САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Юбилей Союзного государства: вопросы дальнейшего развития. Часть 1

Николай Сергеев. Юбилей Союзного государства: вопросы дальнейшего развития. Часть 1

« Назад

Николай Сергеев. Юбилей Союзного государства: вопросы дальнейшего развития. Часть 1 10.01.2025 13:05

В январе 2025 года исполняется 25 лет, как вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Срок немалый, и за четверть века можно было бы выстроить вполне завершённое здание союзной государственности. Но этого не случилось. К сожалению, приходится свидетельствовать, что создание Союзного государства превратилось в политический долгострой с неопределёнными видами на будущее. 

С одной стороны, очевидно, что Республика Беларусь без теснейшего экономического взаимодействия с Российской Федерацией и без российского военного щита не имеет возможности для самостоятельного государственного существования.
 

Российский военный щит

Российский военный щит надёжно прикрывает Белую Русь

С другой, среди определённой части белорусского политического класса, гуманитарной интеллигенции и общественных деятелей являются расхожими ошибочные суждения, что по мере упрочения статуса Российской Федерации как великой державы реальный суверенитет Республики Беларусь будет ущемляться. 

Последним обстоятельством в значительной мере объясняется длительная приверженность официального Минска (до попытки прозападного «гибридного» государственного переворота 2020 года) пресловутой политике многовекторности.

Строительство Союзного государства ведётся по различным направлениям от экономики и безопасности до формирования общего образовательного и культурного пространства. Мы же в нашем материале рассмотрим вопросы информационной безопасности и формирования идейной базы Союзного строительства. 

22 февраля 2023 года Высший Государственный Совет Союзного государства утвердил Концепцию информационной безопасности Союзного государства, в соответствии с которой «обеспечение информационной безопасности Союзного государства должно быть взаимосвязано с соблюдением национальных интересов государств-участников в различных сферах». 

Концепция даёт определение «силам обеспечения информационной безопасности», к которым, помимо государственных органов, также отнесены «субъекты негосударственного сектора в рамках государственно-частного партнерства, граждане России и Белоруссии, действующие в соответствии с национальными законодательствами государств-участников». 

В качестве основных угроз для Союзного государства Концепция определяет «информационное воздействие, направленное на разрушение национальной самобытности, культурных и традиционных духовно-нравственных ценностей народов России и Белоруссии, искажение исторической правды, дискредитацию традиционных нравственных, семейных ценностей и ориентиров».

В качестве главной цели Концепция определяет «противодействие распространению противоправной информации в едином информационном пространстве Союзного государства, защита российского и белорусского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России и Беларуси». 
 

Информационная безопасность

Информационная безопасность – важное слагаемое успешного развития
Союзного государства

После попытки «цветного переворота» 2020 года белорусскими властями была проведена серьёзная зачистка информационного, в первую очередь, сетевого пространства Республики Беларусь. По словам министра информации РБ М.С.Маркова, в Белоруссии закрыт доступ к 14.276 сетевыми ресурсам, из которых 5.395 признаны экстремистскими. 

На информационных ресурсах министерства информации РБ и МВД РБ дан список граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности.

Согласно действующему законодательству, подписка и ссылка на экстремистские сетевые ресурсы влечёт административную ответственность до 15 суток ареста с конфискацией устройства. За размещение материалов, интервью и другие виды содействия экстремистским сетевым ресурсам наступает уголовная ответственность до 7 лет лишения свободы. Лица, нарушившие упомянутые правовые нормы, вносятся в списки экстремистов со всеми вытекающими для них последствиями.

И вот здесь необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Официальный Минск хоть и отошёл после 2020 года от пресловутой политики многовекторности, но те, кто активно продвигал эту линию, всё ещё продолжают в той или иной степени влиять на идеологический курс Республики Беларусь. В настоящее время их усилия направлены на смену негласной идейно-исторической линии «польщизны» (взгляд на историю и современность с точки зрения польско-католической шляхты) на т.н. «литвинизм». 

6 января 2022 года на «Совещании по вопросам реализации исторической политики» Александром Лукашенко дал справедливую оценку временам нахождения нынешних белорусских земель под властью Речи Посполитой: «Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем период Речи Посполитой – оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов. А что это было для наших предков? Родной язык, культура, вера под запретом. Нельзя было даже быть человеком. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и более того – сохранил свою самобытность».
 

Крестьяне в Речи Посполитой

В Речи Посполитой для польской шляхты белорусские крестьяне были
«пся крев» («пёсья кровь») и «быдло» («скот»)

Но вот что касается Великого княжества Литовского, то в словах президента прослеживается стремление увидеть в ВКЛ предтечу современной белорусской государственности: «А возьмите Великое княжество Литовское.  Но что там было литовского? Язык – наш, на нем же написана и Конституция – Статут. Народ на 80% - наш. Славяне. А это основные атрибуты и признаки государственности».

Надо заметить, что в приведённых словах содержится ряд существенных неточностей. В первую очередь, это относится к наименованию этого средневекового государства, которое состояло из Литвы и Руси и в западнорусской Баркулабовской летописи (составлена в конце XVI – начале XVII века в местечке Барколабово, ныне Могилёвская область) так и именуется – Великое княжество Литовское и Русское. 

Однако в доминирующих в белорусской историографии взглядах на «великое княжество» русская составляющая этого средневекового государства старательно замалчивается. Вот и приходится президенту высказываться в иносказательном виде, избегая слово «русский». Это относится как к Статуту «великого княжества», в котором был закреплён государственный (говоря современным языком) статус русского (западнорусского) языка, так и к самоназванию восточнославянского населения ВКЛиР – русские. 
 

ВКЛиР

Великое княжество состояло из Литвы и Руси,
и предки белорусов всегда помнили, что они – русские

Что касается долитовского периода истории нынешних белорусских земель, то о Полоцком и Туровском княжествах говорилось вне их принадлежности к тогдашней Руси: «Когда на всю Европу гремели Полоцкое и Туровское княжества как центры духовности и просвещения, предки литовцев все еще жили во тьме язычества и вели примитивное хозяйство. Это вопрос нашего национального достоинства – защитить славную многовековую летопись белорусского народа».

Таким образом, исторический процесс на территории современной Белоруссии предлагается рассматривать вне потока общерусской истории, хотя тот же святитель Кирилл Туровский (XII в.), которого в Республике Беларусь официально причисляют к разряду белорусских просветителей, последовательно выступал за общерусское единство и использовал в своих трудах понятие Русский мир, отражавшее национально-культурную целостность Русской Земли. 

В то же время, А.Г.Лукашенко справедливо отметил, что «как нация мы (белорусы – авт.) окончательно сформировались в советское время, именно тогда по-настоящему началась история белорусского государства».

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует следующие фальшивые цели. 

Во-первых, сфабриковать образ-химеру Великого княжества Литовского как некий исторический идеал откуда проистекает государственность Республики Беларусь. 

Во-вторых, вымарать посредством замалчивания из образа ВКЛиР всякое русское начало. Следует заметить, что замалчивание русского начала началось ещё в советское время, но всеохватный и нарастающий характер оно приобрело уже в суверенной Республике Беларусь. 

Вот показательный пример. В начале 1990-х годов в школьном сборнике «Старажытная беларуская лiтаратура» средневековые литературные произведения Западной/Белой Руси публиковались на языке оригинала, который в текстах именовался «руским езыком» (в науке он называется западнорусским языком) и был достаточно близок к современному русскому языку. 

Современная белорусская историография называет «руский езык» старобелорусской мовой, а чтобы у учащихся не возникало вопросов относительно правомерности такого именования, в настоящее время с этими произведениями молодые люди могут ознакомиться только в переводе на современную белорусскую мову. 

Часть 2


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru