Вопрос о ценообразовании на газ для Белоруссии в последние несколько месяцев стал одной из центральных тем белорусских средств массовой информации. Как оказалось, Минск, не добившись в ходе идущих еще с прошлого года переговоров никаких серьезных уступок со стороны «Газпрома», с января в одностороннем порядке стал платить российскому монополисту столько, сколько посчитал нужным сам. При этом до сих пор не понятно, чем в действительности руководствовались белорусские чиновники, когда определяли «справедливую» цену на голубое топливо. По последней информации, в ходе переговоров, которые прошли в Москве в мае нынешнего года, сторонам так и не удалось прийти к какому-то определенному консенсусу, так как и белорусы, и россияне продолжают смотреть на нынешнюю проблему абсолютно с разных сторон.
Необходимо напомнить, что проблема с ценой на газ для Белоруссии перестала быть определяющей во взаимоотношении двух стран еще несколько лет назад, когда сторонам удалось договориться и о транзите голубого топлива через территорию республики, и о формуле, по которой рассчитывалась стоимость для белорусских потребителей. Так, начиная с 1 января 2012 года, Россия отвязала цену на газ для Белоруссии от так называемой «европейской системы ценообразования», привязав ее к российской цене. Согласно достигнутым договоренностям, Минск получил на тот момент весьма комфортные для себя условия поставок, а цена оказалась самой низкой среди всех потребителей «Газпрома». По формуле, базовой ценой для расчета стала цена газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, к которой прибавляются стоимость транспортировки газа от мест добычи в ЯНАО до границы с Белоруссией, стоимость хранения газа в подземных хранилищах на территории Российской Федерации, а также расходы «Газпрома» по реализации газа. После чего, полученная в результате подсчетов, цена пересчитывается на фактическую теплотворную способность газа и ежегодно должна индексироваться на уровень инфляции. Интересно то, что во время переговоров несколько лет назад именно белорусская сторона настояла на том, чтобы расчеты за газ шли в валюте, а потому была принята формулировка о том, что «пересчет цены на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, принимаемой в расчет цены на газ для Республики Беларусь, в доллары США осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на 1 января каждого года и (или) дату изменения цены на газ для потребителей Российской Федерации (кроме населения и прочих потребителей)». И такая формула должна действовать до тех пор, пока в России на внутреннем рынке не перейдут на равнодоходные цены. Правда, в нынешних сложных экономических обстоятельствах и из-за резкого падения цен на углеводороды на мировом рынке сроки перехода уже неоднократно переносились, так как в российском правительстве считают необходимым поддерживать своих производителей. Теперь переход видится возможным не ранее 2017-2018 годов.
Вплоть до 2014 года белорусы не высказывали к россиянам каких-либо серьезных претензий, считая уровень цен на газ для себя приемлемым. Однако все изменила резкая девальвация российского рубля и рост курса доллара, которыми, как уже указывалось выше, белорусская сторона и рассчитывалась за газ. Правда, в декабре 2014 года, когда был подписан новый трехлетний договор на поставку газа в Белоруссию, Минск снова согласился с прежней формулой расчета цены, так как на тот момент стоимость углеводородов для республики все еще оставалась самой низкой в Европе. Дальнейшие события, как известно, кардинально поменяли белорусскую позицию, так как постоянно дешевеющая нефть, к которой фактически и привязана цена на российский газ, лишила белорусов их основного инструмента поддержания местной экономики – дешевого, относительно других европейских стран, газа. До тех пор, пока разница в цене на голубое топливо для Белоруссии и других покупателей «Газпрома» бала относительно велика, белорусские производители могли спокойно продолжать ничего не делать, занижая себестоимость своей продукции. Теперь же белорусские товары стали окончательно неконкурентоспособными и, по всей видимости, именно этот факт и подтолкнул Минск к более решительным действиям.
Начиная со второй половины прошлого года, белорусы в переговорах с Россией все больше стали заострять внимание на стоимости газа, считая, что условия, которые были достигнуты ранее, необходимо корректировать. Окончательная позиция Минска была сформирована премьер-министром Белоруссии Андреем Кобяковым, который заявил, что в начале 2014 года при курсе российского рубля 32−33 за доллар республика покупала газ по 165 долларов за тысячу кубометров, а с 1 января 2015 года – по 142 доллара, хотя доллар в это время стоил уже более 60 российских рублей. По его мнению, «логично, что газ уже должен стоить порядка 80 долларов, а у нас 142». На первый взгляд, логика белорусской стороны в определении стоимости голубого топлива непонятна, а цена кажется взятой из головы. Однако на самом деле это не так. В Минске стали считать цену исходя из стоимости для некоторых немецких компаний на самом ее низком пике с вычетом таможенных пошлин и стоимости транспортировки. То, что это именно так, недавно подтвердил и министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик, который заявил, что цена российского газа для Германии и Украины «за минусом таможенных пошлин ниже, чем для Белоруссии». При этом в Минске считают себя абсолютно правыми, исходя из того, что Белоруссия и Россия являются частью Евразийского экономического союза и Союзного государства. По словам белорусского вице-премьера Владимира Семашко, сегодня республиканские отраслевые организации платят за газ «абсолютно правильно и корректно», так как существует целая система соглашений на уровне правительств Белоруссии и России о доступе к услугам определенных монополий, подписанных в 2011 году. Правда, в данном случае все-таки необходимо сделать небольшую ремарку. Нынешние белорусско-российские отношения в рамках ЕАЭС по большей мере связаны с созданием равных условий для субъектов хозяйствования, отменой внутренних барьеров для торговли товарами и услугами, а также формированием единых таможенных пошлин на внешних границах объединения. И путать все это с ценой на газ не совсем корректно, так как внутрироссийские цены, о которых говорят в Минске, не являются по своей сути рыночными и их определяет служба по тарифам и сборам. Проще говоря, низкую стоимость для российских потребителей обеспечивает российский же бюджет за счёт льготного налогообложения «Газпрома» и прочих косвенных субсидий. Если следовать логике белорусских чиновников, то Россия, предоставив белорусам практически такие же цены на газ, как и для собственных производителей, должна будет взять на себя субсидирование и белорусской экономики, что выглядит, по меньшей мере, странно.
Новая позиция белорусского руководства получила практическое применение 1 января 2016 года, когда, не сумев найти консенсуса с «Газпромом», в Минске решили поступить так, как в свое время поступили на Украине. С начала нынешнего года белорусы в одностороннем порядке решил перейти на новую формулу оплаты за российский газ, «исходя из рыночных равнодоходных цен», что дало возможность за 4 месяца нынешнего года «сэкономить» более 125 млн. долларов. Проще говоря, белорусская сторона стала недоплачивать «Газпрому», так как в Минске стали считать, «что с 1 января 2015 года должны действовать рыночные равнодоходные цены»: «Мы считаем, что должна действовать рыночная равнодоходная цена, которая, исходя из формулы по межправсоглашениям, по нашим расчетам, составляет 73 доллара за тысячу кубометров газа». Такая ситуация уже привела к тому, что белорусская «дочка» «Газпрома» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» обратилась в Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате с исковыми заявлениями к газоснабжающим организациям республики в связи с наличием задолженности со стороны «облгазов» по оплате поставленного природного газа. Правда, необходимо отметить, что выиграть тяжбу российскому монополисту будет крайне сложно, так как ему придется судиться в рамках правого поля Республики Беларусь, что, в белорусских условиях, может затянуть процесс не на один месяц, а то и годы.
Несмотря на то, что газ по-прежнему идет в Белоруссию, а местные чиновники настроены оптимистично, считая, что «ничего не должны российской стороне», а нынешняя проблема всего лишь спор хозяйствующих субъектов и его не стоит воспринимать как проблему межгосударственного характера, ситуация на самом деле куда более серьезная. Об этом говорит хотя бы тот факт, что вопрос о ценообразовании на газ уже вышел на уровень руководства двух стран – он обсуждался во время приезда в Могилев премьер-министра России Дмитрия Медведева, как с его белорусским коллегой Андреем Кобяковым, так и с Александром Лукашенко. Это означает, что газовый вопрос может уже в самое ближайшее время снова получить политическую окраску, а значит и скажется на двухсторонних отношениях Белоруссии и России, в которых за последнее время и так скопилось немало проблем, в первую очередь экономического характера Можно хотя бы вспомнить нереализованные крупные интеграционные проекты, о которых стороны договорились еще несколько лет назад, или вопросы о белорусском реэкспорте запрещенных в России товаров. Если к этому присоединить довольно невнятную позицию белорусской стороны по некоторым вопросам международного характера и наметившийся в последнее время внешнеполитический крен Минска в сторону Запада, то совсем не удивительно, что проблема цены на газ может стать определенным катализатором новой волны ухудшения белорусско-российских отношений.
Конечно, сегодня все еще нельзя говорить о том, что оба государства готовы развязать новую газовую войну, которая, как в прошлые годы, перетечет в русло политики. Однако затягивание решения спора, а также своеобразная позиция белорусской стороны, которая решила платить «Газпрому» столько, сколько считает нужным, вполне может привести к серьезным последствиям, в первую очередь, для Белоруссии. И дело здесь уже не столько в постоянно растущей задолженности белорусов перед «Газпромом», а значит и российским бюджетом, сколько в падении доверия к Минску со стороны Москвы. Очередное нарушение взятых на себя обязательств вряд ли будет расценено в Кремле как обычное недоразумение, особенно сегодня, когда международная ситуация вокруг России остается довольно напряженной. В Москве должны быть на 100 % уверены в своем партнере, чтобы иметь возможность ему доверять. На сегодняшний же день такой уверенности в России все еще нет.
К сожалению, приходится констатировать, что газовый спор является лишь частью того комплекса проблем, который сегодня можно наблюдать в белорусско-российских отношениях. Несмотря на то, что стороны формально декларируют свою приверженность единым политическим и экономическим принципам сотрудничества, а также считают необходимым «сверять часы» по различным внешнеполитическим вопросам и проблемам, в Белоруссии продолжают за это требовать от России все больше и больше преференций, не предлагая взамен практически ничего. Более того, как показывают последние события, связанные не только с ценообразованием на газ, но и антироссийскими санкциями, белорусы совсем не прочь использовать сложившуюся вокруг России ситуацию в собственных интересах. Особенно сегодня, когда в Москве попросту не могут резко реагировать на происходящее, рискуя будущим постсоветской интеграции. Однако это вряд ли означает, что российское руководство будет сквозь пальцы смотреть на происходящее, а значит рано или поздно реакция из Кремля все-таки последует. Поэтому белорусской стороне необходимо уже сегодня пересмотреть свою позицию и начать вести себя более взвешенно по отношению к своему главном политическому и экономическому партнеру. В противном случае конфликта будет не избежать.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.