25

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru