До выборов Президента России остаётся меньше двух недель. 18 марта 2018 года гражданам Российской Федерации предстоит сделать очередной выбор своего будущего – определиться, останется ли действующий Президент России В.В.Путин на своём посту или его сменит другой человек. Забегая вперёд, стоит отметить, что предстоящая победа В.В.Путина представляется совершенно закономерной и помешать этому может лишь что-то невероятное. Вместе с тем само участие граждан России в выборах, а также каждый голос, отданный как за действующего президента, так и за любого из его оппонентов, имеет своё существенное значение.
На Западе наши «партнёры» привыкли рисовать Россию, как страну, лишённую выборной традиции, привыкшую к «азиатской деспотичности», монархизму, всевластию генеральных секретарей. Далее вы всё можете продолжить и без меня.
Между тем выборность и широкое участие населения в принятии тех или иных решений всегда были нашей традицией.
Древнерусские и древнеславянские племена в целом принимали те или иные важнейшие решения на собраниях. Позднее это сохранилось в виде народного вече в Новгороде и других княжествах на Руси. Вече могло не только принимать важнейшие решения, но даже приглашать или изгонять князей.
Говоря о вечевой Новгородской республике, её привыкли называть едва ли не уникальным явлением, которое возникло благодаря торговле с Европой и заимствованием вольностей оттуда.
Но подобная вечевая форма правления, во многом напоминавшая демократию греческих полисов, была и в других русских городах – в том же древнем Полоцке, который также славился влиятельным вечевым строем.
В те времена на Руси основным населением были свободные «люди», которые образовывали территориальные общины-верви и непосредственно участвовали в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Вече – это традиционная для Руси форма прямого народоправства, уходящая своими корнями в глубокую славянскую древность. В вече могли принимать участие все «полоцкие мужи», то есть главы всех семейств, и в этом случае их решения носили всеобщий характер. Законодательная власть в Полоцкой земле принадлежала вечу, которое приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядников (чиновников), одобряло объявление войны или мира. Вече также ведало вопросами торговли. На нём избирали специальных представителей, которые распоряжались скрыней (так полочане называли городскую казну).
Как отмечает в своих работах выдающийся советский и российский исследователь Древней Руси Игорь Яковлевич Фроянов, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) принимали самое деятельное участие в вечевых собраниях и руководили работой веча, они не обладали достаточными возможностями, чтобы не выполнять его решения или подчинять своей воле.
Как же проходило вече? Чаще всего вечевые собрания устраивали на площади перед Софийским собором. Для участия в нем жителей созывали колокольным звоном. Предназначенные для этого колокола устанавливали в гридницах – специально устроенных башнях. Кроме гридницы, на вечевой площади было возвышение вроде трибуны: на него взбирались выступающие, чтобы все остальные могли их видеть. Во многих летописях описывается, что, придя на вече, жители садились на скамьи, так что вечевые площади нередко были оборудованы специальными местами для сиденья. Так что обсуждение городских дел проходило во вполне удобной обстановке.
Власть полоцкого веча распространялась не только на город, но и на всю Полоцкую землю. Вообще же вечевая система была многоступенчатой. Каждый городской «конец» (район), все города и веси, подчинённые Полоцку проводили свои вечевые собрания, как по местным, так и общегородским и общеземельным (касающимися всего княжества) вопросам. В последнем случае решения местных вечевых собраний передавалось на главное городское вече.
Как мы видим, всё это очень близко Новгородской республике и соответствует самым передовым формам демократии того периода.
Исторические условия требовали централизации власти – для того, чтобы освободиться от монголо-татарского ига и отстроить Русское государство, было нужно напряжение всех сил народа и страны.
Между тем даже в периоды наибольшего авторитаризма в той или иной форме сохранялись демократические институты страны – достаточно вспомнить ту же Боярскую Думу – прообраз нынешнего российского парламента. Традиционно принято считать Боярскую Думу чем-то реакционным, мешающим жизни государства, однако она долгие годы служила опорой монархам в управлении страной.
Между тем и Боярская Дума не была панацеей на все случаи жизни. В церковной жизни хорошо известны Соборы, решающие самые важные и насущные вопросы веры и церковной жизни. По их подобию царь Иван IV Грозный, которого мы все привыкли считать «примером абсолютного монарха», в 1549 году созвал Собор примирения, рассматривая проблему кормлений и злоупотреблений бояр и более мелких чиновников – говоря современным языком, проблему коррупции. А в 1566 году был созван земский собор, посвящённый геополитике – на нём решали, продолжать или прекращать кровопролитную Ливонскую войну. В.О.Ключевский подчёркивал, что земские соборы отличны от западных представительных собраний и являют собой «особый тип народного представительства».
В это же время традиции народоправства нашли своё продолжение в среде казачества, где на казачьем круге также решались вопросы войны и мира, избрания или отстранения от власти казачьих гетманов и атаманов.
С 1549 по 1684 годы в Русском царстве было созвано около 60 земских соборов, почти десяток из которых касался важнейшего ключевого вопроса - выборов царя.
Посредством земских соборов выбирали на царство Бориса Годунова, Василия Шуйского, королевича Владислава.
Осенью 2011 года, в самый сложный период Смутного времени, когда под вопросом было само существование нашего государства, в Нижнем Новгороде по призыву земского старосты Кузьмы Минина при поддержке стихийного вече началось формирование отрядов народного ополчения. Тогда же демократический путём был избран и военный руководитель – князь Пожарский. Именно Пожарскому и Минину было суждено спасти страну, о чём нам напоминает знаменитый памятник скульптора И.П.Мартоса, установленный героям на Красной площади перед собором Василию Блаженному в Москве.
В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова.
Что же касается критики якобы «ограниченности демократических элементов правления», то на это можно возразить, что форма правления соответствовала конкретным историческим условиям. Та же Речь Посполитая развалилась во многом из-за ничем не ограниченной в своих правах шляхты, когда любой участник Сейма мог наложить вето на общее решение, выкрикнув «не волим». Это превращало Сейм в полную анархию и не позволяло принять то или иное решение. В итоге сама Речь Посполитая прекратила своё существование.
В Российской империи развитие получили земства, дворянские и купеческие собрания. Даже на уровне крестьянского вопроса раздела пашни, земли для выпаса скота, распределения барщины всё решалось не единоличным хозяйством, а крестьянской общиной.
Пётр Первый вместо Боярской Думы учредил Сенат, а вместо патриаршества – Синод.
В 1905 году под давлением революционного движения Николай Второй учредил Государственную Думу, первое заседание которой состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.
Становление Государственной Думы было непростым, так как демократическая форма правления шла на смену абсолютной монархии, которая не хотела сдаваться без боя. Думу разгоняли, избирали вновь. Всего было четыре созыва до 1917 года.
В переломный революционный период на смену старым формам народовластия пришли советы различных уровней, поэтому послереволюционную Россию так и называли – Советской.
Во времена СССР вопреки общераспространённому мнению первые, а затем и генеральные секретари ЦК КПСС также опирались на коллективные органы власти – Съезды, советы, комитеты, Политбюро. Решения часто также принимались коллективно. Так, в 1964 году коллективным решением Н.С.Хрущёв был смещён со своих постов и отстранён от руководства страной.
После прихода к власти в СССР М.С.Горбачёва большое значение приобрёл Съезд народных депутатов СССР, который в 1989-1991 годах собирался пять раз.
После распада Советского Союза в Российской Федерации была принята новая Конституция 1993 года с сильной президентской властью и двухпалатным парламентом – Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Всё было тоже непросто – с противостоянием властей, танковой стрельбой в центре Москвы по зданию Верховного Совета.
Центральным звеном современной государственной власти России, безусловно, является Президент Российской Федерации. Он не только возглавляет исполнительную власть, но является также гарантом исполнения Конституции России, соблюдения прав и свобод гражданин и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами.
С 1991 по 1999 годы Президентом России был Б.Н.Ельцин, с 2000 по 2008 годы – В.В.Путин, с 2008 по 2012 годы – Д.А.Медведев, а с 2012 года по настоящее время – вновь В.В.Путин.
При такой сильной президентской власти личность главы государства имеет огромное значение, поэтому не приходится удивляться, что Обращение Президента России В.В.Путина к Федеральному собранию 1 марта 2018 года нашло самый живой отклик не только в самой России, но и во всём мире. Были затронуты важнейшие вопросы и проблемы – бедность, необходимость информационно-технического и промышленного рывка, увеличения ВВП, освоение Сибири и Дальнего Востока, преодоление последствий недружественных санкций и, что самое главное и важное – обеспечение военной безопасности России. Последнее актуально хотя бы потому, что наш народ понёс многомиллионные жертвы во время Великой Отечественной войны и повториться это не должно.
Российские соотечественники в Белоруссии и за её пределами проявляют большой интерес к выборам Президента России, понимая, что от их результатов зависит курс, которым пойдёт страна. А в нашем белорусском случае и динамика российско-белорусской интеграции, развитие Союзного государства России и Белоруссии, ЕАЭС.
Мы не раз собирались в своём «соотечественном кругу», обсуждали эту важнейшую тему. В Представительстве Россотрудничества в Белоруссии прошли ряд встреч «клубов избирателей». Тема эта тем более актуальна, что в самой Белоруссии совсем недавно 18 февраля 2018 года успешно прошли выборы в местные советы депутатов, в которых участвовали и граждане России, и, конечно же, российские соотечественники.
Возвращаясь к тому, о чём я говорил в начале статьи, хочу прямо сказать, что победа В.В.Путина на предстоящих выборах не вызывает особых сомнений. Однако россиянам – как находящимся в самой России, так и тем, кто сейчас за её пределами, важно показать сплочённость нации, преемственность многовековых традиций демократического народовластия, занять ответственную позицию.
Сторонникам В.В.Путина нужно придти и фактически проголосовать за действующего президента – по-другому он победить просто не сможет, несмотря на все рейтинги. Сторонникам других кандидатов – П.Н.Грудинина, В.В.Жириновского, С.Н.Бабурина, М.А.Сурайкина, Б.Ю.Титова, Г.А.Явлинского и К.А.Собчак не менее важно придти на участки – чем больше голосов получат их кандидаты, тем в большей степени в дальнейшем будут учтены их политические программы при управлении страной, тем больший вес будут иметь альтернативные подходы к государственному строительству.
В этот важнейший момент важно исполнить свой гражданский долг и проголосовать 18 марта 2018 года. Информацию о выборах и расположении участков для голосования можно подробно прочесть на нашем сайте.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.