Приближается очередной так называемый «День воли» - традиционный повод для проевропейской и националистической оппозиции в Белоруссии озвучить «злободневные текущие политические лозунги», а также «сплотить ряды» борющихся за «национальное возрождение», против «диктатора», а заодно и – «засилья москалей, русского языка и России», «необходимости защищать суверенитет», «выйти из Союзного государства и ЕАЭС» и т.п. Вот уже много лет все эти призывы и взывания вертятся с теми или иными нюансами вокруг данной «главной тематики».
При этом на этих «шествиях» периодически проскакивает то, что сами организаторы хотели бы, вероятно, скрывать от широкой общественности до поры до времени. Происходит это потому, что молодые и ищущие себя в протестном движении, наслушавшись «старших товарищей», готовы «прямо говорить» о целях, задачах и проблемах.
Так, 25 марта 2014 года, на волне националистического силового захвата власти в Киеве, активисты «Молодого фронта» активно использовали баннер «Герои не умирают», где были изображены весьма сомнительные личности – в том числе лидер украинских националистов Степан Бандера и командир Украинской Повстанческой Армии Роман Шухевич. О Бандере и «бандеровцах» все мы хорошо знаем, а вот биографию Романа Шухевича стоило бы напомнить. Сей «герой» сотрудничал с фашистами, обучался в секретной школе Абвера, был заместителем командира в спецподразделении фашистов «Нахтигаль» и командиром 201-го батальона шуцманшафта, дослужившись до гауптмана. Проявил себя во всей расе (это не опечатка), уничтожая евреев и поляков на Украине, «отметился» и в Белоруссии.
Был на баннере и «белорусский Шухевич» - Михаил Витушко, приспешник фашистов, который отвечал за посылку в тыл наступавшей Красной армии диверсионных групп.
Год спустя сопредседатель «Молодого фронта» Эдуард Лобов гордо шествовал среди бело-красно-белых флагов в майке с надписью «Маскалей на нажы».
Организаторы шествия не пресекли выходку младофронтовцев ни в 2014, ни в 2015 году. Почему? Потому что сама дата 25 марта напрямую связана с антироссийской и антисоветской позицией. Поводом для «празднования» стало «провозглашение» Белорусской Народной Республики во время оккупации Минска немецкими кайзеровскими войсками в 1918 году. Тогда же впервые и появился бело-красно-белый флаг, который затем уже активно использовался в годы немецко-фашисткой оккупации различного рода полицаями и коллаборантами. 3 июля 1944 года Минск был освобождён советскими войсками, а «змагары» бежали на запад вместе с фашистами, перебравшись после разгрома фашистской Германии за океан – в США и Канаду. Естественно, дата 3 июля в качестве Дня независимости всей этой бело-красно-белой братией не воспринимается, ибо и белорусские партизаны, и наша армия воевали явно на другой стороне. А вот «провозглашение» БНР под сенью кайзеровских штыков – совсем иное дело.
Естественно, подобные «детали и тонкости» вроде сотрудничества с кайзеровскими, а затем и фашистскими оккупантами и учреждение «исторического бело-красно-белого» флага в оккупированном немцами Минске устроители «Дня воли» 25 марта стараются не афишировать, концентрируясь на «борьбе за волю и долю», однако «младофронтовцы» и иже с ними, подпитавшись подобной идеологией, нет-нет, да и простодушно озвучивают то, о чём «старшие товарищи» предпочли бы до поры до времени промолчать.
Не секрет, что белорусские сторонники евроценностей и евровыбора проводят много времени за границей, где, общаясь с белорусскими эмигрантскими националистическими организациями и «кураторами» в штатском, регулярно вносят по их советам изменения в шествия 25 марта сообразно с текущей ситуацией.
Так, шествие 2016 года было посвящено «защите прав индивидуальных предпринимателей», а 2017 года – декрету о тунеядцах.
Безусловно, белорусские власти сами во многом создали проблему на ровном месте, но даже в этом случае массовых протестов, на которые рассчитывали, не получилось, хотя на улицы многих городов вне Минска впервые вышло столько недовольных политикой властей.
Повторить относительный успех 2017 года 25 марта 2018 года не удастся по многим причинам – во-первых, частично спала острота от декрета о тунеядцах, а во-вторых, недовольные властью белорусы прекрасно понимают, что евросторонники просто их используют в своих целях.
Отсюда и идея мероприятий 2018 года – прощупать власти на прочность, намекнув, что выпадов против А.Г.Лукашенко практически не будет, сделать основной упор на будущее, привлечь внимание к дате, прежде всего, молодёжи, которая знает историю только с подачи агрессивной и наступательной риторики «змагаров», уйти от надоевших всем шествий, переведя всё в формат «концертов и народных гуляний», а заодно к месту и не к месту популяризируя отвергнутую 75% белорусов на общенациональном референдуме символику – исторический герб ВКЛ «Погоню», и придуманный в 1918 году при кайзеровской оккупации «исторический бело-красно-белый» флаг.
По замыслу организаторов 25 марта 2018 года должно стать масштабным празднованием 100-летия эфемерной БНР (чтобы упредить празднование 100-летия БССР 1 января 2019 года), с центральным действом в виде масштабного концерта для молодёжи. Для данного концерта предлагается пригласить «Ляписа Трубецкого» во главе с Сергеем Михалком, Лявона Вольского и т.д.
Конечно, с составом есть проблемы – разве что «Ляпис Трубецкой» хоть как-то популярен среди молодёжи (да и то – большинство песен на русском языке, чтобы собирать кассу в России). Стоит убрать «протестный шарм», и от популярности «Ляписа Трубецкого» останется не так и много, но в данном случае нужен некий белорусский вариант украинского «Океана Эльзы». Про Вольского, а уже тем более остальных, не приходится и говорить. Поэтому устроителям придётся по возможности приглашать для участия в концерте исполнителей из Европы, Украины и даже России, где тоже хватает «сторонников евровыбора».
Тексты «Ляписа Трубецкого» и Л.Вольского вполне себе «тематические». Вспомним у «Ляписа Трубецкого»:
«Не быць скотам»:
«Не быць скотам.
Не быць скотам.
Не быць скотам».
«Грай»:
«Напілісь быкі, скачуць па краіне
Топчуць рушнікі капытамі ў гліне
Скачуць па дварах, адчыняюць хаты,
Хто не пахаваўся – будзе вінаватым!»
Вполне себе подходящи и песни Л.Вольского – с популярностью похуже, зато тексты пооткровеннее (для компенсации первого момента, так сказать):
«Краіны няма»:
“Але для большасьці краіны няма.
Вярні жыцьцё сваёй краіне,
Яна ў сне халодным гіне!
Вярні жыцьцё сваёй зямлі,
Яе сівыя снягі замялі”.
“У турме”:
“Дні мінаюць, дні праходзяць,
Летам зменіцца зіма,
А мы сохнем і марнеем,
Нам тут радасці няма.
Турма... Турма...
Турма... Турма...”
И совсем уж откровенное, “Старшыня”:
«У нашым калгасе парадак і ціша,
Ды шэпчуцца людзі: Калі ўжо? Калі ўжо?
Калі забярэ яго нейкая трасца
І ў рэшце спакойна пажыць нам удасца
Сядзяць у камбайнах сваіх камбайнёры,
І справы ідуць, відавочна, угору.
І мроіцца ўсім, што нарэшце знікае
Рука, што ўсіх нас за горла трымае».
И, конечно же, концерт должен проходить при рёве слушателей, колебаниях зажжённых свечей, море бело-красно-белых флагов и, что будет обязательно, разного рода провокационных лозунгах в отношении России и белорусских властей.
Организаторы всерьёз надеются, что власти пойдут на уступки и, желая сохранить лицо перед Европой, всё это разрешат, если не поддержат. Тогда будет масштабная картинка «протестующей и ждущей перемен молодёжи» для Европы вместо традиционных кадров унылого шествия. Получится эдакий масштабный «Праздник непослушания».
В своё время именно так раскачивали молодёжь на Украине, уделяя первостепенное внимание масштабным концертам с соответствующим содержанием и направленностью. А сам Майдан 2013-2014 годов был одной бесконечной концертной площадкой, где исполнение песен чередовалось с откровенной русофобией и призывами к свержению власти.
Я надеюсь, что белорусская власть не пойдёт на уступки, а сомнительный во всех отношениях концерт не будет проведён, ведь аналогии с Украиной и Киевом слишком очевидны.
Вопрос слишком серьёзный: понятно, что устроители концерта и празднования 100-летия БНР на этом не ограничатся и вскоре поставят под сомнение нынешний курс Республики Беларусь, интеграцию с Россией, потребуют замены государственной красно-зелёной исторической символики на бело-красно-белые цвета оппозиции и эмиграции, а также лишения государственного статуса русского языка.
Думаю, что большинство белорусов, в том числе не поддерживающих политику властей, понимают, чем это всё может закончиться – так сказать, всё это можно наблюдать «в прямом эфире» у соседей на юге.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.