САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Чем запомнился XXXI фестиваль «Славянский базар»-2022 в Витебске. Часть вторая.

Андрей Геращенко: Чем запомнился XXXI фестиваль «Славянский базар»-2022 в Витебске. Часть вторая.

« Назад

Андрей Геращенко: Чем запомнился XXXI фестиваль «Славянский базар»-2022 в Витебске. Часть вторая. 04.08.2022 09:58

Начало.

Во время фестиваля не забывали и об экономике, о том, что для противодействия санкционному давлению США и коллективного Запада в целом Россия и Белоруссия должны укреплять свой экономический потенциал. 14-16 июля в Журжево в свободной экономической зоне «Витебск» прошёл уже Х-й юбилейный Международный экономический форум «Инновации. Инвестиции. Перспективы», в котором приняли участие представители производственных и деловых кругов Белоруссии, России, Ирана и Индии. Россию впервые представляла делегация Республики Крым во главе с постоянным представителем Республики Крым при Президенте России Г.Л.Мурадовым.

Победителем и обладателем гран-при конкурса молодых исполнителей стала Анна Трубецкая из Белоруссии, первое место заняла Марта Вереккья из Италии, второе разделили Анастасия Белявская (Россия) и Димитрина Германова (Болгария). Третье – Мария Хунданян (Армения) и Бек Исраилов (Киргизия).

Гран-при детского музыкального конкурса получил Елисей Касич (Белоруссия), первое место досталось Юлии Гавриловой (Россия), второе разделили Алинур Хамзин (Казахстан) и Фирдавс Авезов (Узбекистан), а третье – Жаклин Костадинова (Болгария) и Родриго Вийегас (Мексика).

Программа «Славянского базара» была очень насыщенной, поэтому обо всём рассказать в одной статье просто невозможно. На неделю Витебск погрузился в самый настоящий праздник. На улицах почти круглосуточно работали сценические концертные площадки, летние кафе, аттракционы, удивляли посетителей и покупателей своим искусством художники. «Славянский базар» традиционно становится точкой притяжения для сотен ремесленников и художников, которые стали участниками Города мастеров. Витебчан порадовали разнообразием предлагаемых произведений многочисленные торговые ряды рукодельниц, ткачей, резчиков по дереву, мастеров соломо и бисероплетения, керамистов, гончаров и кузнецов, продавцов ювелирных изделий и бижутерии и многих других мастеров. На реконструированных и похорошевших улицах Толстого и Суворова, расположенных в Старом городе развернули свои полотна около 100 живописцев.

На высоте была и белорусская милиция. Мало того, что не было допущено сколь либо значимых нарушений правопорядка, так милиционеры ещё и организовали на площади Свободы Витебска прекрасный концерт, а в центре города уже традиционно были выставлены ретро-автомобили, весело бродили ростовые куклы зверей в милицейской форме, а также прогуливались одетые в старом стиле парочки «милиционер и его девушка». Почин милиционеров поддержали педагоги города, которые обустроили многочисленные фото-зоны.

Ни о какой изоляции «Славянского базара»-2022 не было и речи. Только официально Витебск из-за рубежа посетили более 6 000 гостей и участников. А неофициально в числе гостей города и фестиваля их было ещё больше.

Что касается дальнего зарубежья в целом и Восточной Европы в частности, их по понятным причинам было в этом году меньше, но всё равно в Витебск приехали очень многие из тех, для кого понятия самой культуры и «блокады в области культуры» просто непонятны. Так, в Витебск не побоялись приехать Кевин Маккой, известный американский музыкант экс-исполнитель группы BAD BOYS BLUE, блестящий итальянский исполнитель-виртуоз в игре на бандеоне Марио Стефано Пьетродарки, да и другие известные в мире музыки и искусства люди, часть из которых просто не стала афишировать своё присутствие на празднике в Витебске.

И их можно понять. Так, дети и руководство Рижской детской академии журналистов, которые приезжают на «Славянский базар» уже не в первый раз, сейчас подверглись настоящим преследованиям и репрессиям у себя в Латвии только из-за того, что взяли интервью у белорусского Президента Александра Лукашенко. Это интервью длилось не больше двух-трёх минут, но уже сам этот факт вызвал гнев у властей Латвии, которые угрожают закрыть детскую академию.

Появились проблемы и у других представителей из этих стран, чьё участие в «Славянском базаре» вызвало такое же неприкрытое раздражение у местных правительств, выстраивающих новые стены отчуждения и вражды на границах с Белоруссией и Россией.

Возвращаясь к теме Украины, хотел бы отметить, что неучастие официальной делегации из Киева вызвало у организаторов скорее облегчение, нежели сожаление – как говорят белорусы: «баба с возу – кобыле легче». Но Украина и украинцы были неофициально. В рамках фестиваля я встретился со своими старыми товарищами – руководителями «Украинской общины Крыма» Анастасией Гридчиной и РНКА «Белорусы Крыма» Романом Чегринцом. А.Гридчина подарила мне красивый красочный журнал «Крым сегодня» на украинском языке. Странно и непривычно было читать на украинском языке об успехах Крыма, ДНР и ЛНР, видеть российскую, донецкую и  луганскую символику в украиноязычном журнале. А потом я подумал – ведь это и есть та самая наша новая-прежняя Украина, которая будет освобождена в результате СВО и вернётся к своим истокам.

Фестиваль XXXI «Славянский базар»-2022, несмотря на объективные сложности при его проведении, несомненно, удался и, что самое важное, фактически вернулся к своей главной теме единства и общности славянских народов и славянских культур при самом широком участии и других стран и народов.

А теперь немного об истории знаменитого фестиваля.

В самом конце восьмидесятых в ответ на проводимый в небольшом польском городке Зелена гура фестиваль советской песни в СССР решили проводить фестиваль польской песни. С одной стороны этого требовала политкорректность, а с другой - элементарная вежливость. Выбор пал на Витебск – белорусскую северную столицу. Белорусов и поляков связывает немало общих исторических событий, поэтому такое решение было вполне естественным. Тогда ещё не могло быть и речи о какой-то коммерческой составляющей – фестиваль польской песни был скорее политическим проектом. Тогда же в Витебске на пересечении проспекта Фрунзе и улицы Смоленской появился существующий и сейчас ресторан «Зелена гура». Для витебчан фестиваль стал настоящим событием, но должного международного резонанса он так и не получил. А в 1991 году не стало и самого СССР. На этом завершилась и история фестиваля советской песни в Польше. 

Страна переживала самый настоящий шок от произошедшего распада. Особенно тяжело реагировали белорусы, которые на всесоюзном референдуме 1990 года высказались в подавляющем большинстве за сохранение СССР. Но в Беловежской пуще были приняты совсем иные решения. Проводить фестиваль польской песни в его прежнем качестве было уже бессмысленно. О фестивале белорусской песни в Польше не могло быть и речи, потому что она и в самой Белоруссии не пользуется особенной популярностью. Но тут же появилась другая проблема – что делать с уже созданной фестивальной инфраструктурой в Витебске?

Тогда то и возникла идея преобразовать фестиваль польской песни в «Славянский базар» - международный праздник, где, при сохранении польской песни, могли исполняться песни на славянских языках. Вполне естественно, что сразу же лидирующие позиции заняли русские, украинские и белорусские исполнители и коллективы. И «Славянский базар» стал ответом на распад государства – и исполнители и зрители единодушно продемонстрировали своё желание жить вместе. Это было стихийное культурное сопротивление великой русской смуте конца ХХ века. 

Позднее к славянам присоединились и представители других народов – вначале бывшие сограждане по СССР, а затем и представители дальнего зарубежья. Впрочем, это создало и определённые проблемы, но об этом – в самом конце статьи.

Фестиваль дал мощный толчок развитию Витебска – на протяжении почти двух десятков лет город, превратившийся в культурную визитную карточку Белоруссии, неузнаваемо изменился – отреставрированы многие храмы, реконструированы площади и проспекты. Для проведения фестиваля в Витебске с использованием естественного котлована был сооружён летний амфитеатр, вмещающий около 7 тысяч зрителей. На сегодняшний день это самая большая в Европе площадка, используемая сугубо для профессиональной концертной деятельности.

Вначале сам амфитеатр имел несколько иной вид, чем в настоящее время. Зрительных мест было чуть больше, они имели вид расположенных ярусами деревянных скамеек под открытым небом наподобие скамеек в античных амфитеатрах. Именно таким амфитеатр изображён на старой 10 000 белорусской рублёвой купюре (в грубом приближении тогда - 100 российских рублей). Впоследствии после ряда реконструкций число зрительных мест немного уменьшилось, деревянные скамейки заменили пластиковые кресла, а над головой у зрителей появилась огромная крыша, снабженная к тому же световой аппаратурой, способной к колебаниям цветовой гаммы, силы и ритмичности освещения. Крыша появилась не от хорошей жизни – в июле в Витебске зачастую идут дожди, так что раньше зрителям, в том числе и высокопоставленным, приходилось терпеть немало неудобств от льющейся прямо с небес воды. Но и сейчас при сильном ветре под крышу на крайние ряды может задувать струи дождя – для предотвращения духоты крышу сделали достаточно высокой и она защищает далеко не все зрительные места.

Во многом крыша амфитеатра напоминает мне крышу комплекса Зарядье в Москве, но только меньшего масштаба. Тем не менее, крыша «славянски» – совершенно уникальное архитектурное решение. При её возведении все риски в расчётах взял на себя заведующий кафедрой технологии бетона и строительных материалов БГТУ доктор технических наук, профессор Виктор Тур. Он рассчитал арки у основания и лично контролировал весь процесс, даже плотность бетона. Вот что по этому поводу сказал сам В.Тур: «Такие сооружения имеют повышенный класс ответственности, ведь там находятся тысячи людей. Кроме того, амфитеатр расположен в низине, это усугубляет эффект ветра и дождя, а ведь бывают еще ливни и снегопады — нагрузки надо было смоделировать правильно. Необходим был «зонт», который выдержит все. Витебский амфитеатр, гарантирую, переживет и ураган. У защитного покрытия есть важная особенность: по форме оно напоминает парашют, обратное крыло. При урагане он не взлетает, а прижимается к земле. Вероятность отказа такой конструкции составляет очень маленькую величину. Если бы построили 10 000 таких одинаковых объектов, только один из них может прийти в состояние отказа»

Настоящим расцветом «Славянского базара» стало начало XXI века – тогда один из фестивалей совместно открывали три президента: В.Путин, В.Кучма и А.Лукашенко. Тогда казалось, что ещё немного, и три русских народа повернуться лицом друг к другу… Конечно же фестивальная программа продолжала развиваться и дальше – помимо конкурса молодых исполнителей появился детский конкурс, традиционными постепенно стали кинопоказы, театральные встречи, в фестивале стали принимать участие известные поэты и художники. Но того показного или искреннего единения властей, которое можно было наблюдать в начале века, уже больше никогда не было. Вначале к фестивалю заметно остыла Украина, в чём немалая «заслуга» В.Ющенко, а затем всё сложнее стали отношения А.Лукашенко поначалу с В.Путиным, а затем и Д.Медведевым. Появились странные игры с попыткой переноса «Славянского базара» куда-нибудь в другое место, а затем и попытка отвлечь российских звёзд на фестиваль в Юрмалу.

Но, как видим, «Славянский базар» в Витебске, однажды набравший обороты, было уже не остановить.

До новых встреч, Витебск!


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru