САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 9

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 9

« Назад

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 9 15.12.2016 18:58

В первые годы царствования Николая I был принят ряд ограничительных мер в отношении католической церкви в западнорусских губерниях. В 1826 году было запрещено строить каплицы в местностях с православным населением. В 1827 году в базилианские монастыри было разрешено принимать только униатов, а в униатском богослужении было предписано использовать церковнославянский язык. Эти меры были призваны затормозить латинизацию западнорусской униатской церкви, которая в то время состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. 

В 1827 году асессор католической коллегии (в ведении которой состояли униаты) от Луцкой епархии Иосиф Семашко подготовил записку на высочайшее имя, в которой не только описал бедственное положение униатов, но предложил ряд мер по предотвращению дальнейшей (уже окончательной) латинизации униатской церкви. 
 

Иосиф Семашко
Митрополит Иосиф Семашко, 
выдающийся деятель западнорусской истории

Записка Семашко сыграла решающую роль в судьбе унии. В апреле 1828 года была учреждена особая греко-католическая коллегия под председательством митрополита Иосафата Булгака, помощником которого стал Иосиф Семашко. С этой поры началось очищение униатского богослужения от латинских обрядов и возвращение к постановлениям Брестского собора 1596 года, на котором была заключена церковная уния. 
В 1828 году в Жировицах (ныне Гродненская обл.) по образцу православной была создана униатская духовная семинария, на содержание которой использовались средства Базилианского ордена. При этом, что немаловажно, был прекращен прием униатов в Виленскую католическую семинарию. 

Изменилось и положение ордена базилиан. Униатской коллегией была проведена проверка всех базилианских монастырей, в результате за ненадобностью было упразднено свыше 60-ти из них. А высвободившиеся материальные средства были направлены на содержание униатских училищ и греко-католического белого духовенства. 

В целом до 1830 года религиозная политика российского правительства в западнорусских губерниях была нацелена на укрепление самостоятельности униатской церкви и снижение напряженности в польско-католическом вопросе. Однако католический клир и польская шляхта не изменили своего враждебного отношения к России и использовали благосклонность правительства для усиления польско-католической пропаганды. И нагнетания реваншистских настроений. 

Все это вылилось в польский мятеж 1830–31 годов, нацеленный на восстановление Речи Посполитой. В этом выступлении приняли активное участие католическое духовенство, базилиане и часть униатских священнослужителей. 

 Иван Паскевич
Усмиритель польского мятежа 1830-31 годов 
генерал-фельдмаршал Иван Паскевич

После разгрома восстания российская политика в отношении католической и греко-католической церквей претерпела существенные изменения. Против католической церкви в белорусских губерниях был принят ряд существенных ограничений. В 1832 году из 304 католических монастырей 191 был закрыт, а большая часть монастырских храмов была обращена в приходские. В 1841 году из Вильно в Петербург была переведена католическая духовная академия. 

После польского восстания 1863 года в белорусских губерниях был принят ряд мер, направленных на предотвращение антигосударственной пропаганды в костелах. В частности, предписывалось произносить проповеди не только на польском, но и на русском языке. 
 

Михаил Муравьев
Граф Михаил Муравьев-Виленский, 
спаситель белорусского народа от полного ополячивания

После 1831 года изменилось отношение правительства и к униатской церкви, которая вопреки принимавшимся мерам по усилению ее самостоятельности продолжала оставаться под сильным польско-католическим влиянием. 

В первую очередь в два раза было сокращено количество униатских епархий. Луцкая епархия была соединена с Полоцкой под управлением Иосафата Булгака, а Брестская с Литовской. Во главе последней встал Иосиф Семашко. Резко было сокращено количество базилианских монастырей, были уволены многие из прокатолически настроенных униатских священнослужителей, а на их места были поставлены выходцы из Малороссии, детей западнорусского униатского духовенства стали посылать на учебу во внутренние российские губернии или в Малороссию. 
В 1833 году была восстановлена Полоцкая православная епархия, которую возглавил епископ Смарагд (Крыжановский), проводивший политику частичных возвратов западнорусских униатов к православию. Его усилиями в 1833–34 годах в лоно православной церкви вернулось более 80-ти тысяч униатов, в 1835 году – более 28 тысяч. В то же время между полоцким епископом и тогда еще униатским митрополитом Иосифом Семашко возникли серьезные разногласия по поводу методов перехода униатов к православию. Семашко выступал за постепенную подготовку возврата всех униатов в православие, Смарагд же отдавал предпочтение частичным присоединениям, которые с учетом католической пропаганды могли своей поспешностью породить недовольство в тогдашнем обществе. 

В том непростом и деликатном вопросе российское правительство приняло сторону Иосифа Семашко, и в январе 1834 года вышло высочайшее повеление, предписывающее православным епископам действовать «осторожно и неторопливо». Униатским же епископам предлагалось постепенно очищать унию от латинства. В мае 1835 года был учрежден комитет по делам униатской церкви, который принял постановление об устройстве в униатских церквях иконостасов и об устранении из богослужебной практики всех латинских обрядов. В январе 1837 года униатская церковь перешла в ведение Священного Синода, запретившего ксендзам крестить детей униатов. 

В начале 1838 года скончались прокатолически настроенные униатские митрополит Иосафат Булгак и пинский епископ Иосафат Жарский. В марте этого же года председателем греко-униатской коллегии был назначен епископ Иосиф Семашко, двое других униатских епископа Антоний Зубко и Василий Лужинский были настроены на воссоединение с православной церковью. 

Наиболее сильные объединительные настроения были в Литовской епархии. Из 1057 служивших в ней униатских священников за воссоединение с православием твердо выступало 760. В Полоцкой же епархии из 680 священников согласие на воссоединение давало лишь 186. Такое положение являлось прямым следствием поспешных действий епископа Смарагда, к тому времени переведенного в Могилевскую православную епархию. 
Для изменения положения Иосиф Семашко вместе с Антонием Зубко вели широкую агитацию за воссоединение. В результате настроения среди униатского священства и прихожан начали изменяться в пользу православия. В отношении же остававшихся в оппозиции униатских священнослужителей принимались административные меры. Наиболее упорных сторонников латинства или переводили в другие епархии, или высылали на покаяние в монастыри во внутренние губернии России. 

25 февраля 1839 года в Полоцке состоялся исторический церковный собор с участием епископов Иосифа Семашко, Антония Зубко и Василия Лужинского, на котором было принято постановление о возврате западнорусской греко-католической церкви в лоно православной церкви. Епископами и начальствующим духовенством был подписан Соборный Акт о воссоединении, составлено соответствующее прошение на Высочайшее имя и приложен список 1305 униатских священников, выступивших в поддержку возврата в православие. 1 марта обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А.Протасов представил эти документы императору Николаю I, который 25 марта утвердил постановление Синода о слиянии западнорусской греко-католической церкви с православной. Всего в 1839 году было воссоединено 1607 приходов и более 1 млн. 600 тыс. человек. 

 медаль на воссоединение униатов
Медаль «На воссоединение униатов с Православной церковью. 
Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовью (1839)»

В Холмской епархии (терр. Царства Польского) униатство просуществовало до 11 мая 1875 г., когда было провозглашено воссоединение униатов Холмской Руси с православной церковью, а ее епископ Маркелл Попел, был возведен в сан архиепископа Люблинского. После чего униаты оставались только в русских областях Австро-Венгерской империи. 

Положение римско-католической церкви в белорусских губерниях значительно изменилось после издания в апреле 1905 года указа императора Николая II о свободе вероисповедания в России. Католикам были переданы ранее закрытые костелы и разрешено строительство новых. К началу 1914 года в Белоруссии насчитывалось 713 римско-католических костелов и каплиц и 500 тысяч лиц католического вероисповедания. 
В 1908 году по предложению председателя правительства России П.А. Столыпина был поставлен вопрос о подготовке католических священнослужителей – выходцев из белорусских губерний не в пропольски настроенной католической академии в С.-Петербурге, а непосредственно в Риме. Папская курия отнеслась к этой идее с интересом и выразила готовность пойти навстречу российскому правительству в деле воспитания «российских католиков», лояльных Российской империи. Однако Первая мировая война и последовавшие революционные события не позволили осуществиться этим планам. 

После октябрьского переворота 1917 года в России в основу политики советского государства был положен воинствующий атеизм. Римско-католическая церковь в Белоруссии, так же как и все другие конфессии, подверглась репрессиям. В БССР по обвинению в антисоветской деятельности были арестованы более тысячи представителей католического духовенства, многие из которых были расстреляны. К 1937 году в БССР (Восточная Белоруссия) оставалось всего 11 действующих костелов. В то же время в Западной Белоруссии, находившейся под властью Польши, в 1939 году действовало 387 костелов, в которых служили 225 ксендзов. В 1951 году в республике было 154 работающих костела, к 1970 году – 130, в 1980 году – 110. 

Что касается униатской церкви, то после получения Польшей независимости (1917 г.) между Ватиканом и польским правительством в 1925 году подписано соглашение, по которому униатскому духовенству, оказавшемуся в пределах второй Речи Посполитой (Галиция), гарантировалось получение жалованья, если оно принесет присягу на верность польскому государству. Для проведения политики прозелитизма среди православных в довоенной Польше велась подготовка униатских миссионеров. С этой целью при Люблинском католическом университете был открыт Восточный институт и униатская семинария в Дубне на Волыни. Помимо того на Гродненщине, вблизи православного Жировицкого монастыря, в Альбертине, имении графа Пусловского, иезуитами был основан униатский монастырь и открыта школа униатских миссионеров. 
В 1932 году польское правительство под воздействием Ватикана приняло тайное постановление о том, что «задача обращения Востока в католичество, так же как и в прошлые столетия, остается и далее исторической миссией Польского государства». 

Однако, несмотря на все усилия польских властей и католической церкви, униатский ренессанс в Западной Белоруссии не состоялся. К 1938 году в Виленской епархии было 4 униатских прихода, 7 священников и около 3300 верующих-униатов, в Пинской епархии – 12 униатских священников и порядка 6 тысяч греко-католиков. Тем не менее, польскими властями активно проводились конфискации православных храмов и монастырей в пользу униатов. 

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 4

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 6

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 7


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru