I
Падение Константинополя 29 июня 1453 года означало гибель Ромейской (Византийской) империи, но не византийской цивилизации. Она продолжала и продолжает жить в культуре различных европейских стран и народов. Без какого-либо преувеличения можно сказать, что во многом благодаря ромеям Европа приобрела свой современный облик и в культуре, наверное, каждого европейского народа есть частица угасшей Романии/Византии.
Она создала своеобразную и утонченную цивилизацию средневекового мира, которая могла бы еще многим обогатить человечество. Для многих народов и государств ромеи были наставниками и образцом для подражания.
После падения Константинополя с территории погибшей Романии начался массовый исход ромейского населения. В европейские страны, в первую очередь в Италию, греческие ученые и писатели уносили то наследие эллинской культуры, которое столетиями сохранялось в древней Империи. Эти ученые, мыслители, книжники, спасавшиеся от кривой сабли турок-османов в Италии и других государствах Европы, сыграли значительную роль в развитии науки, культуры и искусства. Но все это, конечно, не могло идти ни в какое сравнение с тем невосполнимым ущербом, который был нанесен развитию общеевропейской культуры в результате гибели Романии/Византии. Падение Константинополя, без сомнения, стало общим бедствием для всего христианского мира.
Церковь Сан-Никола-деи-Гречи в Палермо (Италия) с внутренним византийским убранством
После падения «Второго Рима» и полного уничтожения византийской государственности некоторая часть спасшейся греческой аристократии, образованные представители торгово-денежной верхушки пошли на службу в турецкое казначейство переводчиками-драгоманами или были назначены на посты правителей завоеванных турками-османами провинций с христианским населением, например, Армении, Молдавии и Валахии (совр. Румыния). Кое-кто из них отказался от православия и принял ислам. Эти люди снискали полное презрение со стороны соотечественников и получили прозвище «фанариоты». Так называли греков по национальности, которые входили в элиту Османской империи и имели домовладения в европейской части Константинополя в районе Фанар, близ резиденции Константинопольского патриарха.
Но большая часть образованных ромеев эмигрировало в славянскую торгово-аристократическую Дубровницкую республику (ныне г. Дубровник, Хорватия) на Адриатическом море на находившийся под властью Венецианской республики греческий остров Крит, в западную Европу, в набирающую державную мощь Московскую Русь.
С собой ромейские беженцы привезли чудом спасенные во время погрома турками Константинополя древние греческие рукописи и ценные произведения византийского искусства: иконы, ювелирные изделия, иллюстрированные великолепными миниатюрами книги и многое другое. Но главное - византийские ученые и богословы принесли с собой знания, которые они впоследствии передали европейцам. Этот поток мудрости излился на европейские страны, которые таким образом познакомились с неувядаемой прелестью античной и ромейской цивилизаций.
В XV в. в Европе необычайно возросла тяга к культуре и языку греко-римского мира. Последним ромеям суждено было открыть западноевропейским ученым сокровища античной философии, римского права, поэзии, литературы, искусства.
Основной поток ромейского исхода направился в Италию, под воздействием которого на Аппенинском полуострове зародились гуманизм и европейское Возрождение. Здесь византийцы пробудили интерес италийцев к античному наследию, стали их учителями и наставниками. Самым мощным центром знакомства с античностью стал Флорентийский университет, в котором впервые начали систематически изучать греческий язык, знакомиться с трудами древних мыслителей и писателей.
Но особое впечатление падение Константинополя произвело на Московскую Русь. До рокового 29 мая 1453 года православная церковь на Руси считала себя дочерью Константинопольского (Вселенского) патриарха, а в ромейском императоре русские люди видели верховного хранителя общественной правды. Константинополь был в глазах Руси вторым Римом.
Икона «Москва - третий Рим» (конец XVI в.)
Спустя несколько десятилетий после гибели Византии старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем была сформулирована теологическая и политическая доктрина «Москва — третий Рим», определявшую Москву преемницей Римской и Ромейской империй, а великих князей Московских, в последующем - русских царей и российских императоров, преемниками римских и византийских императоров.
Доктрина «Москва — третий Рим», определявшая Российское государство как православную, справедливую и вселенскую (по предназначению) державу, призванную удерживать мир от сползания в губительный хаос, была стержневой линией политики России до 1917 года.
В СССР после отказа от идеи Троцкого о беспрерывной мировой революции (т.е. нарастающего хаоса в мире) доктрина «третьего Рима» приобрела советский окрас и наиболее ярко проявилась в победе над гитлеровским рейхом и послевоенном двуполярном мире.
Преодолев хаос горбачевской перестройки и постсоветского безвременья, Российская Федерация все более уверенно встает на путь «удерживающей державы», и решительный шаг в этом направлении был сделан на общероссийском голосовании 1 июля, когда в результате всенародного волеизъявления современное Российское государство вновь приобрело самодержавность «третьего Рима».
II
24 июля в соборе Святой Софии Константинопольской, превращенном по указу президента Турции Эрдогана в мечеть, состоялся первый за 86 лет пятничный намаз.
В религиозном действе приняли участие Эрдоган, министры правительства и депутаты турецкого парламента. При этом византийские мозаичные фрески с изображением Христа, Богородицы и христианских святых были задрапированы белой тканью. Молельный зал Айя-Софии и прилегающая к собору площадь были заполнены совершающими намаз мусульманами.
24 июля в храме Святой Софии, переделанном в мечеть Айя-София, состоялся первый за 86 лет намаз
Одновременно в Греции, на Кипре, в Сербии и Черногории и в ряде других православных стран это печальное для христиан событие было отмечено траурным звоном колоколов, а во время вечернего богослужения в кафедральном храме в Афинах был прочитан акафист Пресвятой Богородице «Защитница».
Дали оценку этому действу и в Русской православной церкви. Так, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион определенно сказал, что «превращение Святой Софии в мечеть — пощечина, которую руководство Турции нанесло Православной церкви и всему мировому христианству».
Решение Эрдогана о превращении одной из величайших святынь христианского мира — храма Святой Софии Константинопольской в мечеть имеет не только религиозное (утверждение первостепенности ислама перед другими мировыми конфессиями), но и большое геополитическое (неоосманизм, пантюркизм) значение.
Тем же, кто не видит в случившемся ничего особенного (дескать, туристам будет даже лучше - «за билеты платить не надо»), хочется указать на то, насколько крупную с далеко идущими целями игру на мировой арене ведет Эрдоган.
В начале коснемся неоосманизма, который представляет собой доктрину направленную, с одной стороны, на отказ от наследия Ататюрка, т.е. светского характера турецкого государства и превращение его в исламистскую державу. С другой, неоосманизм направлен на наращивание турецкого влияния и укрепление позиции Турции на всей территории бывшей Османской империи. Предполагается, что главным орудием достижения этой цели является «мягкая сила», нацеленная на формирование наднационального османского сознания у населения территорий, некогда входивших в Османскую империю. Но «мягкая сила» далеко не всегда работает, и тогда в ход идет жесткое принуждение с помощью турецкой военной машины. Отсюда военное вмешательство Турции в Сирии, Ливии и других бывших провинциях Османской империи.
Неоосманизм «султана» Эрдогана
Теперь поговорим о доктрине пантюркизма, которую также активно продвигают нынешние турецкие правящие круги. В отличие от неоосманизма, пантюркизм является националистической доктриной, объявляющей все тюркоязычные народы одной нацией, которые должны соединиться в рамках единой державы, простирающейся от Балкан до Сибири.
Пантюркизм - доктрина светская, т.к. не все тюркские народы исповедывают ислам. Большинство современных тюрок - мусульмане, но есть также православные христиане (основная часть гагаузов, чувашей, часть татар и якутов), иудеи (крымчаки и караимы), буддисты (тувинцы, жёлтые уйгуры, часть саларов), бурханисты (алтайцы), тенгрианцы и шаманисты (хакасы, шорцы, телеуты, якуты и долганы). При этом большинство тюркских народов проживает в Евразии, в первую очередь, в Российской Федерации и прилегающих государствах.
При этом приходится свидетельствовать, что на южных рубежах Российской Федерации формируется пантюркистский геополитический проект потенциально недружественный России и Русскому миру. Такой вывод следует из выступления президента Казахстана Нарсултана Назарбаева в Стамбуле весной 2015 года, в ходе которого он сделал свои программные заявления о «великом тюркском союзе». В частности, Назарбаев заявил, что родина всех тюрков находится в Казахстане, а Россия и Советский Союз были для казахов колонизаторами:
«Мы живем на родине всего тюркского народа. После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии».
А вот что заявил президент Казахстана на турецко-казахском деловом форуме: «Как сказал Ататюрк, «придет время, когда все тюрки объединятся». Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем свыше 200 млн братьев живет. Если мы все объединимся, то мы будем эффективной силой в мире».
И эти планы уже воплощаются. По инициативе Назарбаева сформирован Совет глав тюркоязычных государств, в Баку начала работать Парламентская ассамблея тюркских государств, в Астане ведет свою деятельность Тюркская академия. По мнению идеологов пантюркизма, «это фундамент, который закладывается во имя будущего единого дома тюркских народов».
При этом идеологи новоявленного «Великого Турана» отводят Казахстану роль точки сборки тюркской идеи, базовой площадки для объединения тюркского мира от Балкан до Тихого океана.
По их мнению, «Кремль потерпел очередное поражение на геополитическом фронте, из «вечного союзника» Казахстан превращается в очень даже серьезного геополитического врага». При этом казахские идеологи «Великого Турана» грезят о низведении России до уровня второразрядной державы. Вот что пишет по этому поводу живущий в США казахский философ Валихан Тулешов в своем опусе «Философия геополитики Казахстана XXI веке: Тюркский проект»:
«Если Первый Рим был разрушен кочевником, предводителем гуннов - тюрком Атиллой, а Второй Рим - Константинополь - был завоеван тюрками-османами, то возникает риторический вопрос: от чьих рук падет Третий Рим?».
Великий Туран в геополитических грёзах приверженцев пантюркизма
В связи со сказанным стоит обратить внимание на решение Астаны о переводе к 2025 году казахского языка с кириллицы на латинскую графику. Это недвусмысленный посыл России и другим членам ОДКБ и ЕАЭС, что казахстанские власть имущие намерены принять активное участие в воплощении великотюркского проекта, который нацелен на достижение доминирования «тюркского суперэтноса» на Евразийском континенте.
Безусловно, Казахстан при определенных условиях может трансформироваться из «точки сборки» Великого Турана в фактор нейтрализации этого недружественного России и Русскому миру геополитического проекта. Но это может произойти только в том случае, если Казахстан откажется от политики казахского этнического национализма и встанет на путь тюркско-славянской демократической государственности. Однако такие благоприятные изменения способны произойти только под воздействием России, которая не может себе позволить и далее безучастно взирать на антирусские и антироссийские тенденции не только в Казахстане, но и в других официально союзных Российской Федерации государствах СНГ.
Еще одним ключевым партнером в великотюркской игре Эрдогана на пространстве СНГ выступает Азербайджан, в отношении которого Анкара на данном этапе проводит линию «один народ - два государства».
В недавнем июльском инциденте на армяно-азербайджанской границе, когда в течение трех дней между армянскими и азербайджанскими войсками велись интенсивные боевые действия с применением тяжелого вооружения, в полной мере выявился новый курс Турции в Закавказье и роль в нем Азербайджана, которому Анкара официально предложила любую, в том числе и военную помощь.
22 июля 2020 года в Анкаре под председательством президента Эрдогана состоялось заседание Совета национальной безопасности Турецкой республики, на котором было принята жесткая антиармянская декларация. В документе, в частности, говорилось, что «Турция поддержит любое решение, которое братский азербайджанский народ примет в своей справедливой борьбе».
По мнению директора российского Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, тюрколога Владимира Аваткова, «позиция Турции во время последнего обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе ясно демонстрирует, что Анкара подталкивает Баку к войне с Арменией».
Таким образом, все говорит о том, что Азербайджан, как и в целом Закавказье, включены Анкарой в т.н. «дугу напряженности Эрдогана», где Баку отведена ключевая роль.
хххх
Таким образом, превращение храма Святой Софии Константинопольской в действующую мечеть Айя-София - это знаковое событие, призванное показать всему миру, что по мановению «султана» Эрдогана из небытия намерена возвратиться недоброй памяти Османская империя.
На что хотелось бы привести слова израильского публициста Александра Непомнящего:
«Разумеется, пока еще слишком рано говорить о том, что настойчивое стремление Эрдогана воссоздать Османскую империю неизбежно приведет к войне.
Вместе с тем, если одну из важнейших христианских святынь древности, простоявшую целый век в качестве музея, можно превратить в мечеть, то кто поручится за то, что городу, пробывшему Стамбулом всего шесть веков, нельзя будет вновь вернуть прежнее название, украшавшее его больше тысячи лет?».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.