САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Гуманитарные (идеологические) аспекты евразийской интеграции. Часть 5

Николай Сергеев: Гуманитарные (идеологические) аспекты евразийской интеграции. Часть 5

« Назад

Николай Сергеев: Гуманитарные (идеологические) аспекты евразийской интеграции. Часть 5 14.09.2017 08:20

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.

Во времена Российской империи народы нынешнего постсоветского пространства считали за честь жить под сенью Русского Белого Царя, народы СССР объединяло стремление построить справедливое бесклассовое общество, в нынешние же времена большинство постсоветских народов призвана объединить идея Русского мира.

Впервые на высоком государственном уровне о Русском мире было сказано Владимиром Путинным во время его выступления перед участниками II Всемирного конгресса соотечественников в октябре 2006 года в Петербурге. С той поры прошло достаточно времени, но понятие Русского мира до сих пор не получило должного научного обоснования и оформления, а без этого не приходится рассчитывать, что эта идея станет движущей силой постсоветской интеграции.

 Путин, идея Русского мира
Владимир Путин говорит о Русском мире (Петербург, октябрь 2006 г.)

Идея Русского мира, в основе которой лежит питающееся глубокими историческими корнями национально-культурное единство восточнославянских народов, имеет в Белоруссии хорошие виды для широкого распространения. И это естественно, ведь до начала великих потрясений XX столетия (Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война в России) белорусское население однозначно отождествляло себя с русским народом, Русью и Россией. О чем, в частности, убедительно говорится в фундаментальном многотомном труде выдающегося ученого-слависта Е.Ф. Карского «Белорусы»  (первая четверть XX в.), равного которому по глубине научных исследований до сих пор ничего не создано. 

Белорусы, Карский

В течение XX столетия общерусское сознание белорусов многократно подвергалось серьезным испытаниям. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, в Белоруссии советскими и постсоветскими властями («пунктиком» которых была борьба с «великорусским шовинизмом») неоднократно (20-е, 40-е, 50-е, 90-е гг.) проводились жесткие политические кампании, направленные на искоренение общерусской составляющей из национального самосознания белорусского народа. Эти кампании официально именовались «белорусизацией», являясь на деле политикой «дерусификации» (по определению главы белорусского парламента 1991–94 гг. Ст.Шушкевича) белорусского населения .

Практически целое столетие в разное время с разной степенью интенсивности (система образования, СМИ, идеологическая вертикаль) белорусам принудительно навязывалась мысль об отдельности белорусов от русского народа. И все же многолетняя политика дерусификации не достигла своей цели. Так, по данным прозападного Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс), в ходе проведенного в 2015 году в Белоруссии репрезентативного опроса 2/3 респондентов заявили, что белорусы, русские и украинцы являются ветвями одного народа . 

В настоящее время существует значительный слой белорусского населения, у которого под воздействием официальной дерусификаторской пропаганды произошло определенное смешение понятий. В этом случае белорусы в каком-то отношении отделяют себя от русских, но при этом и тех, и других воспринимают как части одного восточнославянского этноса. Таким образом, белорусское общество в основной своей массе готово к положительному восприятию идеи Русского мира.

Вместе с тем со стороны власти отношение к идее Русского мира довольно настороженное. Однако если судить по высказываниям А.Г.Лукашенко на эту тему, настороженность представителей белорусской власти вызвана скорее непониманием сути вопроса.

Итак, что такое Русский мир? Наиболее ёмкими представляются следующие определения. Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирное сообщество людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которой издревле выступают Москва, древние Киев, Великий Новгород и Полоцк.

 Русская цивилизация
Мировое сообщество – это мир миров или цивилизация цивилизаций 

Основой Русского мира является русский народ. В нынешних условиях принципиально важно осознать, что русский народ – это не что-то отвлеченное, а конкретная многомиллионная восточнославянская национально-культурная общность людей, имеющая несколько самобытных ветвей (великороссы, белорусы, малороссы, русины) и объединенная общерусским самосознанием.

При этом необходимо учитывать, что среди белорусов и особенно украинцев немало тех, кто в результате столетнего русофобского оболванивания уже не отождествляет себя с русским народом и Русским миром. Поэтому естественным и справедливым представляется следующее определение: русскими являются восточные славяне, считающие себя таковыми.

Если кто-то из этнических восточных славян окончательно утратил связь с русским народом и предал забвению русскость своих предков, то это его дело. Но было бы крайне несправедливо лишать права быть Русью и принадлежать к Русскому народу миллионы восточных славян на Украине и в Белоруссии, желающих этого.

Русский мир многонационален. Помимо русских, к нему относятся также исторически дружественные Руси-России народы, созидавшие вместе с русскими историческую российскую государственность и Русскую цивилизацию. 

 Русский мир - многонационален и разнообразен
Русский мир разнообразен и многонационален

Вот мнение по этому поводу депутата парламента Чеченской республики Джамбулата Умарова, который однозначно считает, что «чеченцы как самодостаточный народ являются частью Русского мира». И далее:

«Что такое Русский мир? Мы тоже являемся частью Русского мира. Но при этом нужно знать, что человек, который имеет отношение к этому миру, может быть другой национальности и вероисповедания» .

Русский мир многоконфессионален. Русский мир и Русская Православная Церковь не есть тождественные понятия. Естественно они близки и взаимосвязаны, и Патриарх Московский и всея Руси является духовным отцом Русского мира, и все же Русский мир значительно шире и разнообразней и не может сводиться только к православной доктрине. И об этом надо помнить, ведя разговор о Русской цивилизации.

Одной из основ Русского мира является такое понятие, как историческая Русская земля, на территории которой в настоящее время находятся несколько признанных, полупризнанных и непризнанных государств, центральными из которых являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Украина. Четверть века назад все они были частями одной великой державы, но сейчас действительность иная, и этого нельзя не учитывать при созидании современного Русского мира.

Если современные Россия и Белоруссия являются союзниками и, при всех недостатках белорусско-российского союза, последний является мощной скрепой и гарантом спокойного развития и целостности Республики Беларусь, то Украина оказалась ввергнутой в катастрофу. Главной причиной этого страшного бедствия стало предательство т.н. украинской элитой национальных интересов украинского (малорусского) народа, в основе которых лежит его исконная русскость. Как справедливо заметил Джамбулат Умаров, «Украина борется со всем русским, как с корнями, чтобы превратиться в аморфное общество, которое нужно Западу» .

 Триединый русский народ
Русские – это восточные славяне, считающие себя таковыми

В сложившихся условиях чрезвычайно важное значение имеет поддержка и развитие общерусского духовного и этнокультурного пространства, пробуждение и укрепление у великороссов, белорусов, малорусов и русин осознанного чувства общерусского национально-культурного, т.е. цивилизационного единства.

Что касается неславянского населения государств, участвующих в евразийских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, то в этом случае единственно верной представляется позиция, высказанная Джамбулатом Умаровым.

Итак, какие из сказанного следуют выводы?

– Строительство Союзного государства и Евразийского экономического союза не могут осуществляться только на экономических началах. Без соответствующей гуманитарной составляющей эти союзы не будут обладать достаточной устойчивостью в отношении недружественных действий геополитических соперников России.

– «Цивилизованный развод» бывших советских республик был произведен без какого-либо учета интересов русских людей, в одночасье более 25 миллионов великороссов оказалось за пределами собственного государства , в полный рост встал русский вопрос, без справедливого решения которого невозможно какое-либо поступательное развитие на постсоветском пространстве.

– В современных условиях единственной идеей, способной объединить народы России, Белоруссии, Казахстана, а в перспективе Украины и других постсоветских стран является доктрина Русского мира. Что касается государственных и политических элит этих новоявленных государств, то они в большинстве своем (о Российской Федерации в данном случае речь не идет) не готовы к восприятию идеи Русского мира, с недоверием (нередко хорошо скрываемым) относятся к России и русскому народу. Поэтому на этом поприще необходима постоянная целенаправленная работа, призванная не только развеять искусственно созданные страхи в отношении России, но и сформировать у представителей упомянутых элит понимание того, что без союза с Россией, вне лона Русского мира у бывших советских народов и постсоветских государств нет достойного будущего.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru