САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Союзное государство: вопросы энергетики

Николай Сергеев: Союзное государство: вопросы энергетики

« Назад

Николай Сергеев: Союзное государство: вопросы энергетики 03.06.2021 18:43

Недавно в Российском центре науки и культуры в Минске состоялась российско-белорусская видеоконференция «Эволюция энергопроектов в рамках белорусско-российской интеграции», организаторами которой выступили Институт стран СНГ (Москва), Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь, Координационный совет белорусских организаций российских соотечественников, Белорусское общественное объединение «Русь».

Руководитель Представительства Россотрудничества в Белоруссии Эдуард Феликсович Крусткалн поприветствовал участников видеоконференции. Отметив сложность заявленной проблематики, он выразил надежду, что ее обсуждение «позволит «очистить» эту тему от всевозможных отрицательных наслоений и продвинуться в этом направлении обеим сторонам».

Крусткалн
Руководитель Представительства Россотрудничества в Белоруссии Эдуард  Крусткалн

Доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики, заведующий отделом экономических исследований Института стран СНГ, главный редактор журнала «Геоэкономика энергетики» Аза Ашотовна Мигранян (Москва) затронула в своем обстоятельном докладе наиболее проблемные стороны белорусско-российского сотрудничества в энергетической сфере. Предлагаем основные положения выступления профессора Мигранян:

«Если рассматривать сотрудничество с точки зрения экономических эффектов, то уровень тесноты связей и синергетических эффектов, которые закладывались в программных документах, достичь не удалось. Тому причиной - субъективные и объективные факторы. Субъективный фактор - это коронавирусный локдаун. В этом случае, рассматривая экономику Белоруссии, необходимо отметить уникальность реакции руководства Белоруссии и то, что Республика Беларусь - единственная страна постсоветского пространства, которая не вводила карантинные ограничения, и в связи с этим экономические потери на макроэкономическом уровне оцениваются как наименьшие и результат по росту ВВП оказался положительным и существенно выше, чем в Российской Федерации.

Мигранян
Профессор Аза  Мигранян

В то же время пандемия отрицательно отразилась на экономическом развитии как Союзного государства, так и ЕАЭС: мы имеем определенное снижение внешнеторговой активности и возможностей капиталовложений в рамках данных интеграционных объединений. 

В частности, появились сложности (в большей степени, чем предполагалось в прогнозах) в вопросах инвестиционного наполнения проектов и формирования инвестиционного портфеля не только интеграционных проектов, но и экономики Белоруссии в целом. 

Следующий фактор, который нужно учитывать при планировании дальнейшего взаимодействия, - это влияние пандемии на уровень жизни, доходы и покупательскую способность населения как РБ, так и РФ. 

Говоря о перспективе вступления в действие дорожных карт Союзного государства, следует обратить внимание на решение следующих вопросов. В первую очередь, необходимо взаимоувязать программы формирования общих энергетических рынков ЕАЭС и Союзного государства, т.к. здесь возникают определенные противоречия, связанные с уровнем интеграции. 

В Союзном государстве проблемы формирования общего энергетического рынка обусловлены порядком формирования доходов субъектов хозяйствования, налоговым регулированием и вопросом, связанным с российским налоговым маневром, а также различными подходами российских и белорусских производителей нефтепродуктов к учету расходов и методам ценообразования. Разница заключается в том, что в Российской Федерации осуществляется макроэкономическое регулирование, т.е. государство занимается вопросами налогообложения, а ценообразование передается участникам рынка, т.е предприятиям. В Белоруссии нефтегазовый сектор и всё, что с ним связано, регламентируется через государственную систему отношений, в связи с чем уровень рыночности в российском и белорусском сегментах значительно разнятся.

Вторая проблема связана с тем, каким образом будут урегулированы цены на поставки в Белоруссию российских нефти и газа и цены на их транзит через белорусскую территорию.

Третья проблема - это сложность перехода к единому налоговому регулированию как в Союзном государстве, так и в рамках ЕАЭС. В данном случае Евразийский экономический союз может выступать как некий сдерживающий фактор для осуществления соответствующих планов в Союзном государстве. 

Следующий фактор - это формирование и функционирование общего финансового рынка, гармонизация правовых основ деятельности банковской системы и платежных операций, формирование общего финансового поля, что позволит решить проблему дефицита финансирования. 

Помимо того, необходимо расширение промышленной кооперации путем формирования   объединенного блока российских и белорусских производителей, что позволит объединить технологии, ресурсы и возможности взаимодействия.

В деле продвижения новых технологий, т.е в вопросах цифровизации, необходимо идти по пути гармонизации, взаимодополняемости и сопряженности цифровых платформ

Для дальнейшего развития требуется также унификация финансового законодательства и переход к расчетам в рублевом эквиваленте без пересчета в доллары и евро по взаимным поставкам. При этом процесс дедолларизации в Союзном государстве должен проходить синхронно в его российском и белорусском субъектах.

Крайне актуальными представляются необходимость создания общей платежной системы Союзного государства либо свободного входа-выхода контрагентов в национальные в платежные системы двух государств. Российская сторона может предложить созданную недавно платежную систему «Мир» и соответственно поиск взаимодействия платформ национальных расчетных систем без включения в СВИФТ (SWIFT)». 

Кандидат экономических наук, доцент Белорусского государственного экономического университета Иван Сергеевич Турлай (Минск) остановился на вопросе создания трансъевразийского транспортного коридора как одного из важнейших инструментов развития интеграции в энергетической отрасли в рамках как Союзного государства, так и Евразийского экономического союза. 

«По расчётам, создание такой многопрофильной коммуникационной системы, включающей в себя железную дорогу, автомагистраль, нефтепроводы, телекоммуникационные каналы, позволит обеспечить новые рабочие места для порядка полутора миллионов белорусских граждан и 15-20 миллионов россиян и обеспечить ежегодную прибыль порядка 25 млрд долларов. Через трансъевразийский транспортный коридор будут идти весьма внушительные товарные потоки, и хотелось бы, чтобы они шли через Союзное государство и Евразийский экономический союз», - отметил выступающий. 

Турлай
Доцент БГЭУ Иван Турлай

Важнейшим звеном этого масштабного проекта выступает соединяющий Москву, Нур-Султан и Пекин «Высокоскоростной грузопассажирский железнодорожный транспортный коридор "Евразия"», который находится в стадии активного проектирования.  Была отмечена важность вступления в строй скоростного железнодорожного пассажиропотока между Москвой и Минском, где стали ходить поезда «Ласточка». «Развитие этих скоростных потоков, несомненно, связаны с развитием энергетического сотрудничества», - подытожил докладчик.

Студентка второго курса магистратуры факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Ксения Олеговна Петрова (Москва) в презентационной форме представила свой взгляд на вопросы воплощения проекта строительства Белорусской АЭС. Отметив, что сотрудничество со странами постсоветского пространства для Российской Федерации является первоочередным, выступающая остановилась на эффектах (экологических, экономических, социальных), которые получит Белоруссия после выхода БелАЭС на проектную мощность. 

Ксения Петрова
Будущий магистр МГУ Ксения Петрова

Ксения Петрова затронула также геополитическую сторону проекта БелАЭС. Как известно, Литва на официальном уровне занимает крайне отрицательную позицию в отношении Белорусской АЭС. Литовская позиция обусловлена политическими факторами. В сознании нынешних литовских власть имущих БелАЭС связывается непосредственно с Россией, и в Литве некоторые политические деятели опасаются, что данный энергетический проект усилит российское влияние в регионе.

Председатель Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников    Андрей Евгеньевич Геращенко (Минск), дополнив предыдущего оратора, отметил, что Белорусская АЭС – не только один из самых мощных современных, но и, по заключению МАГАТЭ, - один из самых надежных и экологичных реакторов. Кроме всего, построение этой станции – прорыв взаимодействия на уровне высоких технологий двух стран в рамках Союзного государства. 

Геращенко
Председатель КСОРС Андрей Геращенко

Андрей Геращенко затронул экономические причины столь отрицательного отношения Вильнюса к БелАЭС. Не секрет, что Литва сама хотела построить у себя на территории в Висагинасе собственную атомную станцию при помощи японо-американских корпораций и рассчитывала, что в этот проект включатся Латвия, Эстония и Польша. 

Однако Латвия и Эстония заявили, что у них нет необходимых средств для участия в этом проекте; Польша заявила, что хочет развивать собственную ядерную программу. Так что Вильнюс остался ни с чем.

Поэтому литовские власти воспринимают БелАЭС как успешный проект своих конкурентов, который сумели его осуществить. 

Кандидат политических наук Глеб Юрьевич Волков (Минск) затронул тему   партнерских отношений в энергетической сфере. Заметил, что нередко интересы корпораций преобладают над интересами государства и Союза Белоруссии и России. К тому же нельзя не отметить, что российской стороной (по крайней мере раньше) был принят ряд стратегических решений без согласования с белорусским субъектом Союзного государства.  В частности, это касается решения о строительстве Северного потока. Может это, конечно, и не так, но общественности об этом ничего не известно.

Волков
Политолог Глеб Волков

Что касается БелАЭС, то любому объективному наблюдателю изначально было очевидно, что Польша и прибалтийские государства из политических соображений не будут покупать электроэнергию, произведенную на этой станции. В Белоруссии будет избыток электроэнергии, поэтому очень важно, чтобы БелАЭС стала энергетическим узлом не только для Белоруссии, но и для близлежащих областей Российской Федерации. Кроме того, необходимо, чтобы в рамках Союзного государства проводилась единая энергетическая политика в общих белорусско-российских интересах, а не только в пользу корпораций типа Росатома и других.

Главный редактор журнала «Новая экономика» Виктор Валентинович Саевич (Минск) отметил энергетическую сферу как особую, находящуюся на стыке экономики и политики. Обратил особое внимание на то обстоятельство, что успешность работы в экономике непосредственно зависит от чёткой и слаженной работы в энергетической сфере, которая в свою очередь непосредственно связана с бесперебойными поставками энергоносителей (нефть, газ) в Республику Беларусь из Российской Федерации.  При этом выступающий обратил внимание, что периодически возникавшие разногласия по нефтегазовым вопросам оказывали тормозящее действие на дело строительства Союзного государства. 

Саевич
Главный редактор журнала «Новая экономика» Виктор Саевич

В.В. Саевич указал на медленное развитие общесоюзной промышленности, процесс создания которой «топчется на месте». Подчеркнул, что Российской Федерации и Республике Беларусь необходима совместная промышленная политика и новая, основанная на технологиях XXI века, индустриализация.   

Выступающий подчеркнул: «Если у нас будет мощная индустриализация и развитие сопутствующих отраслей, у нас не возникнет проблем с лишней электроэнергией».

Кандидат исторических наук, доцент  Белорусского государственного университета Вадим Алексеевич Елфимов (Минск) назвал БелАЭС «станцией большого скачка», который мы можем сделать только в совместной промышленной деятельности. Белоруссия меньше всего отошла от России, в том числе и потому, что их связывает тот экономический потенциал, который был создан в советское время. Выступающий выразил убеждение, что сегодня в экстренном режиме необходимо промышленно-индустриальное развитие в рамках Союзного государства с едиными ценами, единым налогообложением и т.п. – то есть со всем комплексом интеграционных проектов. 

Елфимов
Политолог, доцент БГУ Вадим Елфимов

Далее последовало предложение создавать союзную экономику параллельно с национальной: «Пусть возникает новая совместная экономика. И обязательно нужно учредить институт союзной собственности. Будет совместная прибыль, соответствующий юридический статус – смелее пойдут обоюдовыгодные инвестиции. Белорусскую АЭС нужно рассматривать с точки зрения вклада в будущее».

Выступающий отметил, что для общесоюзного промышленного рывка белорусская сторона, в принципе, имеет необходимые условия. Это высококвалифицированная рабочая сила, дисциплина на предприятиях, юридический порядок, все это может привлечь многих порядочных промышленников. Но это возможно при быстром развитии экономической интеграции. Как политолог Вадим Алексеевич отметил, что геополитические противники России и Белоруссии (а они у нас общие) пытаются сорвать развитие Союзного государства и поэтому по всем «информационным фронтам» ведётся напористая антироссийская пропаганда.  

Николай Сергеев


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru