Николай Сергеев: За «вечевой демократией» будущее, (часть 2)
Новое – это хорошо забытое старое
Несомненно, общество нуждается в гражданах, занимающих активную жизненную позицию и которым в хорошем смысле «есть до всего дело». Только в этом случае между властью (хотя не каждому чиновнику это понравиться) и обществом могут установиться отношения сотрудничества или как говорили в старину соработничества, когда государство будет восприниматься гражданами не как некая внешняя принуждающая сила (а ведь сейчас многие из наших сограждан именно так воспринимают государство), а общее дело для всех.
В этом отношении поистине бесценным может оказаться опыт (естественно с поправкой на время) вечевого устройства старой домонгольской Руси. И удивляться тут нечему, ведь нередко новое – это хорошо забытое старое.
С древних времен на Руси существовал особо выделяемый иноземцами вид управления – народоправство, когда людьми сообща решались важнейшие вопросы, касающиеся жителей определенной территории. Вот что писал еще в VI веке известный византийский историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена, словене и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом».
Прокопий Кесарийский, восточноримская миниатюра
А в XIII веке уже в Лаврентьевской летописи было сказано, что на Руси вече существует с незапамятных времен: «Новгородцы бо изначала и смоляне, и кияне, и полочане, и вся власти яко на думу на веча сходятся».
Важно подчеркнуть, что в вече имели право участвовать «все граждане», т.е. взрослые дееспособные жители города и окрестностей. Само слово «гражданин» происходит от слова «град», т.е. город и пришло к нам из той седой старины. Следует добавить, для веча не имел значения общественный статус гражданина, в нем участвовали как «люди» (по терминологии того времени), т.е. широкие слои свободных граждан, владевших землей и скарбом (имуществом), так и «лучшие мужи» (князья, бояре, духовенство).
Последние нередко руководили вечевыми собраниями, но, как известно, руководить и господствовать – далеко не одно и тоже. В старой Руси знать не имела возможности подчинить или игнорировать вече, а между вечем и князем существовали договорные отношения. В те времена на Руси князья были не монархами, а правителями или военачальниками, управлявшими подвластными землями в рамках, определенных договором («рядом») между «людьми» и князем. Кстати, из сказанного становится понятен и смысл выраженной Янкой Купалой извечной мечты белорусов «людьми зваться». В данном случае речь идет о глубинной исторической памяти белорусского народа о «золотых временах вечевой Руси».
Объем статьи не позволяет подробно касаться устройства и работы веча как учреждения, но это были не какие-то стихийные митинги (как это нередко преподносят фильмы на историческую тему), на которых решение вопроса определяется исключительно силой крика (а то и кулака) участвующих, а вполне упорядоченные совещания, проходившие с соблюдением установленных правил.
Конечно, между вечем и князьями была постоянная борьба за первенство, но в целом равновесие между ними просуществовало до монголо-татарского нашествия и литовских завоеваний.
Литовские князья от попавших под их власть западнорусских земель требовали «покоры» и упраздняли вече, а на востоке Руси набиравшее силу Московское государство строилось не на древних вечевых основах, а по военно-чиновничьему принципу. Последними оплотами вечевого строя, были Новгород, Псков и Полоцк. В Полоцке вече было ликвидировано польским королем и великим литовским князем Казимиром IV в 1470 году, а в Новгороде и Пскове вечевой строй был упразднен великим князем Московским Иваном III в 1478 и 1510 годах соответственно.
Однако вечевая традиция имела столь глубокие корни в сознании народа, что в виде казачьего самоуправления просуществовала вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Кстати, большевики, выдвигая лозунг «вся власть советам!», играли именно на исторической памяти народа, и это во многом им позволило выиграть гражданскую войну. Иное дело, что очень быстро советы были подмяты партийной бюрократией, но это уже другая история.
Для чего мы это вспоминали? Дело в том, что, к примеру, в современной Республике Беларусь существуют правовые предпосылки, в принципе, позволяющие сформировать в республике политическую систему, когда власть будет не просто выступать от имени народа (об этом говорит любая власть), а иметь живую связь с лучшими из граждан и совместно с ними выстраивать политику государства. Речь идет о законодательно оформленной в Белоруссии разноуровневой системе «собраний граждан» и референдумов, т.е. об остове «вечевой демократии» в ее современном варианте. В республике созданы должные правовые условия (соответствующие статьи конституции и законы) для максимально возможного участия населения в делах общества и государства. Но, увы, система вечевой демократии в Белоруссии до сих пор так и не заработала.
Но создание правовой базы это только первый шаг. Предстоит большая работа по преодолению косности сознания и формированию партнерского взгляда общества и власти друг на друга. А ведь уже первый опыт проведения народных собраний показал, что таким вечевым съездам по плечу решение самых сложных задач. Примером тому может служить первое Всебелорусское народное собрание (октябрь 1996 г.), благодаря которому был положительно разрешен языковой вопрос. Именно в ходе собрания по настоянию делегатов в языковую статью, выносимого на референдум проекта новой редакции Конституции Республики Беларусь, была внесена ныне действующая формулировка о государственности белорусского и русского языков.
К сказанному следует добавить, что институт народных собраний никак не заменяет собой законотворческую деятельность парламента и местных советов, но призван концентрированно выражать мнение народа, исходя из которого и должен выстраиваться курс государства. Главное, чтобы этот институт реально заработал.
Что касается Российской Федерации, то в вопросах народоправства она продвинулись значительно дальше. В этом отношении показателен опыт Общественной палаты Российской Федерации, которая действует с 2005 года. Она избирается каждые три года и за это время стала реально действующим инструментом общественного контроля за деятельностью органов власти.
Еще одним важным этапом формирования в Российской Федерации системы вечевой демократии или народоправства стало создание в июне 2013 года по инициативе В.В. Путина Общероссийского народного фронта. За относительно небольшой срок своего существования ОНФ стал широким общественным движением, которое дает российским гражданам «возможность ставить свои, народные задачи, добиваться их исполнения, сдвигать с места те вопросы, которые иногда тонут в бюрократическом болоте, напрямую вносить свои предложения, которые затем станут законами и государственными решениями».
Конечно, и Российской Федерации, и Республике Беларусь предстоит еще многое сделать на поприще народоправства. Но, несомненно, одно. В странах Русского мира государства должны быть «общим делом» для их граждан.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.