САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Битва на Ворскле. Часть первая

Андрей Геращенко: Битва на Ворскле. Часть первая

« Назад

Андрей Геращенко: Битва на Ворскле. Часть первая 13.12.2017 12:33

Как мы уже знаем, вероломно захваченный Ягайло Кейстут был убит, но Витовту удалось убежать из плена с помощью своей жены Анны, переодевшись в женскую одежду. В поисках поддержки Витовт в конце 1382 года обратился за помощью к крестоносцам. Именно после этого и утопили жену Кейстута Бируту, посчитав вдову виновницей побега.

Крестоносцы встретили Витовта без особого радушия, потому что в это же время вели тайные переговоры с Ягайло – последний обещал Тевтонскому ордену значительные уступки. В случае же промедления со стороны Ягайло выполнения своих обещаний крестоносцы планировали столкнуть его с Витовтом, поддержав последнего.

Наступило время не битв, а тайной, подковёрной дипломатии и словесного коварства. В такой атмосфере Ягайло чувствовал себя, как рыба в воде и одновременно вёл переговоры с Польшей и Великим княжеством Московским.

Устав ждать, керстоносцы 30 июля 1382 года объявили Ягайло войну. Витовт старался привлечь на свою сторону жемайтов – традиционный оплот своего отца Кейстута. Тевтонцы под командой великого магистра Конрада Цёлльнера фон Ротенштайна при поддержке трёхтысячного жемайтского отряда Витовта осадили и взяли Троки, но Вильно захватить не удалось.

Границы ВКЛ при Витовте
Границы ВКЛ при Витовте 

Ягайло и Скиргайло, собрав войско, контратаковали и вернули Троки. Витовт ещё до этого бежал в земли Тевтонского ордена, где и был крещён по католическому обряду. Пользуясь зависимостью Витовта, крестоносцы заключили с ним договор, по которому Витовт становился вассалом тевтонцев, а в случае отсутствия у него наследников земли Витовта переходили к Ордену.

Андрей Полоцкий с горечью следил за развитием событий, но в борьбу Витовта и Ягайло не вмешивался – было ясно, что в пылу противостояния его братья меньше всего думали о старинных полоцких вольностях и защите православия.

Ягайло и Витовт продолжали торговаться, ведя с весны 1384 года непрерывные тайные переговоры.

Но переговоры Ягайло, верный своему обыкновению достигать успеха прежде всего интригами и хитрыми политическими комбинациями, вёл не только с Витовтом – благодаря посредничеству матери начались тайные сношения и с Дмитрием Донским. Ягайло заверял своего бывшего врага, великого московского князя в своём желании принять православие и жениться на дочери Дмитрия Донского Софье.

Переговоры с Дмитрием Донским нужны были Ягайло и для того, чтобы заранее собрать коалицию против лидера русской партии в Литовской Руси – Андрея Полоцкого. При этом от Дмитрия Донского Ягайло ожидал добиться хотя бы нейтралитета, а Витовта и вовсе в итоге привлёк на свою сторону, пообещав ему вернуть Троки, но с непременным условием – Скиргайло перед этим должен одержать верх над Андреем Полоцким и занять Полоцк.

Витовт, зная о переговорах Ягайло с Дмитрием Донским и опасаясь усиления Андрея Полоцкого, принял православие и признал верховенство Ягайло, отказавшись от зависимости от крестоносцев.

Ягайло и Витовт выиграли у тевтонцев несколько сражений и у Витовта уже не было пути назад.

В итоге Ягайло сумел разрушить союз Витовта и крестоносцев, не позволил возникнуть союзу Андрея Полоцка и Витовта, а также обеспечил нейтралитет в литовских делах со стороны Дмитрия Донского.

При этом Ягайло не собирался выполнять свои обещания – втайне от всех он одновременно вёл переговоры с поляками и. рассчитывая на их поддержку, обещал… принять католичество. Поляки как раз искали для королевы Ядвиги жениха и надеялись в обмен на королевский трон значительно усилить влияние католицизма и Польши в Великом Княжестве Литовском и Русском – как в Литовской Руси, так и в Жемайтии.

В 1385 году великий князь Литвы и Руси Ягайло, князья Скиргайло, Корибут, Лугвен и Витовт с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской».

В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанной Ягайло в Кревском замке унии с Польшей он обязался перевести всех своих подданных как литовцев-язычников, так и православных в католичество и издал специальную грамоту, которая наделяла знать принявшую католицизм дополнительными правами и вольностями. Используя непомерные личные притязания и тщеславие Ягайло, поляки смогли добиться очень многого. По сути уния ставила под угрозу само существование литовско-русского государства, прообраза современного белорусского государства – Великого княжества Литовского и Русского. Православные чувствовали себя после Кревской унии обманутыми и преданными.

Почти сразу же после заключения Кревской унии Андрей Полоцкий, которому было уже 65 лет, в конце 1385 года решительно выступил против договорённостей, достигнутых Ягайло с Польшей и сохранение в Полоцком княжестве и всей Литовской Руси старых порядков и позиций православия. Он сразу же стал признанным лидером «русской» партии в Литовском государстве, выступая против Кревской унии и утверждая, что католик Ягайло не может править православными землями.

Но Ягайло, опиравшийся на поддержку Польши и Витовта, был серьёзным противником. Андрей Полоцкий не терял надежды на успех и сформировал военный союз, куда помимо его войск вошли Тевтонский орден, смоленский князь Святослав и латигола.

Действуя решительно, Андрей Полоцкий, воспользовавшись отъездом Ягайло в Краков для венчания с польской королевой Ядвигой, уже в феврале 1386 года занял окрестности Вильно и Лукомль.

Ягайло направил в княжество Витовта и Скиргайло, вместе с которыми прибыло сильное польское войско. Витовт в третий раз крестился – на этот раз вновь, вторично – по католическому обряду.

Андрей и его союзники действовали разрозненно, что и сыграло решающую роль в противостоянии. Тевтонцы, потерпев несколько поражений, не захотели втягиваться в серьёзную войну и вернулись на территорию Ордена. Андрей Полоцкий был выбит из Лукомля, а рать Святослава потерпела поражение в битве под Мстиславцем. Был убит и сам смоленский князь.

Весной 1387 года был осаждён и захвачен Полоцк – последний оплот Андрея. Во время сражения погиб его сын Семён. Андрей Полоцкий, как в своё время и Кейстут с Витовтом, был вероломно захвачен в плен Скиргайло.

Его отвезли в Хенчинский замок, где престарелый князь провёл в заточении несколько лет. Надеждам на независимость древней Полоцкой земли так и не суждено было сбыться.

Полоцк достался Скиргайло, но возвращать Витовту Троки, как следовало поступить по их договорённости, Ягайло, как обычно, не спешил.

Витовт в очередной раз убедился, что договорённости с Ягайло, не подкреплённые реальной силой и мощью, мало чего стоят.

Летом 1837 на встречу с Витовтом приехал из Москвы митрополит Киприан, который обручил дочь Витовта Софью с сыном Дмитрия Донского Василием. В Москве не без оснований рассчитывали, что после заточения в замке престарелого Андрея Полоцкого обиженный Ягайло Витовт может возглавить антипольскую партию, а значит – не допустить полное вхождение Великого княжества Литовского и Русского в сферу польского влияния. При этом Витовт мог рассчитывать не только на поддержку русской православной части княжества, как Андрей Полоцкий, но и на помощь недавно принявших католичество жемайтов, то есть всей Литвы.

У Витовта был свой интерес – породнившись с Дмитрием Донским, литовский князь рассчитывал укрепить свои позиции в соперничестве с Ягайло, а в будущем и попробовать объединить под своей властью всю Русь – и Литовскую, и Московскую.

Крестоносцы, также не получившие ожидаемого, продолжали свои набеги на ВКЛиР, не слишком обращая внимания на Кревскую унию.

В 1389 году Витовт решился на активные действия и вновь прибег к помощи Тевтонского ордена, тайно отправившись к крестоносцам.

Ягайло, пока не слишком уверенно чувствовавший себя в Польше, возлагал основные надежды на своего брата Скиргайло. Однако Кревская уния значительно уменьшила число сторонников братьев в княжестве, чем воспользовался Витовт. Гражданская война закипела с новой силой. Русские православные князья, возмущённые пленением Андрея Полоцкого, активно выступили на стороне Витовта.

В 1390 году Скиргайло вынужден был оставить Полоцк, занятый Витовтом. Одержав ряд важных побед, Витовт, не помышляя о затяжной войне, начал переговоры с Ягайло, стараясь максимально использовать выгоды текущего положения дел.

Место битвы
Место битвы

В итоге Ягайло, у которого было немало проблем и в самой Польше, пришлось уступить – Витовт получил Трокское княжество и был объявлен Великим князем Литовским, Русским и Жамойтским, оставаясь при этом формальным вассалом польского короля.

Вспомнили и о томившемся в темнице Андрее Полоцком. На имя Ягайло поступило поручительство с просьбой выпустить Андрея Полоцкого на волю, подписанное Витовтом и ещё несколькими известными литовско-русскими князьями. Андрею Полоцкому было уже за семьдесят, гражадснкая война закончилась и Ягайло решил уступить и в этом вопросе – старый князь был уже не так опасен, а вот использовать его популярность хотелось каждому. Витовт рассчитывал на поддержку русской православной партии Литвы, а Ягайло хотел заслужить в тех же рядах славу доброго и милостивого короля.

Впрочем, Андрей Полоцкий чувствовал себя на родине неуютно и уехал на время в Псков, где его хорошо знали и в 1394 году вместе со своим сыном Иваном под Ольгиной горою отбил наступление сильной новгородской рати.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru