После распада СССР, а также вследствие чрезвычайно медленного продвижения в деле строительства Союзного государства, в Белоруссии довольно остро встает вопрос не только о цивилизационном самоопределении т.н. титульного народа – белорусов, но и великорусского населения, проживающего в настоящее время в Республике Беларусь.
Согласно итогам проведенной в октябре 2009 года переписи населения, за десять лет после 1999 года в Белоруссии резко упало количество жителей республики, определивших себя в качестве русских.
Так, если в 1999 году по официальным данным в Белоруссии проживало 1 млн. 142 тысячи человек (11,4%), назвавшимися русскими, то через десять лет количество таковых снизилось до 785 тысяч. Теперь, если исходить из государственной статистики, русские составляют всего 8,3% населения республики.
Казалось бы, что приведенные цифры говорят сами за себя и являются показателем того, что в Белоруссии в последнее десятилетие усиленно проходили некие процессы, которые принято называть ассимиляцией. Но вот только эта ассимиляция, если она имела место, носила какой-то нетипичный характер. Все проходило в условиях государственности русского (наравне с белорусским) языка и строительства (пусть и «через пень колоду») Союзного государства. Поэтому утверждать, что в Белоруссии в течение исторически ничтожного срока более трехсот пятидесяти тысяч человек отказались от своего русского имени вряд ли будет правомерно.
Представляется, что причины появления полученных в результате переписи цифр нельзя истолковывать как-то однозначно. Вопрос этот многоплановый и требует пристального и разностороннего рассмотрения. Вначале же необходимо коснуться истории русского, и в частности великорусского, присутствия в Белоруссии. Вообще, история русского народа на землях нынешней Белоруссии весьма драматична. Причем, многие двусмысленности в жизни современного белорусского общества, а также теперешние проблемы в отношениях Республики Беларусь и Российской Федерации уходят истоками в столь давние времена, что представляется невероятной сама мысль об их влиянии на современность. Но без учета исторических факторов вряд ли представляется возможным выстраивание эффективной политики на белорусском направлении.
Согласно летописным и другим историческим свидетельствам, если к ним подходить объективно, отказавшись от присущих XX веку идеологических догм, русские живут на землях современной Белоруссии более тысячи лет. Здешнее восточнославянское население исторически было носителем русского самосознания, называло себя русским народом и никак в национально-культурном смысле не отделяло себя от остальной Руси.
Вот что сказано по этому поводу в начале XVII века в Густынской летописи: «Вестно есть всем, яко сии все Москва, Белая Русь, Волынь, Подоля, Украйна, Подгоря единокровны и единорастлны, себо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».
Чуть раньше по времени в XVI веке западнорусский просветитель и первопечатник Георгий (Франциск) Скорина однозначно определял свои национальность, язык и народ как русские. В своих книгах Скорина писал: «я русский доктор из славного града Полоцка», «книги…выложены на русском языке», «для народа моего русского».
При этом важно заметить, что главная заслуга Скорины перед историей состоит отнюдь не в том, что он первый на восточнославянских землях издал типографским способом «Библию», хотя и это, несомненно, важно. Георгий Скорина, находясь под влиянием идей знаменитого чеха Яна Гуса, напечатал главную христианскую книгу на современном ему разговорном языке Западной Руси и назвал ее «Библия русская».
Только слепец может не увидеть, что Скорина писал на русском языке
Благодаря Скорине мы имеем возможность прикоснуться к живой речи предков и убедиться, что жители Полоцка и других городов будущей Белоруссии говорили по-русски, на языке, который совершенно понятен нынешнему русскому человеку, и значительно ближе к современному русскому языку, чем к «мове», названной белорусской.
Уже давно стало расхожим мнение, что Белоруссия находится на стыке (или разломе) православно-русской и западно-католической цивилизаций. Однако при этом нередко выпускаются из виду исторические обстоятельства, приведшие к этому самому разлому, возникновение которого было обусловлено событиями восьмидесятых-девяностых годов XIV столетия.
В те времена тогдашний властитель Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) Ягайло, подавшись соблазну, стать еще и королем Польши, совершил роковой шаг, посеявший семена многовековой национальной вражды и религиозной ненависти на землях Западной Руси. В 1385 году между ВКЛР и Польшей была заключена Кревская уния. Ягайло приняв католичество, стал польским королем Владиславом и обязался «втелить» (т.е. встроить) Литву и подвластную ему Западную Русь в Польшу, а также привести своих литовских и русских подданных в католичество.
Таким образом, в конце XIV века была предпринята первая в истории попытка оторвать Западную Русь (будущую Белоруссию) от остального Русского мира и лишить западнорусский народ его православно-русской основы, или, как говорят в Белоруссии, «сделать из человека нерусь».
Примерно в это же время на Западной Руси начало оформляться идейно-политическое течение, направленной против унии с Польшей, на отделение западнорусских земель от Литвы и развитие союзных отношений с Московской Русью. Первым вождем западнорусского национально-освободительного движения стал неутомимый князь-воитель Андрей Полоцкий. Важно отметить, что в бытность великого князя Литовского и Русского Ольгерда, который, руководствуясь доктриной «вся Русь должна принадлежать Литве», проводил политику собирания русских земель вокруг Вильно, князь Андрей Ольгердович был неизменным участником военных предприятий своего отца. Участвовал он и в безуспешных походах на Москву.
Но тогдашний спор Литвы и Москвы был внутрирусским соперничеством за главенство на Руси. Когда же Ягайло, став великим литовским князем, изменил православию и стал проводить линию подчинения «Литвы и Руси» Польше, Андрей Полоцкий выступил его непримиримым противником и заключил в 1379 году союз с Великим князем Московским Дмитрием Ивановичем. Результатом этого союза стало участие в 1380 году западнорусских полков в Куликовской битве под стягом Великого князя Московского. Этим было положено начало союзным отношениям Западной Руси и Москвы.
Западнорусская кованая рать, современная реконструкция
Если до Кревской унии Великое княжество Литовское и Русское развивалось на православно-русской основе, и литовско-русское государство с полным основанием можно было считать преемником старой Киевской Руси, то после Кревской, Городельской (1413 г.), Люблинской (1569 г., образование Речи Посполитой) уний с Польшей, а также Брестской церковной унии 1596 года Великое княжество Литовское полностью утратило русскую составляющую, фактически стало провинциальным польско-католическим государством, попавшим в зависимость от Польши.
Вот, что пишет о роковой роли рубежа XIV-XV веков в западнорусской истории и судьбе Литовской Руси современный белорусский историк В.Ф. Гигин: «Вообще в период с 1380-го по 1410 год, который явился переломным в истории восточных славян, произошло много событий, определивших направленность следующей эпохи, ставшей временем заката литовско-русской державы. Великое княжество Литовское и Русское утрачивает самостоятельность, вначале становится второразрядным государством относительно Польши, затем теряет самобытность и фактически становится польско-католической провинцией Речи Посполитой. В итоге инициатива в восточнославянском регионе окончательно переходит от ВКЛ к Московской Руси» .
Но указанный период - это не только время заката «Литвы и Руси», но и начало многовековой и героической борьбы западнорусского народа за свою русскость и православную веру. Изначально распри и противоборство между православной Русью с одной стороны, и Польшей и Литвой, с другой, происходили на религиозной почве. Точнее Русь защищалась от непрерывной католической агрессии со стороны Польши и Литвы, которая направлялась непосредственно римскими папами. Причем, политика принуждения западнорусского населения к отказу от православия проводилась польско-литовскими католическими властями посредством жесткого и жестокого военного, административного и экономического давления.
Вот, что пишет об этом времени Вадим Гигин: «Чем были Кревская и Городельская унии? Кабальными неравноправными договорами. Большинство населения (в разные периоды от 8/10 до 9/10) Великого княжества Литовского и Русского было православными русскими людьми, т. е. предками современных белорусов и украинцев, а вот в руководстве этого государства соотношение было совершенно иным. Почему? Потому что и Кревская, и Городельская унии напрямую ограничивали политические и гражданские права православного населения и прежде всего западнорусской знати, представители которой были лишены права занимать высшие руководящие должности в аппарате государственного управления. Православному населению запрещалась какая-либо гражданская, политическая и иная общественная активность, ограничения касались имущественных прав и даже вступления в брак»
В старой Руси народ был вольным, управлялся вечем и князем и не нуждался ни в каком освобождении
Важно заметить, что западнорусские земли были наиболее экономически и культурно развитой частью литовско-русского государства и поэтому, естественно, что православная знать и простой русский народ не могли принять подобную политику. Тем более что литовские князья в свое время, вступая во владение западнорусскими землями, давали обет «новин не вводити, старины не рухати». Когда же этот обет перестал соблюдаться, то это породило на Западной Руси широкое протестное движение, вооруженные выступления и восстания.
Первое вооруженное выступление против польско-католического засилья произошло практически сразу после Кревской унии, и возглавил его герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий.
Тогда на волне мощного православно-русского движения великим князем «Литвы и Руси» стал Витовт, который, однако, вопреки данным обетам продолжил начатую Ягайло политику административной полонизации подвластных ему русских земель. Речь шла об упразднении старорусских княжений и вечевого строя. По польскому образцу большая часть Западной Руси была разделена на два наместничества, а впоследствии на воеводства (XVI в.). Вече, в котором участвовали все граждане, было заменено на узкосословные шляхетские сеймы. Последним вечевой строй на Западной Руси был упразднен в Полоцке в 1488 году королем Польши и великим князем Литовским Казими́ром IV Ягеллоном.
Правда, с конца XIV в. некоторые западнорусские города стали получать Магдебургское право, обладание которым в то же время находилось в прямой зависимости от милости или немилости католических великих литовских князей и польских королей.
Обычно Магдебургское право преподносится как чрезвычайно передовое для своего времени явление, благодаря которому западноевропейские города, до этого находившиеся в собственности крупных феодалов, приобретали частичную или полную свободу, что способствовало появлению ростков буржуазного общества. Для Западной Европы Магдебургское право было несомненным шагом вперед.
Но в старой Руси города были свободными, управлялись вечем (власть которого распространялась не только на город, но и на волость) и князем, и не нуждались ни в каком освобождении. А вот реформы, начатые Витовтом, перечеркивали обет «новин не вводити, старины не рухати», лишали города на Западной Руси исконных вольностей и вели к закрепощению западнорусского народа. Магдебургское же право польско-литовские короли и великие князья использовали в качестве «кнута и пряника» в отношении своих русских подданных.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.