САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 2

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 2

« Назад

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 2 30.12.2024 00:00

Часть 1

Одним из идейных вождей криптоавтокефалистов выступал протоиерей Сергий Лепин, который с 2011 года до середины ноября 2020 года являлся председателем Синодального информационного отдела БПЦ и пресс-секретарём Белорусского Экзархата. Пользуясь излишним «либерализмом» и, скажем так, мягкостью в вопросе общерусского единства Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Павла протоиерей Сергий Лепин,  хоть и избегал непосредственно говорить об автокефалии, но последовательно распространял мысль об «особости» БПЦ и едва ли не прославлял деятельность коллаборационистской, сотрудничавшей в 1918-1920 годах с германскими и польскими оккупантами т.н. «Белорусской народной республики (БНР)». 

Лепин

Протоиерей Сергий Лепин – один из идеологов «особости» БПЦ

Так, 25 марта 2018 года, выступая на чествовании прозападными организациями 100-летия БНР, протоиерей Сергий Лепин заявил, что деятели БНР «хотели положить конец дележке земель с преобладающим белорусским населением между сопредельными государствами, пытались пресечь разделение и ассимиляцию белорусов». 

А вот как определил (24 августа 2020 г.) пагубную деятельность открытых и скрытых автокефалистов накануне вступления в должность Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского тогда ещё епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин: «В нынешней ситуации возобновление темы автокефалии нельзя расценивать иначе, как желание некоторых сил ослабить духовную составляющую белорусского народа, повторить печальную историю братской нам Украины, разделить братские народы Беларуси и России по религиозной линии. Сам предмет обсуждения автокефалии для Белорусской Православной Церкви неприемлем для нас. Это предательство нашей веры и завета святых отцов. Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа — это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь».

Относительно же протоиерея Сергия Лепина, то в конце ноября 2020 года он покинул должность председателя Синодального информационного отдела, пресс-секретаря Белорусского Экзархата. 

По всей видимости, предел терпению положило полученное  Лепиным предупреждение Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (одновременно подобное предостережение получил и генеральный викарий Минско-Могилевской архиепархии римско-католической церкви в Белоруссии епископ Юрий Кособуцкий) за экстремистские высказывания в социальных сетях, которые «повышают уровень напряженности в обществе, разжигают ненависть и вражду к представителям органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов». 
 

Вениамин и патриарх Кирилл

Владыка Вениамин (слева) и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приход на пост главы Белорусского Экзархата Московского Патриархата, митрополита Минского и Заславского владыки Вениамина является необходимым условием для православно-русского возрождения на Белой Руси. И значимым шагом на этом пути стало установление в Минске величественного памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому. Монумент был воздвигнут по предложению православной общественности. Как отметил на торжественном открытии памятника 14 ноября 2023 года посол Российской Федерации в Республике Беларусь Борис Грызлов, «речь в первую очередь идёт о настоятеле Александро-Невского Храма на Военном кладбище Минска отце Николае Коржиче и его единомышленниках». 

И далее, «воплощение данной инициативы — результат кропотливой скоординированной совместной работы Белорусской Православной церкви, Мингорисполкома и посольства России в Белоруссии».

В своём выступлении Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин отметил, что на Белой Руси издавна существует глубокое почитание князя Александра Невского. Так, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освящённых в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют около 40 храмов, освящённых в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами. 
 

Памятник А. Невскому

Памятник Святому Благоверному великому князю Александру Невскому в Минске

Необходимо заметить, что Александр Невский был женат на полоцкой княжне Александре Брячиславне, неоднократно бывал в Полоцке и Витебске, успешно защищал западнорусские земли от агрессии литовских князей. Младший сын Александра Ярославича и Александры Брячиславны Даниил стал первым князем Московским, родоначальником московской линии Рюриковичей — великих князей и царей. Таким образом, Александр Невский единит Белую Русь и Великую Россию как духовно, так и исторически и призван стать именем Русского мира и Союзного государства. 

Вместе с тем следует осознавать, что за время после 1991 года в недрах БПЦ образовалось целое сообщество криптоавтокефалистов, и по этой причине необходима кропотливая работа по упрочению православно-русского начала среди духовенства и прихожан Белорусской Православной Церкви. 

В последнее время некоторые представители российской православной общественности упрекают Патриаршего Экзарха, Митрополита Минского и Заславского Вениамина в том, что в храмах БПЦ не возносится «Молитва о Святой Руси», впервые совершённая Святейшим Патриархом Кириллом 25 сентября 2022 года в Александро-Невском скиту близ Переделкина в Москве. 

Между тем, подобные нарекания вряд ли можно отнести к справедливым, т.к. в Воззвании Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, Митрополита Минского и Заславского Вениамина от 25 марта 2023 г. предписано священнослужителям БПЦ ежедневно в 21-00 «дополнительно возносить молитву о мире на Украине», которая содержит следующие слова: «От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, – дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди! Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, – запрети и замыслы их ниспровергни».

Кроме Белорусской Православной Церкви в Республике Беларусь действует ещё одно религиозное объединение, которое по своей природе относится к Русскому миру — это Старообрядческая церковь. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрированы 34 религиозные общины старообрядцев: 18 — в Витебской, 7 — в Могилевской, 2 — в Гомельской, 1 — в Гродненской, 4 — в Минской областях и 2 — в Минске. Старообрядцам в Белоруссии принадлежит 29 храмов. (культовых зданий), в том числе 18 — в Витебской, 2 — в Гомельской, 6 — в Могилевской и 3 — в Минской областях.

И надо сказать, что между Старообрядческой Церковью и Белорусской Православной Церковью установились отношения взаимопонимания и взаимопомощи.
 

Стпрообрядческая церковь

Такой старообрядческий храм скоро появится в Лошицком парке в Минске

И здесь необходимы некоторые пояснения. Церковный раскол Русской церкви, как известно, произошёл в Русском царстве в середине XVII века и был вызван реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их приведения к единообразию с тогдашними греческими. Церковный раскол стал одним из самых драматических событий в русской истории, но в XX веке были сделаны значимые шаги по его преодолению.

В 1971 году Поместный собор Русской Православной Церкви рассмотрел вопрос о  «клятвах на старые обряды и на придерживающихся их» и принял  решение «утвердить постановление патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».

В 2021 году председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Иларион (Алфеев) отметил, что «священноначалие Русской Православной Церкви глубоко осознаёт пагубные последствия церковного раскола XVII столетия, считает это национальной трагедией, а поэтому никогда не уклоняется от возможности как-то эти последствия уврачевать». 

В 2006 году постановлением Синода БПЦ в юрисдикцию Минской епархии Белорусской Православной Церкви был принят со своим уставом (службы, пения, чтения проводятся по старому обряду) Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в городе Минске. 

С 1998 года эта старообрядческая община входила в состав Древлеправославной поморской церкви (400 тыс. членов по всему миру, более 500 приходов, центр в Санкт-Петербурге). В 2005 году прихожане минского прихода в честь святого пророка Илии обратились к Патриаршему Экзарху, Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету с просьбой о содействии в возведении в Минске старообрядческого храма. Он в свою очередь предложил войти старообрядцам в лоно Белорусской Православной Церкви в качестве автономной единицы. 

В мае 2022 года в Минске в Лошицком парке Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил закладку капсулы с памятной грамотой в основание старообрядческого храма. Обращаясь к собравшимся на церемонию, владыка Вениамин отметил, что «храм — это место, где почитается Бог и что люди старого обряда, которые ранее совершали богослужения в домовой церкви, со временем будут иметь полноценный храм». 

ХХХ

За столетия, прошедшие со времени крещения Руси и появления Полоцкой православной епархии (992 г.), земли современной Белоруссии входили в состав различных государств и, независимо от того, как относились к Русской церкви официальные власти и вопреки самым тяжёлым невзгодам, православное духовенство в большинстве своём твёрдо стояло за Русь и Православную Веру.

Белорусская Православная Церковь воспринимается населением Республики Беларусь как неотъемлемая часть Русской Православной Церкви, как духовная скрепа,  соединяющая Белую Русь и Великую Россию. Этим и обусловлен тот высокий нравственный авторитет, которым обладает Православная Церковь среди населения Республики Беларусь, независимо от собственно религиозности белорусских граждан. 

Но чтобы доверие к Православной Церкви продолжало оставаться на должном уровне, белорусскому православному духовенству необходимо быть достойными наследниками дела таких светочей западнорусского Православия, как Афанасий Брестский и Георгий Конисский. 

При этом священноначалию необходимо незыблемо стоять на том, что Белорусская Православная Церковь является оплотом Православия и Русского духа на западных рубежах Святой Руси. И после того как Белорусский Экзархат Московского Патриархата возглавил владыка Вениамин, есть основания полагать, что именно так и будет.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru