В чем проблема нашего сегодняшнего постсоветского бытия? В том, что человеку предлагают предаваться любым страстям, делать все, что он захочет, но только не увлекаться идеями, не отдаваться страсти к познанию добра и зла. Закрыть человеку дорогу к пониманию различия между добром и злом, к пониманию того, что человек по своей природе доброе существо лежит в основе современной музыкальной поп-культуры, цель которой превратить человека в эгоистическое, несчастное и злобное существо. Побег из России так называемых «звезд» массовой поп-культуры (Андрея Макаревича, Аллы Пугачевой, Максима Галкина и им подобных), их злобная истерика о национально-освободительной операции российской армии на Украине есть свидетельство исхода из нашего общерусского Отечества фарисейских, злобных и несчастных людишек, так сказать, поп-культурных власовцев. Никакого отношения к подлинной культуре они не имеют, хотя и величают себя «звездами» культуры. Никакого. Это обычные фарисеи, которые снаружи кажутся благородными, а внутри полны всякого непотребства и мерзости.
К прискорбию нашему, следует признать, что еще много подобных поп- культурных «звезд» находится в нашем Отечестве. Характерный пример – выступление со своей группой ДДТ 19 мая 2022 года в Уфе малоумного Юрия Шевчука, который свое фарисейское и поп-культурное понимание любви к родине (о бабушке, торгующей картошкой на вокзале) выдает за некую самостоятельность мышления и оригинальность. Дескать, он режет правду-матку, он личность, а не толпа, не сознавая того, что все его псевдонародное искусство как раз и не выходит за умственные горизонты толпы и ничего общего не имеет с подлинной культурой русского народа. Примечательная деталь: все поп-культурные «звезды» не выносят русского народного духа, не любят ни России, ни истории ее, ни славы ее, но почему-то, оказавшись в Израиле или в США, вдруг становятся фанатичными патриотами. Не кроется ли здесь разгадка истинного предназначения этих служителей культуры в нашем Отечестве, когда за словесной водянкой о свободе творчества скрывается злобная и мстительная сущность «патриотов земли обетованной» и «коллективного» Запада против России и русского народа?
Среди этих деятелей современной поп-культуры особое место занимает такой уродливый персонаж, как Моргенштерн. Об этом идет речь в аналитическом материале Александра Дьяченко «Силиконовый рай Моргенштерна».
«Чудодейственная сила влияния на подростковые умы данного персонажа уже признана не только Германом Грефом, который сделал его лицом рекламной кампании финансовых услуг Сбербанка, но даже вполне официозной газетой под названием «Культура». В статье «Моргенштерн как наследник Белинского» газета не без изумления приводит пример магического влияния данного персонажа на свою многомиллионную аудиторию. После того как рэпер в одном из своих видеоинтервью мимоходом в весьма позитивном ключе упомянул книгу еврейского мудреца «365 размышлений Ребе» (весьма специфическое чтиво — недоступная для массового читателя религиозная заумь), её просто смели со всех книжных прилавков. При издательской цене 210 рублей книгу отрывали с руками за 2600. В результате издательство срочно решило напечатать ещё тридцать тысяч экземпляров и предположило, что за две-три недели оно продаст столько же этих книг, сколько было продано за предыдущие двадцать лет. Автор весьма влиятельной газеты завершает статью, не скрывая своего недоумения: «Засим и оставляю читателей, хочется думать, в противоречивых размышлениях». Официальные идеологи застыли в изумлении и даже не знают, как оценить описываемое ими явление — как благо или как зло. Словом, вот что «животворящая сила» популярности рэпера может делать с неокрепшими умами, в том числе с умами официальных идеологов. Впрочем, проект «Моргенштерн» — отнюдь не мирный и замышлялся как глобальная манипуляция молодыми умами. Попробуем это показать.
Помните почтальона Печкина из «Простоквашино»: «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» Пусть нам простит знаменитый русский мореплаватель и адмирал И.Ф. Крузенштерн, но без его яркого мультяшного образа тут не обошлось. Но где Крузенштерн сгодился, там и Моргенштерн оказался в строку. Так Алишер Тагирович Валеев из Уфы (полурусский, полубашкир) превратился в немецкообразную «утреннюю звезду» — новомодного молодёжного идола.
Кстати, если заглянуть в словари, то «моргенштерн» — это средневековое холодное оружие ударно-дробящего действия в виде металлического шара на цепи, снабжённого шипами. Весьма даже не лишнее уточнение в рамках нашей темы. В лице «Алишера Тагировича Моргенштерна», как его нередко представляют, нам явлено массовое оружие нового типа. Оно поражает не всех, а избирательную аудиторию, тихо и вроде бы незаметно. Но чрезвычайно эффективно.
Рассматривать и анализировать его «как бы песни» незачем (здесь и далее паразитические выражения — «как бы», «типа» — мы используем для подчёркивания смысла слов. — Авт.). Вы же не станете перед многотысячной аудиторией зачитывать школьное сочинение троечника и всерьёз разбирать его, акцентируя внимание на ошибках и несуразностях. Отнестись к этим текстам с вниманием — просто себя не уважать. К тому же и сами поклонники Валеева нередко жалуются, что на его «типа концертах» они часто не могут разобрать слов. Так что не в словах тут дело. Если всё, что Валеев вербально «как бы исполняет», перевести на незнакомый нам язык и прокрутить с уже имеющимся видеорядом, то впечатление ничуть не изменится. Главное — картинка, образы, видеоряд, действие в кадре. Вы Валеева не слушайте, а смотрите. И тогда вам откроются смыслы и интенции авторов данного «как бы проекта». Что мы видим на экране? Вернее, на дисплее компьютера или смартфона (уточнение весьма содержательно, способ потребления подобной продукции тоже важен). Мы видим вполне ещё юного (1998 года рождения) «красавца-мустчину», «альфа-самца», зататуированного от пяток до ушей, подобно, скажем, некоторым футбольным мегазвёздам. На одной стороне шеи у Валеева вытатуировано слово «Добро». Типа он несёт добро. Благодетель ты наш!
«Альфа-самца» в кадре обычно сопровождает целая рота (несколько десятков!) столь же юных и привлекательных, как и главный герой, полураздетых (или полуодетых?) девиц. Все они как бы пляшут и как бы поют. По сути, зрителю навязывают слегка задрапированную языческую оргию в качестве цели и образца. (Заметим в скобках, если «пошерудить» по интернету, то можно найти вполне реалистические видео, где запечатлены бизнес-«корпоративы» или школьные выпускные вечеринки — в виде оргий, уже ничем не прикрытых.) При этом «альфа-самец» разбрасывает пачки американских типа денег, выносит многочисленные ящики как бы золотых слитков из невообразимых размеров белоснежного «Боинга». Иногда аналогичное действо происходит на прекрасной великолепной яхте, рассекающей лазурные волны. Ну и так далее в том же духе.
Словом… Словом, по большому счёту ничего нового Валеев и его кордебалет нам не показывают. Всё это мы уже неоднократно видели в клипах на Муз-ТВ и аналогичных каналах, а также в сериалах типа «Дом-2».
Это кич? Ну да, кич! Фильм «Крымский мост» (о котором мы писали — «Правда», №127, 2018 г., «Крымский мост. Сделано с любовью», или Новая Гаврилиада») — тоже кич, хотя и с элементами бюрократического официоза. Валеев-Моргенштерн — кич, так сказать, не официальный, а псевдонародный. И в этом его особая привлекательность для аудитории, на которую он нацелен. Аудитория та же, что и у «Крымского моста», — подростки и молодёжь до 30 лет.
Месседжи Валеева не сказать, чтоб уж очень свежи и оригинальны. У него в принципе всё как у всех ему подобных фриков (странных, неуравновешенных субъектов. — А.Д.). Девочкам он говорит: будь умненькой и соблазнительной, следи за собой, за модой, ищи себе богатенького «папика» и очаровывай его. Или, как поёт Н. Расторгуев, запускай «тело в дело» («Дуся-агрегат»). Рано или поздно ты поймаешь свою жар-птицу и тебе удастся выпотрошить кошелёк «папика». Мальчикам внушается несколько иное: главное в жизни — тонны бабла, добивайся богатства любой ценой — и у тебя будут роты красоток на выбор, любая побежит за тобой — только помани.
Согласитесь: изложенная выше жизненная программа совершенно не оригинальна. Любой американский блокбастер пропитан данной идеологией. Есть образцы и в нашем кинематографе. В раннеперестроечном фильме 1986 года «Курьер» юная героиня эпатажно заявляет своим родителям и их гостям: «Я хочу сказать, о чём я мечтаю. Я мечтаю быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам. И ещё, ещё я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом магнитофон и маленькая собачка».
Данная фраза в контексте фильма воспринимается как эпатаж, как вызов изолгавшимся взрослым, которые говорят не то, что думают, а не как реальная жизненная цель. Такую цель тогдашняя молодёжь всерьёз себе не могла ставить. Потому что не было Моргенштерна и ему подобных. Не было и миллиардеров-олигархов, напоказ выставляющих свои яхты и бизнес-джеты.
Теперь у властей, которые и сами олигархи, Моргенштерн есть. И поэтому сколь несбыточные, столь же и бессмысленные цели навязываются миллионам молодых наших сограждан прямо с экранов федеральных телеканалов, финансирующихся из налогов, которые платят в казну родители подопечных Валеева. Не образование, не самопознание, не творческое деятельное самоутверждение и самовыражение на благо общества предлагаются в качестве идеала и цели для молодого человека и девушки. И даже не создание семьи и рождение ребёнка, а «Боинг» и океанская яхта, набитые «баблом» и золотыми слитками.
Навязываемые убийственные для юной души цели и идеалы — вот причина бед, о которых мы сказали в самом начале. Цели и смыслы, которые могут быть приемлемы для человека пожившего, испытавшего многое, недопустимо навязывать неоперившимся юнцам. Это клевета, что для молодых подлинные ценности не существуют. Ценности существуют и очень важны, но в нынешней социально-экономической ситуации высокие идеалы ни на что в жизни молодых не влияют. Молодой, юный человек очень раним и восприимчив. Он не так, как взрослый, ощущает ложь и неискренность, а более ярко и болезненно. Именно поэтому молодые нередко поступают крайне деструктивно…
Большинство дипломов, которые молодые получают после окончания вуза или колледжа, можно выбрасывать в корзину, потому что они не гарантируют постоянного качественного места работы. Поколение курьеров, фрилансеров и эскорт-спутниц — без настоящего и без будущего…
И тут появляется Моргенштерн и его кордебалет, предлагающие простое решение всех проблем чохом. Типа, «бабло побеждает зло»! И ему, и роте его девиц верят. Почему, спросите? Потому что «они свои, такие же, как и мы». Ведь если с этих девиц и зататуированных недорослей из видеоклипов снять макияж и лабутены (модная обувь), то это будут «девчонки и мальчишки с нашего двора». Аудитория интуитивно доверяет Моргенштерну, потому что «он такой же, как мы», но более удачливый. У него получилось — значит и у нас получится. Его вербальная и невербальная ирония и самоирония (а без них не было бы искренности) — это отрицание внешних обстоятельств как непреодолимых и потому несущественных. Здесь проявляется инфантилизм, граничащий с суицидальностью, конформизм, вывернутый наизнанку. Отсюда — столь высокое доверие молодых к Валееву и такая его популярность.
«Кино», которое показывают создатели проекта «Моргенштерн», надо правильно смотреть. И тогда вы увидите, что это ритуальные пляски отчаяния и безысходности. Валеев и его девичий кордебалет пляшут вокруг «бабла», «боингов» и яхт потому, что у них нет никакой надежды как-то иначе проявить себя в этой жизни.
Моргенштерн не безобиден в том числе и стратегически. Происходит глобальное манипулирование целеполаганиями огромной нации (по принципу: сегодня — дети, завтра — народ). Один из крупнейших теоретиков современной науки о социальной психологии немецкий и американский психолог Курт Левин (впитал и развил многие принципы марксизма) ввёл в научный обиход понятия «истинные потребности» личности и «квазипотребности». К истинным потребностям он относил потребность к труду и потребность профессионального самоутверждения. Тогда как квазипотребности по К. Левину «связаны с конкретной ситуацией, происходящей в данный момент». Особенность квазипотребности в том, что «она имеет стремление к удовлетворению. Удовлетворение квазипотребности состоит в разрядке её динамического напряжения». Иными словами, навязанная «квазипотребность» может годами не давать покоя человеку, который будет стремиться её удовлетворить. Именно этот феномен мы и наблюдаем в смысловых и образных построениях Валеева-Моргенштерна и ему подобных. Ну не смогут поклонники Валеева осилить даже одного десятка страниц откровений еврейского священника. А тем более никогда им не удастся завладеть океанской яхтой (как у Абрамовича) и тоннами золота. Тем не менее эти квазипотребности уже прочно навязаны многомиллионной аудитории Моргенштерна.
Ну и понятно, что внедрённые в сознание молодого человека навязчивые несбыточные идеи навсегда травмируют его душу, развивают комплекс неполноценности и никчёмности. Проект «Валеев-Моргенштерн» — это наркотик, с помощью которого молодёжная аудитория погружается в мир неосуществимых и бессмысленных грёз и отчуждается от продуктивного труда, созидательного освоения и преображения действительности. Существенное уточнение: именно такая аудитория особенно привлекательна для Сбербанка — крупнейшего в России поставщика потребительских и ипотечных кредитов. Как говорится, ничего личного, просто бизнес. Ну и политические аналоги Сбербанка — тоже полностью удовлетворены. Ведь «Моргенштерн» — это проект, где не ты проектируешь, а где тебя проектируют. Это средство комплексного форматирования запросов и устремлений ещё не окрепшей личности, включая глубинные, интимные структуры. Так вы должны выглядеть, так вы должны разговаривать и двигаться. Такая у вас должна быть одежда, такая машина, такая еда, такой муж, такая жена — всему этому учит не только «Моргенштерн» и ему подобные, но и реклама, занимающая львиную долю эфирного времени. Причём в весьма привлекательной клипово-игровой форме. А эйч-ди-картинка (от HD — телевидение высокой чёткости), созданная профессиональными режиссёрами и операторами, многократно усиливает эффективность воздействия. Ведь эйч-ди чёткость обязывает прорисовывать образы резко, контрастно, предельно соблазнительно и конкурентоспособно. Моргенштерн как эйч-ди маркетинговый образ призван агрегатировать максимально возможную потребительскую аудиторию…
И напомню: «моргенштерн» — это оружие. А для тех, кто его использует, — всего лишь бизнес, просто бизнес» [1].
Так что собой представляет образ Моргенштерна? Это сознательно созданный фарисейский образ фальшивой американской мечты для постсоветской молодежи. И куда в реальности ведет образ Монгенштерна постсоветскую молодежь? Ответ мы находим в очередной бойне, развязанной в США.
Стрельба в начальной школе Техаса: погибли 19 детей и двое взрослых
В американском штате Техас 24 мая 2022 года произошла стрельба в здании начальной школы, в результате которой, по последним данным, погибли 19 детей и двое взрослых.
Местная пресса сообщает, что трагедия произошла в Ювалде около 12.00 (20.00 по Москве). Уже через час после случившегося полиция рассказала о задержании 18-летнего Сальвадора Рамоса. Позже стало известно, что преступник ликвидирован. Губернатор штата Техас Грег Эбботт отметил, что подозреваемый был вооружен пистолетом.
В больницу госпитализированы 13 школьников. Пулевое ранение также получил 45-летний взрослый. На данный момент ничего не известно о состоянии их здоровья.
Агентство Associated Press отмечает, что в результате стрельбы 24 мая погибло наибольшее число людей по сравнению с аналогичными инцидентами в период с 14 декабря 2012 года [2].
2021 год стал рекордным по уровню смертей от стрельбы -убивают в среднем тысячу человек в неделю. И можно не сомневаться, что 2022 год будет хуже 2021. Люди стреляют потому, что чувствуют себя одинокими, брошенными, использованными неудачниками. Прав Григорий Игнатов, что в США это «не общество, а тяжелый коллапс взаимного недоверия и ненависти» [3].
И этот ужас будет продолжаться бесконечно, пока моргенштерны не перестреляют друг друга окончательно.
Источники
1. Александр Дьяченко. Силиконовый рай Моргенштерна // kprf.ru (дата доступа: 6.12.2021).
2. Стрельба в начальной школе Техаса: погибли 19 детей и двое взрослых // belta.by (дата доступа: 25.05.2022).
3. Григорий Игнатов. Гражданская война в США: 43 тысячи смертей от огнестрела за полгода // jpgazeta.ru (дата доступа: 31.05.2022).
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.