Осень 2019 года, если посмотреть на публикации не нашей «Нашей Нивы» и прочих «независимых» (от белорусских властей, но не от хозяев из-за границы) СМИ, стала «подъёмом национального самосознания» и «активизацией борьбы» за «национальные и европейские идеалы».
У людей, далёких от бело-красно-белой публики (по цвету флага – бело-красно-белого), и уж, тем более, не проживающих в столице Белоруссии, и в самом деле могло возникнуть такое впечатление, старательно рисуемое господствующими в Интернете бело-красно-белыми СМИ и скрыто поддерживающими их ресурсами вроде Тут.бай.
На это фоне любопытны и участившиеся комментарии-страшилки, которые активно выходят из-под пера как ряда российских, так и некоторых доморощенных «экспертов», которые в этой псевдоактивности бело-красно-белых видят сращивание их с белорусскими властями, которые «используют националистов для торга с Россией».
В итоге возникает впечатление едва ли не готовящегося в Белоруссии майдана и предельного коварства белорусской власти, якобы предоставившей бело-красно-белым зелёную улицу.
Однако при внимательном рассмотрении всей этой псевдоактивности становится понятно, что бело-красно-белая русофобская оппозиция оказалась в идеологическом и социальном тупике, если не сказать больше – почти в изоляции от белорусского общества. А «активность» напоминает скорее суету работника, который знает, что с ним могут не продлить контракт или же и вовсе отправить на пенсию, поэтому изо всех сил стремится доказать свою нужность, в душе понимая бесполезность всей этой суеты, но по инерции всё же цепляясь за призрачную надежду добиться своего.
Начнём с Дедов – традиционного шествия бело-красно-белой оппозиции, которая приурочена к католическому дню памяти об ушедших из жизни предках, проводимого обычно 2 ноября.
В 2019 году шествие провели 3 ноября в воскресенье. После сбора у метро «парк Челюскинцев» колонна в составе примерно 250 человек с большим количеством флагов, крестов, плакатов и другой атрибутики, с размахом заготовленной заранее, прошлась по улицам Калиновского, Карбышева, Гамарника и Мирошниченко, завершив свой путь в урочище Куропаты. Шествие по традиции было организовано КХП БНФ. Самое активное участие в нём принял Павел Северинец, который в последнее время стал неформальным вожаком всей националистической оппозиции, лидерство которого, к слову, упомянул в своём интервью и участвовавший в развале СССР в Вискулях в 1991 году бывший руководитель Белоруссии Станислав Шушкевич.
Шествие на Деды проводится с конца 1980-х и напрямую связано с Куропатами. Ранее в таких шествиях участвовали тысячи и даже десятки тысяч людей. Сейчас речь идёт о сотнях. Происходит это потому, что большинство белорусов со временем начали понимать чрезмерную политизированность данных хождений и то, что они по всем основным параметрам далеки как от мировоззрения белорусов, так и от религиозных и народных традиций и обычаев.
Вместо реального поминовения предков, уважения к их памяти эти шествия всё время проходят под лозунгами русофобии и антисоветизма. Идея проста до безобразия – преступное советское государство в лице НКВД завалило трупами всю Белоруссию и Куропаты – одно из таких значимых мест. А то, что сложно вычленить и разделить места массового уничтожения фашистами в годы войны советских граждан – как белорусов, так и евреев, с местами акций НКВД, бело-красно-белой публике только на руку – дескать, вот оно полное тождество Гитлера и Сталина, коммунизма и фашизма. НКВД пришло из России, поэтому новая интеграция с Россией – это новая кровь, рабство белорусов и прочие страшилки. Ну и, конечно же, Деды призваны апеллировать именно к народным истокам данной традиции. Более того, такие места, как и Куропаты, о чём я уже давно предупреждал, будут старательно формироваться вначале в каждой области Белоруссии, а затем и во многих районах. Как пример – Хайсы под Витебском. По замыслу кураторов из-за рубежа это должно стать серьёзным подспорьем, позволяющим внедрять в умы белорусов по примеру Галиции или Прибалтики мысль о тотальных репрессиях местного населения со стороны Москвы …
Нельзя сказать, чтобы эта идея была совсем неработоспособной, однако то, что ни Деды, ни Куропаты, ни обе темы, связанные вместе, так и не стали чем-то значимым для белорусского народа – совершенно очевидно. Эти 250 активистов и «море флагов», которое нёс каждый второй, а подчас и первый, свидетельствуют о том, что кроме профессиональных «змагаров» обычные белорусы, даже частично разделяющие взгляды организаторов, отнеслись к данному «хождению» весьма скептически.
И на это есть серьёзные причины, о которых стоит сказать подробнее.
Начнём с Дедов. Это традиционные в прошлом в народном календаре белорусов и украинцев поминальные дни – родительские субботы. Их число различное в разных регионах и сами поминальные субботы отмечались как православными, так и католиками, во многом восходя ещё к язычеству. В эти дни варится кутья и дома организуется поминальный ужин, на который согласно поверьям приходят деды – души умерших предков. Этот обычай переняли и соседи – поляки в Подляшье, литовцы в Аукштайтии, русские на Смоленщине. Однако никаких шествий в эти дни никогда не проводилось – это чисто семейные поминальные дни.
В Белоруссии в её центральной и восточной частях преобладает православное население. В советское время православные обряды не приветствовались, поэтому поминальные дни в массовом сознании сузились до Радуницы, отмечаемой во вторник на второй неделе после Пасхи и Троицы, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, когда белорусы массово выходили на кладбище и совершали там поминальные трапезы (что делается и по сей день). Деды на 2 ноября для этой части Белоруссии никогда не были частью народной традиции.
Несколько иная ситуация на западе Белоруссии, где много как католических семей, так и смешанных – католико-православных. И если День всех святых в православной традиции празднуется в первое воскресенье после Троицы, то в католичестве – 1 ноября. А 2 ноября – день поминовения усопших верных (принявших крещение) в Римско-католической церкви. Таким образом, Деды на 2 ноября стали народным белорусским днём поминовения для католиков по аналогии с Радуницей и Троицей у православных, так как в католичестве это единственный поминальный день в отличие от православия. Молитва, пост и подаяние должны облегчить положение душ, находящихся в чистилище. Если данный день припадает на воскресенье, то переносится на понедельник. Никаких шествий у католиков этот день также не предполагает.
Таким образом, изначально деятели бело-красно-белой оппозиции попытались привязать шествие на Деды к католическому религиозному календарю, так как искали поддержку среди, прежде всего католического населения Гродненской области и выходцев из Западной Белоруссии в Минске, рассчитывая именно в этой среде на поддержку идей русофобии, антисоветизма, запрета русского языка и т.д. В связи с первоначально низкой грамотностью в религиозных вопросах православного населения предполагалось, что оно, не особо задумываясь, просто вольётся в ряды протестующих.
Однако белорусские католики в своей массе не поддержали эти воззвания, и хотя в Гродненской области, в Минске и в более католических регионах бело-красно-белые и получают несколько больший процент, но он не критичен и уж совсем не напоминает ситуацию с поддержкой бандеровцев в Львове и на Галичине в целом.
Для белорусских католиков русский язык является родным, они интегрированы в русское культурное и цивилизационное пространство и, более того, большинство католиков-белорусов неприязненно относятся к бело-красно-белой оппозиции, её попыткам опереться на католическую церковь, которая хоть и тяготеет традиционно к Польше и Европе, но совсем не желает быть разменной монетой в руках откровенных русофобов, потому что явная поддержка антироссийской оппозиции не встретит понимания у самой католической паствы.
Что уж тут говорить о православных, для которых весь антураж Куропат с типично католическими и униатскими крестами, а также привязкой шествия к сугубо католическому религиозному календарю создаёт ощущение явной искусственности и привнесённости извне. Тем более что и сама подготовка к шествию, и шествие, и «подведение итогов» насквозь пропитаны политикой, русофобией, выпадами против РПЦ и т.п. «букетом».
Вот и получается, что, работая по кальке, созданной в недрах ЦРУ и их коллег в Европе, вполне применимой для Галичины или Прибалтики, в Белоруссии бело-красно-белые в случае с Дедами и Куропатами загнали сами себя в тупик, не имея поддержки не только православных, но и католиков, да и в целом белорусского народа, который вполне себе понимает политическую подоплёку и практическую бесполезность для реальной обычной жизни всего этого шествия. Деды и тема Куропат просто пропитаны русофобией, антисоветизмом и неприятием интеграции с Россией, что белорусский народ прекрасно чувствует, поэтому бело-красно-белым приходится маршировать для самих себя и западных «фундатарав», чтобы хоть как-то показать собственную нужность для США и ЕС в качестве «змагаров з Расеяй».
В этом же ряду стоит и пышно разрекламированное в той же не нашей «Нашей Ниве» и прочими «незележными» СМИ перезахоронение найденных в Вильнюсе останков Калиновского и прочих мятежников, казнённых властями в 10 (24) марта 1864 года на Лукишской площади в Вильно.
Винцент Константы Калиновский (именно так произносится его имя в польском варианте) был активным участником антироссийского польского мятежа, одним из руководителем «красных» и сторонником возрождения Великого княжества Литовского. Никакого отношения к современной Белоруссии и борьбе за её независимость он не имел. Более того, даже газета «Наша Нива», посвящённая белорусскому самоопределению и выходившая с 1906 по 1915 год, не упоминает Калиновского ни единого раза. Первым, кто обратил внимание на Калиновского, был Вацлав Ластовский, написавший о Кастюке Калиновском в контексте белорусского национального движения в газете «Гоман» в 1916 году. Любопытно, что «Гоман» издавался в оккупированном немцами Вильно с 1916 по 1918 год. Описывая Калиновского, Ластовский не гнушался откровенными подтасовками, изменениями содержания исторических текстов и т.д., так как руководствовался не принципами точности исторических фактов, а «революционной целесообразностью» ради создания тех или иных националистических мифов.
После революции в СССР шли споры относительно роли Калиновского. Серьёзные учёные (тот же белорусский историк С.Огурский) прямо указывали, что Калиновский выражал интересы польской шляхты и католического духовенства и называли его «польским шовинистом». Однако к концу 1930-х годов в связи с необходимостью выстраивать идеологическую линию таким образом, чтобы готовить воссоединение с Западной Белоруссией, где были сильны пропольские и прокатолические настроения, возобладала иная точка зрения – историк И.Ломчель в своих работах вывел Калиновского в роли первого выразителя интересов крестьянства, борца с царским самодержавием, эдакого местного «народника».
В такой исторической концепции К.Калиновский дошёл до времён независимости Республики Беларусь, а далее стал активно использоваться уже бело-красно-белой оппозицией в качестве своего «духовного предшественника».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.