Начало. Часть первая.
Часть вторая.
Сразу после смерти Ивана Грозного по Русскому царству поползли упорные слухи о том, что «царю дали отраву ближние люди». При этом назывались имена вельможных бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского.
То, что причиной смерти Ивана Грозного было отравление с высокой степени вероятности свидетельствует современная наука, но вот причастность к этому злодеянию Бориса Годунова является все-таки предположением, а не исторически доказанным фактом. Как бы там ни было, но накануне своей кончины Иван Грозный доверил Борису Годунову опекунство над своим сыном Федором. Помимо того, царь перед смертью завещал младшему сыну Дмитрию город Углич со всеми уездами.
Смерть Ивана Грозного, худ. Константин Маковский
Царь Федор Иванович был не только слабым государем, но он еще и не имел наследников. И после его смерти в январе 1599 года династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась, а на троне Московского царства (был избран Земским собором) оказался безусловно одаренный, но не знатного происхождения (из служилых костромских бояр) Борис Годунов. Но самое главное то, что народная молва вменяла Годунову в вину смерть Ивана Грозного, царя Федора Ивановича и гибель царевича Дмитрия.
Распространению же этих слухов всемерно способствовали польские и прочие иноземные деятели. Так, польский коронный гетман Станислав Жолкевский прямо обвинял Годунова в смерти Ивана Грозного: «Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана». А голландский дипломат Исаак Масса ставил в вину Борису Годунову также и кончину царя Федора Ивановича: «Я твердо убежден в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицей, и многие московиты разделяли мое мнение».
Царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах за семь лет до кончины царя Федора Ивановича и, хотя следственная комиссия, возглавляемая политическим противником Бориса Годунова князем Василием Шуйским, посчитала трагедию в Угличе результатом несчастного случая, в народном сознании, а затем в исторической науке твердо укоренилось мнение о причастности Годунова (в то время он возглавлял правительство царя Федора) к смерти царевича.
Чтобы там ни было на самом деле, но враги Русского царства в Речи Посполитой и в папской курии намеревались максимально использовать трагедию в Угличе в своих планах по сокрушению Русского царства. Как только Борис Годунов становится царем в Речи Посполитой объявляется якобы спасшийся царевич Дмитрий (известный в истории как Лжедмитрий I) и предъявляет притязания на престол.
В результате реформ, начатых Еленой Глинской и осуществленных Иваном Грозным, государственное здание Русского царства зиждилось на трех опорах - царская власть, православная церковь и земское самоуправление. Несомненно, что главной несущей конструкцией Русской державы была царская власть в богопомазанности, правомочности и законности которой подданные должны быть абсолютно уверены. И вот по этой центральной опоре Русского царства наносился разрушающий удар.
Борис Годунов имел большой опыт управления государством. В его бытность главой правительства при царе Федоре Ивановиче было много сделано для укрепления русской государственности. Благодаря его усилиям в Русском царстве было учреждено патриаршество. В стране велось обширное градостроительство. В эти годы были построены - на границе Дикого поля крепости Воронеж и Ливны, на Волге - Самара, Царицын, Саратов, в Сибири - Томск. На западных рубежах Русского царства был возведен шедевр русского оборонительного зодчества - Смоленская крепостная стена.
Помимо того, Москва была опоясана двумя дополнительными кольцами оборонительных сооружений - каменным Белым городом (29 башен) и деревоземляным «Скородомом», на которых была размещена многочисленная артиллерия. Москва стала неприступной крепостью. Так, летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей со 150-тысячным войском подошел к Москве, но оказавшись под сильным огнем русской артиллерии не решился штурмовать столь мощную крепость. В последующем русские полки под началом князя Федора Мстиславского нанесли жестокое поражение крымской орде, которая с большими потерями (две трети войска вторжения) была изгнана из пределов Русского царства.
Взойдя на царский престол Борис Годунов продолжил политику укрепления Московской державы, которую проводил, будучи главным советником царя. Тогда же стало практиковаться отправление русских людей на учебу в Европу. Кроме того, Борис Годунов намеревался открыть в Москве университет, чтобы готовить необходимых Русскому царству квалифицированных специалистов.
Царь Борис Годунов: талантливый, но несчастливый государь
В целом же царствование Бориса Годунова началось довольно успешно, но несмотря на это в сознании части русского общества царь Борис представал настоящим исчадием ада, который ради достижения престола пошел на целых три цареубийства. Все это серьезно подрывало авторитет царской власти Бориса Годунова, а религиозное сознание тогдашнего общества ждало небесной кары за «совершенные злодеяния».
И она последовала, по крайней мере, так воспринимались стихийные бедствия, обрушившиеся на Русское царство в первые годы XVII столетия. В 1601 году шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам летописца, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем 1602 году дожди, холода и неурожай повторились. В стране начался голод, продлившийся три года. Повсеместно шли разговоры, что царствование Бориса Годунова незаконно и не благословляется Богом, народные волнения охватили более 20 уездов. В Русском царстве началась Смута.
Следствием великого голода стало массовое повстанческое движение. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве под началом атамана Хлопка Косолапа. Против них Борис Годунов направил крупный отряд стрельцов под командованием воеводы И. Ф. Басманова. В сентябре 1603 года в ожесточённом сражении под Москвой повстанческое войско было разбито. Басманов погиб в бою, а сам Хлопок был тяжело ранен, взят в плен и казнён.
В условиях охватившей Русское царство Смуты стали широко распространяться слухи о чудесно спасшемся «добром царевиче», который где-то скрывается от палачей незаконного царя Бориса. И таким образом почва для появления самозванцев была готова.
Москва – стольный град Русского царства (XVII в.)
Слухи эти исходили из Речи Посполитой, где первый из самозванцев «царевич Дмитрий Иванович» (Лжедмитрий I) готовил силы для похода на Москву добывать царского престола. Кто он был на самом деле доподлинно не известно. Еще правительство Бориса Годунова отождествило Лжедмитрия I с беглым монахом Чудова монастыря (был расположен в Московском Кремле) Григорием Отрепьевым (происходил из дворянского рода Нелидовых), этой же версии придерживается зи большинство современных исследователей, хотя существуют и иные точки зрения.
Кто бы не был Лжедмитрий I, но это был авантюрист высочайшего уровня, которому удалось совершить практически немыслимое: стать царем, не имея на это абсолютно никаких прав. При этом, он был хорошо образован, помимо русского владел латинским и польским языками, уверенно сидел в седле и умело обращался с саблей и другим оружием, что для беглого монаха представляется вряд ли возможным. Единственно, что не вызывает сомнения, так его национальная принадлежность. Он был русским по происхождению. Единственно неясно с какой Руси - Московской или Западной, находившейся под властью Речи Посполитой.
Не имея возможности сокрушить Русское царство прямым военным путем, в Кракове и Риме решили добиться своих целей с помощью, говоря современным языком, стратегии непрямых действий и гибридной войны.
В 1603 году в городе Брагине (ныне Гомельская область) появился молодой человек, который поступил на службу к западнорусскому православному князю Адаму Вишневецкому, где спустя некоторое время он открылся князю как якобы «чудесно спасшийся царевич Дмитрий».
Князь, конечно, усомнился в правдоподобности подобного чудесного превращения, но назвавшийся царевичем молодой человек в подтверждение своих слов показал Вишневецкому «золотой наперсный крест», якобы переданный ему царицей-матерью. Во времена царствования Бориса Годунова мать царевича Дмитрия Мария Ногая находилась в опале.
Вот, что сказано об этом в «Пискарёвском летописце»:
«Неведомо каким вражьим наветом, прельстил царицу и сказал ей воровство (преступный замысел - авт.) своё. И она ему дала крест злат с мощьми и камением драгим сына своего, благовернаго царевича Дмитрея Ивановича».
После таких доказательств предъявленных новоявленным «царевичем», князь Вишневецкий доставил его ко двору польского короля Сигизмунда III Вазы. В Кракове и римской курии быстро поняли, что возникший из ниоткуда «царевич Дмитрий» может стать удобным орудием, с помощью которого можно попытаться сокрушить Русское царство. Надо сказать, появление Лжедмитрия пришлось как нельзя кстати, т.к. в 1600 году между Московской державой и Речью Посполитой было заключено перемирие на 20 лет и королю Сигизмунду III Вазе очень не хотелось прослыть вероломным нарушителем договоров в глазах других европейских монархов и тогдашней международной общественности.
15 марта 1604 года король в присутствии папского нунция Клавдия Рангони принял частным образом «царевича», который «приватно» был признан наследником Ивана IV Грозного. Сигизмунд III назначил Лжедмитрию ежегодное содержание в 40 тысяч злотых и позволил вербовать «охочих людей» на территории Речи Посполитой.
При этом, Лжедмитрий принес клятву, что после вступления на русский престол он передаст польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, начнет способствовать утверждению в Русском царстве католицизма для чего, в частности, будет открывать костёлы и допустит в Московскую Русь иезуитов.
Лжедмитрий даёт клятву польскому королю Сигизмунду III, худ. Николай Неврев
В Кракове и в Риме строили далеко идущие планы. Речь шла о слиянии Речи Посполитой с Русским царством, точнее о поглощении последнего. Расчет делался на то, что воцарившись на русском престоле Лжедмитрий толкнет Московское государство на губительный путь государственной унии с Польшей и церковной с римско-католической церковью.
По замыслу польского короля и римского папы Лжедмитрий должен был провернуть с Московской Русью вариант подобный тому, который в конце XIV века был навязан Великому княжеству Литовскому и Русскому. Тогда великий князь Ягайло польстившись с подачи римской курии на польскую корону заключил в 1385 году кабальную Кревскую унию и обязался «всех своих русских и литовских подданных» перевести в католицизм, а «Литву и Русь» навечно присоединить к Польше. Затем в течение 180 лет последовало еще шесть уний (последняя Люблинская, 1569 г.), в результате Литовско-Русское великое княжество превратилось в итоге в захудалую польскую провинцию с необузданностью польских магнатов и шляхты, жестоким притеснением православия и бесправием западнорусского населения.
На деньги выделенные польским королем Лжедмитрию удалось собрать польско-русское войско в четыре тысячи человек, из русских в этом отряде были в основном запорожские и донские казаки. В октябре 1604 года самозванец перешел границу Русского царства.
Со своей стороны, царь Борис, не принявший до конца всерьез притязаний Лжедмитрия на русский престол, оказался по сути захвачен вторжением врасплох.
Так, началась одна из крупнейших авантюр в истории, породившая великую Смуту, едва не погубившую Русское государство.
Описание похода Лжедмитрия за царским престолом требует отдельного исследования, мы же коснемся основных вех той гибридной кампании.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.