4 ноября в Российской Федерации уже традиционно отмечается государственный праздник - День народного единства, который вошел в российский календарь праздничных дат в соответствии с законом принятым Государственной Думы 27 декабря 2004 года. В новейшей истории России этот праздник существует меньше пятнадцати лет, но на поверку он имеет весьма давнюю историю. 369 лет назад в 1649 году указом царя Алексея Михайловича был учрежден праздник в ознаменование освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году войсками ополчения под началом воеводы князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина.
Важно заметить, что окончательное освобождение столицы Русского царства пришлось на православный праздник Казанской иконы Божьей Матери, чудотворный образ которой находился в рядах земского ополчения. Поэтому церковный праздник День Казанской иконы Божьей Матери стал государственным праздником Российской державы.
Казанская икона Божьей Матери
Однако после Октябрьской революции 1917 года этот праздник был отнесен к разряду «проклятого прошлого» и предан забвению. И только спустя почти 90 лет уже после падения СССР и возврата Российского государства (пусть и в урезанном виде) на мировую арену историческая справедливость восторжествовала и праздник в честь освобождения Москвы от иноземных захватчиков вновь стал государственным праздником – Днем народного единства.
С этим праздником связаны судьбоносные события в истории не только Российского государства, но и всего тогдашнего Русского мира. В те уже далекие времена, а это рубеж XVI - XVII веков, во весь рост стоял вопрос о существовании русского народа и Российского государства как таковых. Это была Смута. Под таким именем то драматическое время вошло в русскую историю.
А что собой представлял тогда Русский мир? В конце XVI века на политической карте было два крупных государства, в состав которых входили старинные русские земли, что имело отражение в титулах их государей. Это были Великое княжество Московское, позже Царство Русское и Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское, затем Речь Посполитая. При этом, говоря современным языком, глава Московской державы носил титул государя всея Руси, а глава Речи Посполитой официально именовался король Польский, великий князь Литовский, Русский и Жемойтский.
В то время в составе Короны Польской (территории Речи Посполитой непосредственно входившие в Польское королевство) находились земли Галицкой Руси. Они были захвачены польскими королями в последней четверти XIV века, которые воспользовались катастрофическим положением, сложившимся на русских землях после монголо-татарского нашествия.
Герб Русского воеводства Короны Польской
В 1434 году вместо Русского королевства (так именовалась Галицкая Русь с 1254 г.) было создано Русское воеводство (административный центр Львов), во главе которого стоял воевода русский, назначавшийся польским королем из числа крупных польских магнатов. Русское воеводство просуществовало до конца Речи Посполитой и было упразднено в 1772 году, когда галицко-русские земли оказались аннексированы Австрийской империей.
Речь Посполитая формально была федеративным государством и состояла из двух частей - Короны Польской и Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Польские историки нередко называют Речь Посполитую «союзом двух народов», имея ввиду Польшу и Литву, точнее польских и литовских магнатов и шляхту. О Руси в этом случае даже не упоминается. А ведь русские земли составляли основу Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского и оказались под властью Литвы далеко не по своей воле.
Литовские князья как типичные феодальные хищники воспользовались страшной бедой, которую принесли на Русь монголо-татарские орды хана Батыя. Русские земли были опустошены, многие города были разрушены и лежали в руинах, а русские дружины пали в жестоких схватках с врагом. Только на территории современной Белоруссии монголо-татарскими ордами были сожжены Гомель, Туров, Берестье (совр. Брест), Городен (совр. Гродно).
Штурм монголо-татарами русского города
Если до Батыева нашествия литовские князья даже не помышляли о захвате русских земель, речь могла идти только о разбойных набегах, за которые следовало жестокое наказание со стороны русских князей, то после монголо-татарского погрома положение резко изменилось. Теперь Литва преследовала завоевательские цели. Вот, что говорится об этом в «Летописце великих князей литовских»:
«В часу панованья Монтвилова повстал цар Батый и пошел на Русскую землю, и всю Русскую землю повоевал и князей русских постинал, а инших у полон повел, и столец всее Русской земли город Киев сжёг и пуст учинил. И в тот час доведался великий князь Монтвил Жомоитский, что Русская земля спустошона и князи русские разогнаны. И он дал войско сыну своему Ердивилу и послал с ним панов своих радных. И зашли за реку Велю, и потом перешли реку Неман… И потом пошел до Берестья, и нашел Берестье и Дорогичин и Мельник от Батыя спустошоны и покажены. И он те городы зарубил и почал на их княжити».
Так возникло Великое княжество Литовское и Русское (ВКЛР), после присоединения в 1410 году литовской языческой области Жмуди (Жемайтии) это государство стало Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским.
Русские земли обладали в то время высокой письменной культурой и уже четырехвековым опытом государственной жизни, а Литва только военной силой, то вполне естественно, что возникшее Литовско-Русское государство изначально стало строиться на русской основе.
И хотя русские земли включались в это государство принудительным образом – или путем войны, или под воздействием военной угрозы (а в те времена иного быть просто не могло), но при этом великие литовско-русские князья давали обет своим новым русским подданным (городам, землям) «новин не вводити, старины не рухати».
Таким образом, между великими литовскими князьями и русскими землями устанавливался феодальный договор, по которому последние признавали свое подданство литовскому княжескому дому в обмен на его невмешательство во внутреннюю жизнь земель и внешнюю военную защиту. Это относилось, в первую очередь, к вторжениям монголо-татар и крестоносцев. Последние в те годы резко усилили агрессивное давление на русские земли, Литву и Прибалтику. И надо сказать, что государи Литвы и Руси с этой задачей в целом справлялись.
Государь Литвы и Руси великий князь Ольгерд
В основе правовой системы ВКЛР лежала «Русская правда» Ярослава Мудрого, русский язык, говоря современным языком, имел государственный статус. Правили великим княжеством князья из рода Гедеминовичей (династия основана великим князем Гедимином, правил с 1316 по 1341 гг.) многие из которых женились на русских княжнах и принимали православие. По сути, Великое княжество Литовское и Русское было русским государством с литовско-русским правящим Домом Гедеминовичей, а Вильно (столица ВКЛР) стал одним из центров, реально претендовавших на первенство на Руси.
В последующем княжеская династия Гедеминовичей разделилась на русскую и польскую ветви. Собственно литовская ветвь пресеклась в XVI веке. Русские Гедеминовичи были вторым княжеским родом на Руси после Рюриковичей и внесли огромный вклад в развитие Русской цивилизации и укрепление русской государственности. Достаточно назвать такие знаменитые княжеские фамилии как Голицыны, Булгаковы, Куракины, Хованские, Трубецкие, чтобы оценить это.
В те времена на Русской земле существовало несколько крупных самостоятельных феодальных государств. Это наследница Владимиро-Суздальской Руси Великое княжество Московское, Великое княжество Тверское, Великое княжество Рязанское, вечевые республики Господин Великий Новгород и Господарство Псковское и, наконец, Великое княжество Литовское и Русское. Эти государства нередко враждовали между собой, но все они были неотъемлемой частью тогдашнего Русского мира.
Вершины своего могущества Великое княжество Литовское и Русское достигло при великом князе Ольгерде, который ставил себе целью собрать под своей рукой все наследие Святого князя Владимира, т.е. всю Русскую землю. «Вся Русь должна принадлежать Литве» - так определял свою политику Ольгерд.
Его союзниками в притязаниях на первенство на Руси были Тверь и Псков, а главным соперником Великое княжество Московское. В союзе с великим князем тверским Михаилом Ольгерд три раза без особой удачи ходил на Москву. Но это была не внешняя агрессия, а внутри русский спор.
Когда же возникала угроза самому существованию Русской земли, то соперничество за первенство отступало на второй план. Так, в Куликовской битве против полчищ Мамая под стягом великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) сражалась западнорусская кованая рать (тяжелая конница) во главе с сыновьями Ольгерда князьями Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским.
Куликовская битва, худ. Владимир Димитров
1385 год стал роковым рубежом для Великого княжества Литовского и Русского. Тогдашний великий князь Ягайло прельстившись короной польского короля заключил с Польшей Кревскую унию, чем лишил ВКЛР перспектив дальнейшего самостоятельного развития, превратив его в зависимую от Польского королевства территорию.
Принимая унию Ягайло обязался всех своих литовских и русских подданных перевести в католицизм, а подвластные ему Литву и Русь навечно «втелить» в состав Польши. Кревская уния положила начало крайне неблагоприятным процессам для ВКЛР, в результате которых Литовско-Русское государство не только утратило самостоятельность и свою русскую основу, но и превратилось из процветающей страны в убогую провинцию польско-литовского королевства.
Это был растянутый во времени процесс, нарастание которого отмечалось очередным униатским соглашением. Всего между Литовско-Русским великим княжеством и Польским королевством было заключено семь уний на польско-католических условиях. Помимо упомянутой Кревской (1385 г.) были заключены Виленско-Радомская (1401 г.), Городельская (1413 г.), Гродненская (1432 г.), Краковско-Виленская (1499 г.), Мельницкая (1501 г.) и, наконец, Люблинская (1569 г.) унии. В результате последней была создана Речь Посполитая, а великое княжество окончательно лишилась самостоятельности. В Речи Посполитой от некогда могущественного и процветающего Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского осталась только блеклая тень и название, но уже как провинции польско-литовского королевства.
К началу XVII века Западная Русь, являясь частью ВКЛР, уже более двух столетий находилась под владычеством польских королей и все это время в отношении западнорусских земель проводилась пресловутая политика, чтобы «на Руси не было Руси», в соответствии с которой польские паны и иезуиты намеревались искоренить православно-русское начало на русских землях Речи Посполитой.
Гусляры и лирники в старинах и думах пели о вольной Руси
Однако подавить русское самосознание у восточнославянского населения Речи Посполитой оказалось не под силу королям, магнатам и иезуитам. Своей жестокой и крайне недальновидной политикой они добились того, что русские подданные польско-литовского королевства стали воспринимать его как враждебное, чужое и несправедливое.
Одновременно в сознании западнорусского народа прочно укоренились представления о Белом Русском Царе носителе Божественной Правды и справедливом защитнике всей Руси и Крещенного (т.е. Православного) мира.
Вот, что пели в духовных стихирах ректы (от древнерусского «реку» - говорю; лирники, гусляры и другие бродячие сказатели), ходившие по Великой, Белой и Малой Руси:
«У нас Белый царь — над царями царь.
Он держит веру крещеную,
Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,—
Потому Белый царь над царями царь...»
Ректы ходили по Русской земле от Новгорода, Пскова и Москвы до Киева, Львова, Берестья (совр. Брест) и Полоцка и пели в старинах и думах о вольной Руси, об Илье Муромце и Соловье Будимировиче, о князе Владимире Стольнокиевском, о Грозном царе Московском и казаке Мамае. Сказители были носителями общерусского сознания и хранителями памяти о единой Русской земле, что было крайне не по нраву польским магнатам, шляхте и иезуитам. Лирников и гусляров (когда они были в пределах Речи Посполитой) польская стража и панская челядь били батогами, бросали в остроги, а то и жестоко мучили и казнили. Но сломить русский дух им был не по силам. Ведь гусляры и лирники несли Божью Правду о Святой Руси и пели о Белом Русском Царе-заступнике.
Польские короли и римские папы понимали, что подвластная им Русь никогда не покорится пока на востоке от Днепра будет стоять престол православного царя-надёжи (так его называли в народе). И поэтому в римской курии и Кракове (тогдашняя столица Речи Посполитой) люто ненавидели Московскую державу и столетиями интриговали и строили козни против нее.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.