Если до Кревской унии (1385 г.) Великое княжество Литовское и Русское развивалось на православно-русской основе, и литовско-русское государство с полным основанием можно было считать преемником старой киевской Руси, то после Кревской, Городельской (1413 г.), Люблинской (1569 г., образование Речи Посполитой) уний с Польшей, а также Брестской церковной унии 1596 года Великое княжество Литовское полностью утратило русскую составляющую, фактически стало провинциальным польско-католическим государством, попавшим в зависимость от Польши.
Вот, что пишет о роковой роли рубежа XIV-XV веков в западнорусской истории и судьбе Литовской Руси современный белорусский историк В.Ф. Гигин: «Вообще в период с 1380-го по 1410 год, который явился переломным в истории восточных славян, произошло много событий, определивших направленность следующей эпохи, ставшей временем заката литовско-русской державы. Великое княжество Литовское и Русское утрачивает самостоятельность, вначале становится второразрядным государством относительно Польши, затем теряет самобытность и фактически становится польско-католической провинцией Речи Посполитой. В итоге инициатива в восточнославянском регионе окончательно переходит от ВКЛ к Московской Руси».
Но указанный период - это не только время заката «Литвы и Руси», но и начало многовековой и героической борьбы западнорусского народа за свою русскость и православную веру. Изначально распри и противоборство между православной Русью с одной стороны, и Польшей и Литвой с другой, происходили на религиозной почве. Точнее Русь защищалась от непрерывной католической агрессии со стороны Польши и Литвы, которая направлялась непосредственно римскими папами. Причем, политика принуждения западнорусского населения к отказу от православия проводилась польско-литовскими католическими властями посредством жесткого и жестокого военного, административного и экономического давления.
Вадим Гигин: он говорит правду об истории Белой Руси
«Чем были Кревская и Городельская унии? Кабальными неравноправными договорами. Большинство населения (в разные периоды от 8/10 до 9/10) Великого княжества Литовского и Русского было православными русскими людьми, т. е. предками современных белорусов и украинцев, а вот в руководстве этого государства соотношение было совершенно иным. Почему? Потому что и Кревская, и Городельская унии напрямую ограничивали политические и гражданские права православного населения и прежде всего западнорусской знати, представители которой были лишены права занимать высшие руководящие должности в аппарате государственного управления. Православному населению запрещалась какая-либо гражданская, политическая и иная общественная активность, ограничения касались имущественных прав и даже вступления в брак» (В.Гигин «Победа под Грюнвальдом: слава и рубеж нашей истории»).
Важно заметить, что западнорусские земли были наиболее экономически и культурно развитой частью литовско-русского государства и поэтому, естественно, что православная знать и простой русский народ не могли принять подобную политику. Тем более что литовские князья в свое время, вступая во владение западнорусскими землями, давали обет «новин не вводити, старины не рухати». Когда же этот обет перестал соблюдаться, то это породило на Западной Руси широкое протестное движение, вооруженные выступления и восстания.
Первое вооруженное выступление против польско-католического засилья произошло практически сразу после Кревской унии, и возглавил его герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий.
Тогда на волне мощного православно-русского движения великим князем «Литвы и Руси» стал Витовт, который, однако, вопреки данным обетам продолжил начатую Ягайло политику административной полонизации подвластных ему русских земель. Речь шла об упразднении старорусских княжений и вечевого строя. По польскому образцу большая часть Западной Руси была разделена на два наместничества, а впоследствии на воеводства (XVI в.). Вече, в котором участвовали все граждане, было заменено на узкосословные шляхетские сеймы. Последним вечевой строй на Западной Руси был упразднен в Полоцке в 1488 году королем Польши и великим князем Литовским Казими́ром IV Ягеллоном.
Витовт на памятнике «Тысячелетие России». Он мог стать королем «Литвы и Руси», но его внезапная кончина помешала этому. Историки считают, что Витовта отравили поляки
Правда, с конца XIV в. некоторые западнорусские города стали получать Магдебургское право, обладание которым в то же время находилось в прямой зависимости от милости или немилости католических великих литовских князей и польских королей.
Обычно Магдебургское право преподносится как чрезвычайно передовое для своего времени явление, благодаря которому западноевропейские города, до этого находившиеся в собственности крупных феодалов, приобретали частичную или полную свободу, что способствовало появлению ростков буржуазного общества. Для Западной Европы Магдебургское право было несомненным шагом вперед.
Но в старой Руси города были свободными, управлялись вечем (власть которого распространялась не только на город, но и на волость) и князем, и не нуждались ни в каком освобождении. А вот реформы, начатые Витовтом, перечеркивали обет «новин не вводити, старины не рухати», лишали города на Западной Руси исконных вольностей и вели к закрепощению западнорусского народа. Магдебургское же право польско-литовские короли и великие князья использовали в качестве «кнута и пряника» в отношении своих русских подданных.
Упразднение «старины» и подчинение «Литвы и Руси» Польше вызывало широкое недовольство в западнорусских землях. Хотя Витовт и был великим князем ВКЛР, однако король Польши Ягайло стоял выше в феодальной иерархии и имел статус верховного князя. По требованию Польши в 1401 году были заключены Виленско-Радомские договоры, которыми было закреплено предусмотренное Кревской унией главенство Польши в отношении «Литвы и Руси». При этом Витовт принес письменную присягу в верности Польше.
Все это склоняло русскую православную знать к действиям, направленным на разрыв не только с Польшей, но уже и с Литвой. И к 1408 году стал вызревать соответствующий заговор, вождем которого стал младший брат Ягайло брянский князь Свидригайло Ольгердович.
Однако разразившаяся в 1409 году «великая война» Польши, «Литвы и Руси» с Тевтонским орденом внесла серьезные изменения в расстановку сил в великом княжестве Литовском и Русском. Ведь победа над крестоносцами в решающем сражении той войны – Грюнвальдской битве – была достигнута не только благодаря беспримерной стойкости русских полков, но и ценой гибели многих русских князей и цвета западнорусского боярства. Тевтонский бронированный кулак разбился о русскую доблесть, но плоды победы достались Польше и, как это ни странно, католическому Риму.
Грюнвальдская битва. Именно русские полки сломили хребет Тевтонскому бронированному зверю
После поражения Тевтонского ордена и прекращения его «натиска на Восток» первенство в деле подчинения «восточных схизматиков» римско-католической церкви перешло от крестоносцев к польским королям. С момента Кревской унии к тому времени прошло уже 25 лет, собственно Литва уже была приведена в католичество, а вот русские земли, входившие в состав ВКЛР, не собирались изменять православию.
До определенной поры Ягайло, а вместе с ним и Витовт, отличавшейся большой религиозной беспринципностью (был трижды крещен: дважды в католичество и один раз в православие), с таким положением вынуждены были мириться, т.к. подвластные им русские области в совокупности обладали большой военной силой. Когда же в ходе Грюнвальда русские понесли серьезный урон, заслон, защищавший Западную Русь от польско-католической экспансии, ослаб и давление Польши, а вместе с ней и римско-католической церкви резко возросло.
Всего через три года после Грюнвальдской битвы, в октябре 1413 года, была заключена Городельская уния, которая упраздняла литовско-русскую государственность, превратив ВКЛР в составную часть владений польского короля. Витовт признавал верховную власть короля и становился всего лишь вторым лицом в соединенном польско-литовском королевстве. При этом титул великого князя Литвы становился элементом польского королевского титула, литовская католическая знать получала права польской шляхты и польские гербы. И самое главное, в соответствии с Городельской унией Западная Русь утрачивала свою государственность.
Все эти новшества были особенно унизительны для знатных русских княжеских и боярских родов, которые из-за своей религиозной и национальной принадлежности лишались возможности занимать высшие государственные должности. С этого времени начался непростой и трагический, но неумолимый процесс отчуждения западнорусского народа от ставшего чужим и враждебным некогда своего государства.
А ведь изначально государственный союз языческой Литвы и православных западнорусских земель имел впечатляющие виды на будущее. Литовские князья в отношении православной Руси были абсолютно веротерпимы (веротерпимость, впрочем, не распространялась на этнических литовцев) и не вмешивались в религиозную жизнь оказавшихся под их властью русских земель. Кроме того, Литва находилась под доминирующим влиянием русской культуры, русский язык был государственным в ВКЛР, а «Русская правда» Ярослава Мудрого лежала в основе правовой системы литовско-русского государства.
Литовские князья женились на русских княжнах, их дети воспитывались в русской культуре, и даже в том случае, если они исповедовали литовские язычество (весьма близкое древней славянской вере), они терпимо относились к православию своих русских подданных.
В течение нескольких поколений Гедиминовичи стали вторым по значимости после Рюриковичей княжеским родом на Руси, к которым относились такие княжеско-боярские роды как Патрикеевы, Бельские, Волынские, Голицыны, Куракины, Мстиславские, Трубецкие, Хованские.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.