САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 2

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 2

« Назад

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 2 30.12.2024 00:00

Часть 1

Одним из идейных вождей криптоавтокефалистов выступал протоиерей Сергий Лепин, который с 2011 года до середины ноября 2020 года являлся председателем Синодального информационного отдела БПЦ и пресс-секретарём Белорусского Экзархата. Пользуясь излишним «либерализмом» и, скажем так, мягкостью в вопросе общерусского единства Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Павла протоиерей Сергий Лепин,  хоть и избегал непосредственно говорить об автокефалии, но последовательно распространял мысль об «особости» БПЦ и едва ли не прославлял деятельность коллаборационистской, сотрудничавшей в 1918-1920 годах с германскими и польскими оккупантами т.н. «Белорусской народной республики (БНР)». 

Лепин

Протоиерей Сергий Лепин – один из идеологов «особости» БПЦ

Так, 25 марта 2018 года, выступая на чествовании прозападными организациями 100-летия БНР, протоиерей Сергий Лепин заявил, что деятели БНР «хотели положить конец дележке земель с преобладающим белорусским населением между сопредельными государствами, пытались пресечь разделение и ассимиляцию белорусов». 

А вот как определил (24 августа 2020 г.) пагубную деятельность открытых и скрытых автокефалистов накануне вступления в должность Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского тогда ещё епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин: «В нынешней ситуации возобновление темы автокефалии нельзя расценивать иначе, как желание некоторых сил ослабить духовную составляющую белорусского народа, повторить печальную историю братской нам Украины, разделить братские народы Беларуси и России по религиозной линии. Сам предмет обсуждения автокефалии для Белорусской Православной Церкви неприемлем для нас. Это предательство нашей веры и завета святых отцов. Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа — это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь».

Относительно же протоиерея Сергия Лепина, то в конце ноября 2020 года он покинул должность председателя Синодального информационного отдела, пресс-секретаря Белорусского Экзархата. 

По всей видимости, предел терпению положило полученное  Лепиным предупреждение Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (одновременно подобное предостережение получил и генеральный викарий Минско-Могилевской архиепархии римско-католической церкви в Белоруссии епископ Юрий Кособуцкий) за экстремистские высказывания в социальных сетях, которые «повышают уровень напряженности в обществе, разжигают ненависть и вражду к представителям органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов». 
 

Вениамин и патриарх Кирилл

Владыка Вениамин (слева) и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приход на пост главы Белорусского Экзархата Московского Патриархата, митрополита Минского и Заславского владыки Вениамина является необходимым условием для православно-русского возрождения на Белой Руси. И значимым шагом на этом пути стало установление в Минске величественного памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому. Монумент был воздвигнут по предложению православной общественности. Как отметил на торжественном открытии памятника 14 ноября 2023 года посол Российской Федерации в Республике Беларусь Борис Грызлов, «речь в первую очередь идёт о настоятеле Александро-Невского Храма на Военном кладбище Минска отце Николае Коржиче и его единомышленниках». 

И далее, «воплощение данной инициативы — результат кропотливой скоординированной совместной работы Белорусской Православной церкви, Мингорисполкома и посольства России в Белоруссии».

В своём выступлении Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин отметил, что на Белой Руси издавна существует глубокое почитание князя Александра Невского. Так, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освящённых в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют около 40 храмов, освящённых в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами. 
 

Памятник А. Невскому

Памятник Святому Благоверному великому князю Александру Невскому в Минске

Необходимо заметить, что Александр Невский был женат на полоцкой княжне Александре Брячиславне, неоднократно бывал в Полоцке и Витебске, успешно защищал западнорусские земли от агрессии литовских князей. Младший сын Александра Ярославича и Александры Брячиславны Даниил стал первым князем Московским, родоначальником московской линии Рюриковичей — великих князей и царей. Таким образом, Александр Невский единит Белую Русь и Великую Россию как духовно, так и исторически и призван стать именем Русского мира и Союзного государства. 

Вместе с тем следует осознавать, что за время после 1991 года в недрах БПЦ образовалось целое сообщество криптоавтокефалистов, и по этой причине необходима кропотливая работа по упрочению православно-русского начала среди духовенства и прихожан Белорусской Православной Церкви. 

В последнее время некоторые представители российской православной общественности упрекают Патриаршего Экзарха, Митрополита Минского и Заславского Вениамина в том, что в храмах БПЦ не возносится «Молитва о Святой Руси», впервые совершённая Святейшим Патриархом Кириллом 25 сентября 2022 года в Александро-Невском скиту близ Переделкина в Москве. 

Между тем, подобные нарекания вряд ли можно отнести к справедливым, т.к. в Воззвании Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, Митрополита Минского и Заславского Вениамина от 25 марта 2023 г. предписано священнослужителям БПЦ ежедневно в 21-00 «дополнительно возносить молитву о мире на Украине», которая содержит следующие слова: «От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, – дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди! Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, – запрети и замыслы их ниспровергни».

Кроме Белорусской Православной Церкви в Республике Беларусь действует ещё одно религиозное объединение, которое по своей природе относится к Русскому миру — это Старообрядческая церковь. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрированы 34 религиозные общины старообрядцев: 18 — в Витебской, 7 — в Могилевской, 2 — в Гомельской, 1 — в Гродненской, 4 — в Минской областях и 2 — в Минске. Старообрядцам в Белоруссии принадлежит 29 храмов. (культовых зданий), в том числе 18 — в Витебской, 2 — в Гомельской, 6 — в Могилевской и 3 — в Минской областях.

И надо сказать, что между Старообрядческой Церковью и Белорусской Православной Церковью установились отношения взаимопонимания и взаимопомощи.
 

Стпрообрядческая церковь

Такой старообрядческий храм скоро появится в Лошицком парке в Минске

И здесь необходимы некоторые пояснения. Церковный раскол Русской церкви, как известно, произошёл в Русском царстве в середине XVII века и был вызван реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их приведения к единообразию с тогдашними греческими. Церковный раскол стал одним из самых драматических событий в русской истории, но в XX веке были сделаны значимые шаги по его преодолению.

В 1971 году Поместный собор Русской Православной Церкви рассмотрел вопрос о  «клятвах на старые обряды и на придерживающихся их» и принял  решение «утвердить постановление патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».

В 2021 году председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Иларион (Алфеев) отметил, что «священноначалие Русской Православной Церкви глубоко осознаёт пагубные последствия церковного раскола XVII столетия, считает это национальной трагедией, а поэтому никогда не уклоняется от возможности как-то эти последствия уврачевать». 

В 2006 году постановлением Синода БПЦ в юрисдикцию Минской епархии Белорусской Православной Церкви был принят со своим уставом (службы, пения, чтения проводятся по старому обряду) Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в городе Минске. 

С 1998 года эта старообрядческая община входила в состав Древлеправославной поморской церкви (400 тыс. членов по всему миру, более 500 приходов, центр в Санкт-Петербурге). В 2005 году прихожане минского прихода в честь святого пророка Илии обратились к Патриаршему Экзарху, Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету с просьбой о содействии в возведении в Минске старообрядческого храма. Он в свою очередь предложил войти старообрядцам в лоно Белорусской Православной Церкви в качестве автономной единицы. 

В мае 2022 года в Минске в Лошицком парке Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил закладку капсулы с памятной грамотой в основание старообрядческого храма. Обращаясь к собравшимся на церемонию, владыка Вениамин отметил, что «храм — это место, где почитается Бог и что люди старого обряда, которые ранее совершали богослужения в домовой церкви, со временем будут иметь полноценный храм». 

ХХХ

За столетия, прошедшие со времени крещения Руси и появления Полоцкой православной епархии (992 г.), земли современной Белоруссии входили в состав различных государств и, независимо от того, как относились к Русской церкви официальные власти и вопреки самым тяжёлым невзгодам, православное духовенство в большинстве своём твёрдо стояло за Русь и Православную Веру.

Белорусская Православная Церковь воспринимается населением Республики Беларусь как неотъемлемая часть Русской Православной Церкви, как духовная скрепа,  соединяющая Белую Русь и Великую Россию. Этим и обусловлен тот высокий нравственный авторитет, которым обладает Православная Церковь среди населения Республики Беларусь, независимо от собственно религиозности белорусских граждан. 

Но чтобы доверие к Православной Церкви продолжало оставаться на должном уровне, белорусскому православному духовенству необходимо быть достойными наследниками дела таких светочей западнорусского Православия, как Афанасий Брестский и Георгий Конисский. 

При этом священноначалию необходимо незыблемо стоять на том, что Белорусская Православная Церковь является оплотом Православия и Русского духа на западных рубежах Святой Руси. И после того как Белорусский Экзархат Московского Патриархата возглавил владыка Вениамин, есть основания полагать, что именно так и будет.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru