В январе наступившего исполнятся 18 лет как вступил в силу Договор о создании Союзного государства. По человеческим меркам - это возраст гражданской зрелости, а по политическим - целая историческая эпоха. Взять хотя бы Советский Союз. Это союзное государство было образовано на месте исторической России в 1922 году и за 18 лет прошло гигантский путь в своем развитии. Если в 1922 году эта была пораженная тотальной разрухой и крайне истощенная Первой мировой и Гражданской войнами страна, то в 1940 году СССР был экономически развитой и мощной в военном отношении державой, которая отразила мощнейший удар гитлеровской военной машины и уничтожила III Рейх.
Советский Союз: это была великая держава и страна социальной справедливости
Конечно, Советский Союз и Союзное государство величины несопоставимые, но история каждого из них наглядно свидетельствует, что при наличии ясно определенных целей и задач государственного строительства и политической воли у руководства за срок в полтора десятилетия и три года можно достигнуть самых убедительных результатов. В связи с актуальностью темы вниманию читателей портала «Вместе с Россией» предлагается цикл статей, в котором будут рассмотрены различные, в том числе и проблемные, стороны союзного строительства.
I
Как бы там ни было, но Союзное государство Белоруссии и Российской Федерации как геополитический проект явно задержался на старте. Договор о создании Союзного государства, вступивший в силу еще в январе 2000 года еще очень далек от воплощения. К сожалению, многие положения этого соглашения так и остались не осуществленными. Так, создание Парламента Союзного государства, призванного принимать общесоюзные законы прямого действия, было заморожено по соглашению сторон после того как закон о выборах в союзное законодательное собрание был принят в первом чтении белорусскими и российскими парламентариями.
Затем последовала эпопея с Конституционным актом Союзного государства. На первых порах работа над союзным «основным законом» велась достаточно активно. Так, при подготовке документа в работавшую над ним белорусско-российскую комиссию поступило порядка 140 предложений и замечаний по 40 статьям проекта Конституционного Акта.
Одно из заседаний белорусско-российской комиссии по подготовке Конституционного Акта
Впрочем, не будем вдаваться в подробности работы упомянутой комиссии, тем более что проект Конституционного Акта так и остался всего лишь проектом. Заметим только, что до определенной поры руководство Российской Федерации и Республики Беларусь придавали данному вопросу немаловажное значение. Достаточно сказать, что в декабре 2009 года решением Высшего Государственного Совета Союзного государства сопредседателями комиссии по подготовке Конституционного Акта стали председатель Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлов и председатель белорусской Палаты представителей В.П. Андрейченко . Однако после придания комиссии столь высокого статуса работа по Конституционному Акту окончательно застопорилась.
Невоплощенными остались и планы по введению единой валюты Союзного государства. Первоначально речь шла о ее введении с января 2004 года, о чем было заявлено президентом Белоруссии и председателем Высшего государственного совета Союзного государства А.Г. Лукашенко. Однако этого не случилось. Сроки появления общесоюзных денег не единожды переносились и до сих пор вопрос остается открытым.
В Союзном государстве так и не появились общие деньги
Предполагалось, что в качестве союзной валюты (по крайней мере, на первоначальном этапе) будет выступать российский рубль. Но белорусская сторона выдвинула трудновыполнимые условия перехода на общую денежную единицу. Помимо крупного денежного возмещения за принятие российского рубля в качестве денежной единицы на белорусской территории, Минск добивался предоставления ему права на выпуск российских (общесоюзных) денег, т.е. вопрос ставился о создании двух эмиссионных центров в Союзном государстве. Понятно, что такой подход российская сторона принять не могла. Все это привело к тому, что вопрос о денежной единице Союзного государства практически оказался в тупике, хотя время от времени о нем вспоминают на официальном уровне.
Так, в октябре 2014 года А.Г. Лукашенко заявил, что Белоруссия не возражала бы против введения единой валюты в Союзном государстве, но настаивает на равноправии в вопросе создания эмиссионного центра. А через год в ноябре 2015 года государственный секретарь Союзного государства Г.А. Рапота охарактеризовал означенную проблему как одну из самых сложных в интеграционном объединении России и Белоруссии:
«В свое время в начале нулевых принималось межправительственное соглашение о переходе на единую валюту. Оно сопровождалось пакетом документов по созданию условий для этого - от антимонопольных до эмиссионных. Ни одно из условий не выполнено, и пока говорить о единой валюте преждевременно» .
II
Несомненно, принятие Конституционного Акта и введение единой денежной единицы задачи стратегические и требуют самой основательной подготовки и как видим для этого не хватило и полутора десятка лет. Но в Договоре о создании Союзного государства имеются статьи, которые не носят стратегического характера, но их выполнение имеет большое значение для процесса союзного строительства. Это относится, к примеру, к вопросу формирования общего информационного пространства (ст. 18). Сразу после вступления в силу Договора о создании Союзного государства в обществе и в официальных кругах немало говорилась об общем информационном пространстве. Предпринимались и определенные шаги в этом направлении.
С сентября 2007 года ведет выходит в эфир Телерадиовещательная организация Союзного государства, которая ведет вещание на спутниковом телеканале ТРО. Телеканал ТРО (осени 2017 г. БелРос ТВ) распространяется ведущими российскими и белорусскими кабельными сетями, а также через сети распространения крупных российских компаний ЗАО «НТВ+» и ЗАО НКС (Национальные Кабельные Сети).
БелРос ТВ: под таки названием с осени 2017 г. вещает телеканал Союзного государства
В настоящее время потенциальными зрителями союзного телеканала являются 64 миллиона жителей Российской Федерации, Республики Беларусь и стран СНГ . На первый взгляд цифра внушительная, но все-таки это возможные зрители и это отнюдь не показатель влияния данного телеканала на общественные настроения. Более того, среди белорусских граждан немало тех, кто не знает о существовании телеканала БелРос ТВ (ТРО).
Помимо БелРос ТВ (ТРО) союзные средства массовой информации включают следующие периодические издания: газета Совета Министров Союзного государства «Союз. Беларусь-Россия» (выходит в газетах «Советская Белоруссия» и «Российская газета»); газета Парламентского собрания Союза Белоруссии и России «Союзное вече» (выходит в «Народной газете» в Белоруссии и отдельным изданием в Российской Федерации), журнал «Союзное государство». Кроме того, ведет свою деятельность Информационное агентство Союзного государства «Союз-инфо».
Издаются также сетевые ресурсы: Информационно-аналитический портал Союзного государства , Интернет-газета «Время Союза» . Вот, пожалуй, и все. Помимо непосредственно союзных СМИ ряд белорусских и российских средств массовой информации в определенной степени занимаются информационным обеспечением союзного строительства. Это информационные агентства БелТА, РИА Новости, журналы «Экономика Беларуси», «Беларуская думка», «Российская Федерация сегодня», «Наш современник». Обойма средств массовой информации отражающих вопросы союзного строительства, конечно, не очень внушительная, но при продуманной информационной политике они способны оказать существенную поддержку союзному строительству хотя бы в части популяризации идей белорусско-российской интеграции.
Однако вот какую оценку деятельности союзных СМИ дал в мае 2016 года в ходе заседания постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России «Общее информационное пространство Союзного государства» член комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям связи, член комиссии Парламентского собрания по информационной политике Алексей Казаков:
«Если говорить, что главная задача единого информационного пространства Союзного государства - это продвижение идеологической парадигмы о братстве и единстве наших народов, то, надо сказать, эффективность этой работы находится на крайне низком уровне. Существующие союзные СМИ не справляются с поставленной перед ними задачей» .
Депутат Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России Алексей Казаков дал самую низкую оценку деятельности союзных СМИ
По итогам семинара был принят итоговый документ, содержавший рекомендации союзным СМИ и национальным средствам массовой информации Российской Федерации и Республики Беларусь «более эффективно продвигать идеи интеграции, рассказывать о преимуществах Союза России и Белоруссии» .
Кроме того, в мае 2016 года министерство связи и массовых коммуникаций РФ и министерство информации РБ подписали план мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2016-2020 годы. А месяцем позже было подписано соглашение о сотрудничестве в области обмена информацией между редакциями газет «Витебские вести», «Минская правда» и медиа-объединением «Газета "Псковская правда"», а также между газетами «Гомельская правда» и «Брянский рабочий».
Со дня подписания упомянутого соглашения прошло уже немало времени, но какие-либо заметные улучшения в вопросе информационного обеспечения союзного строительства заметить довольно сложно. И проблема, конечно, не в отсутствии информационных ресурсов. Они как-раз-то имеются. Вопрос о содержании сведений, которые они распространяют.
К примеру, союзные СМИ достаточно подробно освещают вопросы белорусско-российского сотрудничества. Однако оно преподносится исключительно с точки зрения межгосударственных отношений и совершенно не рассматривается с позиции национально-культурного единства белорусов с русским народом и принадлежности Белоруссии вместе с Россией к великой Русской цивилизации.
Русский сегмент Всемирной Сети – основной источник информации белорусских граждан о России
Если же обратиться к белорусским СМИ (исключая прозападные, которые ведут оголтелую антироссийскую и русофобскую пропаганду), то приходится свидетельствовать, что тема союзного строительства находится на окраине их внимания. Российская Федерация преподносится в ряду иностранных государств, новости из России в основном носят отрицательную окраску: криминал, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д. Ничего не говорится о том, что Союз с Российской Федерацией является гарантом территориальной целостности, военной безопасности и необходимым условием поступательного развития Республики Беларусь. Из белорусских средств массовой информации практически невозможно узнать о подлинном состоянии дел в российской промышленности, сельском хозяйстве, науке, образовании и культуре. Если бы не вещание в Белоруссии (в эфире и кабельной сети) российских (пусть и урезанных) телеканалов (и то далеко не всех) и не русскоязычный сегмент сети интернет, то белорусские граждане имели бы не просто неполное (как в настоящее время), а существенно искаженное представление о российской действительности.
Таким образом, говорить в настоящее время об общем информационном пространстве Союзного государства еще слишком преждевременно. Для решения этой важнейшей задачи необходим серьезный пересмотр информационной политики государств-участников Союзного государства в сторону усиления линии, направленной на укрепление национально-культурного единства Белоруссии и России в рамках цивилизации Русского мира.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.