САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

В Госдуме вспомнили о соотечественниках. Не дадим забыть

« Назад

В Госдуме вспомнили о соотечественниках. Не дадим забыть 16.02.2017 14:16

Государственный переворот в Киеве и последовавшая война на Юго-Востоке Украины со всей наглядностью показали полное несоответствие российского законодательства о гражданстве нуждам и интересам многомиллионной армии российских соотечественников, не по своей воле в 1991 году в одночасье оказавшихся жителями чужих, часто враждебных всему русскому, государств.

С Украины в Россию в 2014-2015 гг. бежало более двух с половиной миллионов человек. Российское государство приняло их и, несмотря на огромные затраты, обеспечило кровом, медицинской помощью и едой. Можно сказать, что была проведена гигантская, не имеющая аналогов гуманитарная операция. При этом очень быстро выяснилось, что главная проблема обустройства массы беженцев совсем не финансовая или организационная, а правовая. Так, например, русских людей, бежавших с Донбасса от войны, по российскому законодательству оказалось невозможным считать беженцами. Было даже совершенно дикое решение суда (формально юридически безупречное) о депортации одной из семей беженцев назад на Украину. Сотни тысяч до сих пор остаются с неурегулированным правовым статусом и фактически на птичьих правах.

Кто-то скажет, что это чрезвычайная ситуация и под нее, естественно, законы не писались. Однако давайте вспомним о тех проблемах, с которыми столкнулись миллионы наших соотечественников, вынужденных в 90-е годы бросать все и уезжать из новых независимых государств, в Россию. Немалое количество из них до сих пор не стали полноправными гражданами у себя на Родине.

Проблем с получением российского гражданства у российских соотечественников, в отличие от иностранных кинозвезд, более чем достаточно. Именно поэтому мы считаем необходимым опубликовать попавший в наше распоряжение документ. Это разработанная в комитете по делам СНГ Госдумы, видимо Константином Затулиным, программа «О необходимых мерах по исправлению законодательства о гражданстве Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Она носит революционный характер и по утверждению ее автора или авторов «направлена на снятие большинства проблем предоставления российского гражданства нашим соотечественникам за рубежом. Её осуществление приведет к реальной консолидации русского зарубежья вокруг Российской Федерации, сравнимой, в определенном смысле, с эффектом «Русской весны» в Крыму в 2014 году».

В значительной мере разделяя такую точку зрения, мы все же считаем, что столь судьбоносные для миллионов наших соотечественников документы и программы не должны разрабатываться кулуарно. К их обсуждению и самому активному должна подключиться российская общественность и российские соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. Тем более что у нас уже есть немалый опыт того, как самые благие инициативы, направленные на улучшение положения российских соотечественников, пройдя через бюрократические инстанции, превращались в форменное издевательство над ними.

Текст документа прилагается.

 

О НЕОБХОДИМЫХ МЕРАХ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

(к программе законотворческой работы)

I. Текущий 2017 год – это не только год столетия Русской революции, но и год столетнего юбилея российского гражданства, учрежденного Декретом Совета Народных Комиссаров «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 (24 - по новому стилю) ноября 1917 года. Однако существенно более важным и актуальным для развития института российского гражданства является то, что пошел уже четвертый год с того момента, как события 2014 года на Украине обнажили несостоятельность господствующего до сих пор официального подхода к вопросам гражданства для российских соотечественников за рубежом. Логика авторов и разработчиков действующего Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года (ФЗ-2002) («все, кто надо, в Россию уже приехал. Теперь нужно поставить барьер на пути всех остальных») пришла в кричащее противоречие не только с прежними обещаниями упрощения процедуры получения гражданства для соотечественников, но и во множестве породила конфликты как в самой России, так и в странах ближнего зарубежья. Сегодняшнее отношение к запросам наших соотечественников, духовно и родственно близких нам людей, бросают тень на политику Президента Российской Федерации, срывают достижение её целей.

II. Этому, безусловно, содействовали родовые травмы 1991 года, когда в процессе обретения независимости бывшими союзными республиками в вопросе о гражданстве не была в должной степени обеспечена свобода волеизъявления граждан бывшего СССР. Первый Закон Российской Федерации «О гражданстве РФ» № 1948-I от 28 ноября 1991 отрезал, по сути, от получения гражданства РФ многомиллионные массы российских соотечественников в новых независимых государствах, и к тому же нарушил правопреемственность законодательства, начав отсчет российского гражданства со дня создания СССР (а не с момента его установления для всех подданных бывшей Российской Империи в 1917 году).

В современном законодательстве историческая преемственность института российского гражданства зафиксирована только в 1999 году Федеральным законом № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. (далее ФЗ-о соотечественниках). Закон закрепил, что «Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)», а также то, что «институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».

III. ФЗ-о соотечественниках провозглашает право соотечественников на получение российского гражданства в упрощенном порядке в соответствии с законодательством РФ» в форме специальной статьи «Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками».

Однако ныне действующий базовый Федеральный закон «О гражданстве РФ» (ФЗ-2002), как и закон 1991 года, не содержит никаких прямых норм, предоставляющих и реализующих упрощенную процедуру приобретения гражданства соотечественниками как таковыми. За исключением внесенной в 2008 году льготы для участников Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа переселения).

Следует отметить, что ФЗ-2002 дает также право на получение гражданства в упрощенном порядке нескольким категориям лиц, среди которых есть и те, кого можно отнести к соотечественникам, хотя в законе они так и не называются:

- бывшим гражданам СССР, не получившим иного гражданства;

- имеющим родителя, супруга, несовершеннолетнего или недееспособного ребенка - граждан России, проживающих в России;

- выпускникам российских учебных заведений, квалифицированным специалистам, инвесторам, предпринимателям – в соответствие с нормой, введенной в ФЗ-2002 в июле 2014 года, но заблокированной из-за отсутствия до сих пор необходимых поправок в «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства», утверждаемое Указом Президента.

Наконец, с апреля 2014 года ФЗ-2002 дает право на упрощенный прием в гражданство России «носителям русского языка», проживающим в России (т.е. имеющим вид на жительство), если они обязуются соблюдать российские Конституцию и законы, имеют законный источник существования и отказались от иного гражданства. Однако, чтобы воспользоваться правом на гражданство «носители русского языка» должны получить согласие иностранного государства и представить соответствующий документ от него (во всех других случаях требуется представить лишь копию своего нотариально заверенного заявления об отказе от прежнего гражданства). Закрепление в законе требования о предоставлении иностранной справки полностью парализовало инициативу Президента РФ о «носителях русского языка».

Таким образом обещанная ФЗ-о соотечественниках упрощенная процедура совершенно не касается основной массы русских и русскоязычных соотечественников, продолжающих проживать за рубежом Российской Федерации.

IV. Нормативное требование о необходимости отказа от гражданства чужого государства для приобретения российского гражданства является главным барьером на пути паспортизации основной массы российских соотечественников, проживающих за рубежом. В случае с «носителями русского языка» оно, как видим, вообще делает иностранное государство посредником, без согласия которого (справки) вообще невозможно участвовать в процедуре получения российского гражданства.

Требования об отказе от иного гражданства не вытекают из положений Конституции Российской Федерации, допускающих, как известно, двойное и множественное гражданство для гражданина РФ. Такое требование часто объясняется беспокойством за систему социальных и пенсионных гарантий гражданскому населению России. Опыт других стран, однако, свидетельствует о возможности решения вопроса о гражданстве без ущерба для государственного бюджета и социальных фондов (путем принятия законодательных ограничений на получение пенсий и т.д. гражданами, постоянно проживающими за рубежом и не производящими выплат в соответствующие социальные фонды).

Распространение российского гражданства среди соотечественников за рубежом, на наш взгляд, не угрожает внутриполитической стабильности в России. Хотя бы потому, что у нас введены и действуют ограничения на право занятия высоких государственных должностей для лиц с двойным или множественным гражданством. С другой стороны, широкая паспортизация российской диаспоры в странах СНГ, Грузии и Прибалтики является серьезнейшим ресурсом для проведения в жизнь политики Российской Федерации и влияния на политический и социокультурный климат в тех странах, где удельный вес российской диаспоры в составе населения значителен (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония).

Заслуживает внимания точка зрения, что в случае, если бы Россия активно распространяла своё гражданство на Украине, то в 2013-2014 гг. наличие большого числа граждан России на Украине не позволило бы прибегнуть к террористическим методам для подавления противников государственного переворота и, соответственно, не дало бы повода к фактической гражданской войне.

V. Специфическими проблемами российского законодательства о гражданстве является также усложненная процедура получения гражданства детьми в смешанных семьях, проживающих за рубежом (требование согласия родителя- иностранца на получение ребенком российского гражданства). А также нераспространение на страны с безвизовым режимом въезда-выезда в Российскую Федерацию (например, Украину) положения о предоставлении политического убежища (политической эмиграции) в Россию (в соответствии с Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 746 от 21 июля 1997 г.).

Политэмиграция в РФ из стран СНГ – «секрет Полишинеля». Отказ от предоставления убежища политэмигрантам с Украины сегодня вынуждает их добиваться получения статуса участников программы добровольного переселения или «носителей русского языка». И то и другое чрезвычайно затруднено.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемые решения, направленные на упрощение получения российского гражданства, касаются исключительно соотечественником за рубежом и не должны рассматриваться как форма либерализации законодательства о гражданстве для трудовых и прочих мигрантов в Российскую Федерацию. В связи с этим возникает необходимость уточнений некоторых положений действующего ФЗ-о соотечественниках, и, в частности, самого определения «соотечественник за рубежом», работа над которыми будет продолжена. 

1

2

3

4

cont.ws


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.03.25

В начале 90-х годов XX столетия вопрос ставился не только о вытеснении русского языка, но и о тотальной (по словам тогдашнего главы Республики Беларусь Станислава Шушкевича) дерусификации белорусов, т.е. о радикальном искажении национального самосознания белорусского народа. При этом упор в этом сомнительном деле делался на всестороннюю фальсификацию исторического и в целом гуманитарного образования.

13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru