
Консерватизм – одно из направлений современной идеологии. Наиболее видным идеологом консерватизма является английский политический деятель XVIII века Эдмунд Берк. Член английского парламента от партии вигов он изложил основные принципы консерватизма применительно к конкретным вопросам английской, европейской и мировой политики. Событием, подтолкнувшим его к изложению символа консерватизма, явилась Великая французская революция 1789 года. Эта революция изображалась им как зло, которое захватывает людей, лишенных правильного понимания своей сущности и законов человеческого общежития. Основные принципы консерватизма в его трактовке следующие. Во-первых, человек есть существо религиозное, и религия лежит в основе гражданского общества. Во-вторых, социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков. В-третьих, человек, будучи существом инстинкта, чувства и разума, больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями. В-четвертых, зло заключено в самой человеческой природе, а не в социальных институтах, не в общественно-экономической системе. Общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше прав индивида. Права индивида есть лишь следствие его обязанностей. В-пятых, люди от природы неравны, а следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими. В-шестых, существующий общественный строй необходимо охранять, поскольку всякие попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла. Это требование не отрицает необходимости преобразований.
Консервативная идеология в изложении Эдмунда Берка во многом была реакцией английского правящего класса не только на революционные события во Франции в конце XVIII века, но и попыткой сформулировать свою идеологию, которая оправдала бы колониальную политику Англии. Англия в то время стала на путь широких территориальных захватов в Индии, Юго-Восточной Азии, Америке, Африке, Австралии. Колониализм и консерватизм в английской политике всегда шли рядом, подпитывая друг друга. Колониализм являлся материальной основой консерватизма, а консерватизм идеологически оправдывал необходимость колониальной экспансии. Консерватизм был идеологией крупного капитала и английских лендлордов, раздобревших на эксплуатации колониальных народов. В дальнейшем консерватизм стал идеологической основой империалистической политики западных стран на международной арене. Страсть к богатству в среде консерваторов всегда облачалась в одежды религиозного фарисейства, апелляция к традициям, к мудрости предков должны были доказать превосходство английского джентльмена над «дикими», как они говорили, народами. Отсюда известное оппозиционирование консерватизма и либерализма. Консерватизм всегда иронично относился к прославлению индивидуализма, рыночной стихии, конкуренции, считая эти принципы либерализма политическим фарисейством и демагогией полуобразованных выскочек из бюргерской среды. Но поскольку и консерватизм, и либерализм являются идеологией охраны прав меньшинства как в международном, так и в социально-классовом плане, то между ними принципиальной разницы не существует.
Для консерватора важна не истинность его идеологической конструкции, а ее институциональность, то есть способность идеологически охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Известный идеолог консерватизма М. Оукшотт отмечал, что «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны».
Такое понимание природы консерватизма ведет к тому, что консервативная идеология лишается исторического и гносеологического обоснования своей доктрины, не имеет собственной почвы развития. Как подчеркивает С. Хантингтон, «обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма, по существу, статично. Его проявления исторически изолированны и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм – этот призыв к истории, сам без истории».
Консерватизм является необходимым утилитарным дополнением к системе взглядов той части политической элиты западных стран, которая ведет свою родословную от аристократических фамилий феодальной эпохи. Отсюда соблюдение внешней религиозности, отождествление анахронизма с традицией, преклонение перед своими аристократическими предками – все это должно работать на консолидацию общества, удержать его в границах неизменной парадигмы исторического развития. Консерватизм в отличие от коммунизма не имеет своего общественного идеала, он ориентирован лишь на защиту данного социально-политического устройства западных стран.
На Западе стремятся придать консервативной идеологии новое дыхание, очистить ее от либерализма. Так подчеркивается необходимость отвергнуть все те формы консерватизма, в которых либерализм нашел себе политическое пристанище и передачи политической функции консерватизма от правых партий к левым силам с целью сохранения демократической цивилизации на Западе. При таком подходе, подчеркивает известный западный политолог Дж. Грей, консерватизму принадлежат лишь три принципа. Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры. Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны. Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам.
Все это обусловило попытки западных политологов сформулировать современную консервативную идеологию – неоконсерватизм. Предлагаются две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерватизм как идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.
Такая интерпретация консерватизма обусловлена кризисом западной парадигмы развития. В результате возникает желание сконструировать некую антропологическую метафизику, которая неподвластна историческому процессу и тем самым можно увековечить социальные порядки западной цивилизации.
В этом заключается принципиальное различие между представителями консервативной идеологии на Западе и так называемыми консерваторами в России и Беларуси. Так называемые «правые» партии в наших странах, якобы играющие консервативную роль, на самом деле ничего общего не имеют с западным консерватизмом. Западные консерваторы охраняют свой социальный порядок, а так называемые «консерваторы» в Беларуси и России как раз пытаются разрушить социальные институты в наших странах. Вся их деятельность вокруг купли-продажи земли, жилищно-коммунальной реформы, административных реформ, пенсионной реформы и всех других реформ дестабилизирует социально-политическую ситуацию, разрушает основы социального мира и согласия.
Они не консерваторы, а проводники идей русофобских западных консервативных партий в России и Беларуси. Ибо охранение западного социального порядка во многом обусловлено разрушением социального порядка в других странах, в том числе и в постсоветских республиках. В этом и заключается истинный смысл прозападного консервативного реформирования российско-белорусского общества.
И здесь возникает вопрос: в каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.
Следует отметить, что консерватизм в наших сегодняшних условиях во многом, как это ни парадоксально, совпадает с идеологией социализма. Такова диалектика переживаемого исторического периода. И это надо зарубить на носу телеканалу «Спас», сотрудники которого в своей малоумной борьбе с советским наследием придерживаются не учения Христа, а пропитаны закваской фарисейской.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.