Роман "Хождение по мукам" уже в СССР был идеологически усилен, но «Сёстры» в целом гораздо сильнее последующих частей (также произошло и с Шолоховым, чей «Тихий дон» заметно превосходит его же «Поднятую целину»). Прототипом Кати Рощиной стала его жена Н.Крандиевская. «Детство Никиты» - в определённой степени автобиографическая, ностальгическая повесть по ушедшей России. Прототипом Никиты стал сын Толстого и Крандиевской Никита.
Толстой и Крандиевская
В конце 1921 года А.Н.Толстой начинает сближаться с писателями, оставшимися в Советской России, сотрудничать с изданиями, лояльными к большевикам. В отличие от многих эмигрантов он начинает полагать, что победа большевиков – это не некая случайность, а, возможно, историческая данность. Всё это вызывает раздражение в эмигрантских кругах – начинают появляться публикации, упрекающие его в незаконнорожденности, былом сожительстве с иудейкой и других поступках. Естественно, это только укрепляет А.Н.Толстого в его взглядах и неприятии попыток повернуть историю вспять. В итоге в апреле 1922 года А.Н.Толстой пишет «Открытое письмо Н.В.Чайковскому», одному из руководителей русской эмиграции во Франции, где говорит о необходимости признания большевиков, как единственного правительства России и утверждает о необходимости сотрудничества с большевиками «для укрепления великодержавности». Это письмо фактически приводит к его разрыву с белой эмиграцией и А.Н.Толстого исключают из Союза русских писателей в Париже.
Выбор сделан и 1 сентября 1923 года Алексей Толстой возвращается в Россию. Первым же вышедшим романом, заложившим основы советской научной фантастики, стала «Аэлита». Центральным персонажем романа является красноармеец Гусев, неудержимый оптимист и сторонник мировой революции, который тут же устраивает её на Марсе, прилетев туда вместе с инженером Лосевым.
Аэлита
В 1924 году он издаёт сатирическую повесть «Похождение Невзорова, или Ибикус», где в юмористической форме описывает свои воспоминания и впечатления о жизни в эмиграции.
Алексей Толстой не чурается и коллективной работы и вместе с рядом других писателей принимает участие в написании романа «Большие пожары», который публиковался в журнале «Огонёк».
Из других произведений А.Н.Толстого можно отметить пьесу «Заговор императрицы» (1925 год) и «Дневник Вырубовой» (1927 год), повествующий о разложении и упадке семьи Романовых.
Он также активно работает над трилогией «Хождение по мукам», о которой мы говорили выше. Она была закончена лишь в 1941 году. Эпический роман «Хождение по мукам» описывает советскую власть, как естественно вытекающую из всей многовековой русской истории. При этом революция 1917 года описывается в качестве абсолютно справедливого исторического акта. А.Н.Толстой пишет об этом с убеждением, а вовсе не из желания под кого-либо подстроиться. Вероятно, присутствовало и второе в некоторой степени, но всё же главным был именно замысел и внутреннее восприятие происходившего.
Любопытен и его другой научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», в котором помимо темы ответственности гениального учёного перед человечеством за свои изобретения (о чём пишут часто) в достаточно широком контексте рассматриваются и вопросы жизни в эмиграции (что замечают редко).
Гиперболоид инженера Гарина
Ещё одним фантастическим произведением А.Н.Толстого считают его повесть «Голубые города». Это мнение настолько устойчиво, что «Голубые города» даже поместили в первый том «Фантастика и приключения» в серии «Библиотека отечественной классической литературы в 100 томах» совместного издания издательств «Дрофа» и «Вече» 2003 года. Между тем на мой взгляд «Голубые города» имеют достаточно отдалённое отношение к фантастике (разве что в некотором смысле – к приключениям, и то натянуто). Речь там совсем о другом. О судьбе В.А.Буженинова, который после ранений и превратностей гражданской войны не может найти себя в новой жизни, мечтая о будущем, грезя жизнью прекрасной Москвы 2023 года, которую он видит в бреду, и о которой однажды рассказывает товарищам (вот и всё фантастическое, собственно). Он приезжает в провинциальный городок, но не находит себя в мирной жизни, не может трудоустроиться, вдобавок ко всему у него не складывается личная жизнь – его избранница, воспитанница его матери отвыергает его любовь, тянется к тем, у кого больше денег, к тем же зажиточным торговцам, с которыми он когда-то воевал на фронтах гражданской. Голубые города далеко и пока недостижимо это общее глобальное счастье, о котором он так мечтал, а мрачная действительность, давящая своей беспросветностью – она рядом. И тогда В.А.Буженинов совершает убийство ненавистного ему соперника, сжигает погрязший в мещанстве город. В сюжетном смысле это некий синтез «Бесприданницы» островского и современных историй в стиле «афгаский синдром». Это не фантастика, а весьма серьёзная социальная драма, показывающая проблемы советского общества середины двадцатых. «Голубые города», как мне представляется, серьёзно опровергают частые сегодня обвинения А.Н.Толстого в конформизме.
Петр Первый
В 1929 году А.Н.Толстой начинает работу над романом «Пётр I», который он писал до конца своей жизни и так и не успел закончить. «Пётр I» - это попытка писателя переосмыслить русскую историю, её ключевые, поворотные моменты. Довольно примитивными представляются мне высказывания о том, что А.Н.Толстой взялся за этот роман потому, что И.В.Сталину импонировали образы и Петра Великого и Ивана Грозного и это был, якобы, некий социальный заказ. Безусловно, Алексей Николаевич Толстой не чурался и этой стороны жизни в Советской России, но как раз роман «Пётр I» никакого отношения к его якобы «конформизму» не имеет. Это эпическое историческое произведение – пожалуй, главный исторический роман (если не считать «Войну и мир» Льва Толстого) отечественной литературы. Я не случайно вначале столько говорил о происхождении А.Н.Толстого, его графском титуле, законно переданном ему отцом, происках недоброжелателей о его якобы незаконнорожденности. Именно эпоха Петра изменила старую Россию, привела в действие социальные лифты, которые могли вознести на самую вершину вчерашних париев, добившихся всего благодаря своему таланту и личным качествам – таких, как тот же бывший торговец на базаре, а впоследствии всесильный Александр Меншиков. Алексей Толстой сравнивал эпоху Петра и современную ему Советскую Россию, как эпохи социальных преобразований, проводил определённые параллели между ними, как и между Петром и Сталиным (не в романе, естественно, а мировоззренчески). Это совпало с пониманием Сталиным собственной исторической миссии, но это уже вторично по отношении к собственному мироощущению А.Н.Толстого.
Если же говорить о произведениях, призванных обеспечить идеологические установки власти, то это никак не «Пётр I», а скорее повесть «Хлеб», в которой описан Царицын времён гражданской войны. Как известно. Его обороной руководил в том числе и И.В.Сталин, поэтому повесть довольно любопытна в том смысле, что в ней отражён сталинский взгляд на гражданскую войну.
Конечно же, А.Н.Толстой сотрудничал с властью, но именно для этого он и приехал из эмиграции. Собственно, сам писатель никогда этого и не скрывал. В 1934 году он вместе с другими авторами написал книгу «Канал имени Сталина», в том же году выступил с докладом, посвящённым драматургии, на первом съезде союза писателей СССР.
Алексей Толстой в рабочем кабинете
В 1935 году А.Н.Толстой женился в четвёртый (официально – третий) раз на Людмиле Ильиничне Крестинской-Барышевой. Детей у них не было.
А.Н.Толстой часто бывал и за границей в 1932-1937 годах - в Германия, Италии, Франции, Англии, Чехословакии, Испании. Участвовал в первом (в 1935 году) и втором (в 1937 году) конгрессах писателей в защиту культуры.
А.Н.Толстой или советский (по другому – красный) граф был очень популярен и после смерти А.М.Горького с 1936 по 1938 годы возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года он был депутатом Верховного Совета СССР, с 1939 года – академиком Академии Наук СССР.
В отличие от А.М.Горького А.Н.Толстой не испытывал слишком серьёзных сомнений в отношении того, что происходило в СССР – он сразу целиком и в главном принял линию большевиков, а всё остальное считал второстепенным. При этом А.Н.Толстой был весьма жизнелюбивым человеком, был не прочь немного выпить и при этом хорошо поесть. Советская власть ценила своего красного графа и старалась обеспечить ему все условия для жизни без нужды даже в период голода. Это, как и его жизнерадостность, многих, естественно, раздражало. Вот что пишет в своём дневнике много лет знавшая его Л.В.Шапорина: «Прежде Алексей Николаевич вносил с собой массу веселья; с тех пор же, как им всё более овладевает правительственный восторг, его шум становится какой-то официозной демагогией… Когда он меня видим, сразу же начинает исторические разговоры, всегда великодержавные. Он весь теперь – правительственный пафос». Вряд ли бы А.Н.Толстой разменивался на «великодержавный пафос» в часто бытовых разговорах. Это как раз подтверждает то, что его позиция основывалась на его внутренних убеждениях.
Нельзя согласиться и с тем, что в эти годы кроме повести «Приключения Буратино или Золотой ключик» он не написал ничего значимого. Работа над «Петром I» отнимала много сил, как и общественная деятельность. А «Приключения Буратино» стали настоящей творческой удачей – тем саамы случаем, когда повтор оказался куда лучше оригинала («Приключения Пиноккио» Карло Коллоди). Впрочем, это был не повтор, а просто использование сходного сюжета.
Когда началась война, А.Н.Толстой участвовал в написании знаменитого обращения Сталина, которое зачитывал Молотов. Именно тогда впервые прозвучал призыв вспомнить героических предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.
В годы войны А.Н.Толстой возвращается к публицистике, вспомнив свой опыт фронтовой журналистики времён первой мировой войны. Из под его пера выходят почти 60 публикаций. Наибольшую известность получил очерк А.Н.Толстого «Родина». В своих произведениях писатель часто обращается к теме русских богатырей, эпохам Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова. Главный лейтмотив – борьба с вражеским нашествием. При этом даже на ментальном уровне А.Н.Толстой сопоставляет череп и кости на эмблемах в петлицах, чёрный цвет танков, мышиную форму фашистов и самого Гитлера с некой общей враждебной тёмной силой, которую русский народ обязательно должен победить. Именно апелляция к традиционным русским ценностям составляет в этот период основу его мировоззрения. В 1944 году выходит его известный рассказ «Русский характер».
Война в очередной раз заставляет писателя по-новому посмотреть и на русский народ, и на современное ему советское общество. Он ждёт победу, будучи уверенным, что после неё: «Народ, вернувшийся с войны, ничего не будет бояться. Он будет требователен и инициативен».
Могила Алексея Толстого
А.Н.Толстой ждал победу, но тяжёлая болезнь оказалась сильнее, и он не дожил до окончания войны совсем немного, считанные недели – писатель умер 23 ферваля 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Понимая значение утраты, И.В.Сталин объявил государственный траур.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.