Сегодня Союзное государство остаётся основным интеграционным «полюсом» в экс-СССР. Именно его деятельность стала фундаментом формирования Евразийского экономического союза, действующего с 2012 г.; напомним, в его составе сегодня, наряду с РФ и Белоруссией, – Казахстан, Киргизстан и Армения.
Дорабатываемые в рамках ЕАЭС единые меры таможенно-тарифной политики, принципы общих рынков товаров, рабочей силы, капиталовложений и услуг, стимулирования импортозамещения и т.п. – всё это, что называется, «проходили», опробовали в Союзном государстве. Да и сегодня многие вопросы, которые еще предстоит решить в ЕАЭС, осуществляются в СГ по согласованной внутри- и внешнеэкономической политике двух союзных стран. В частности, это вопросы цен на товары и услуги во взаимной торговле, равноправного доступа предприятий/компаний к рынкам обеих стран, финансирования совместных проектов в самом СГ и в других странах.
Напомним, что 29 апреля 1996 г. в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали Соглашение о едином Парламентском собрании. 2 апреля 1997 г. в Москве президенты наших стран подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля ежегодно отмечается как День единения народов Беларуси и России.
В том же году был подписан Устав Союза Беларуси и России, созданы Высший госсовет и Исполнительный комитет Союза. В 1997-1999 гг. формируются исполнительные органы Союза, общий бюджет, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.
25 декабря 1998 г. президенты обеих стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
Наконец, 8 декабря 1999 г. в Москве был заключен Договор о создании Союзного государства, и была принята Программа действий РБ и РФ по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Договор вступил в силу в конце января 2000 г.
За истекшие 19 лет в РФ и Белоруссии реализовано свыше 30 союзных программ и до 60 совместных проектов, причем до 65% совокупного объема произведенной продукции приходится на высокотехнологичные отрасли. Что, к примеру, вернуло к жизни в буквальном смысле свыше 100 предприятий в России и около 40 – в Белоруссии. Несмотря на распад СССР, только они сохранили большинство внутри- и межотраслевых кооперационных цепочек, что и стало основой разработки и реализации союзных программ и проектов. Кстати, этот опыт всё активнее используется Россией и Казахстаном, как и Белоруссией и Казахстаном – в энерго- и сельхозмашиностроении, производстве алюминия, АПК, нефтехимии, создании высокоточных продуктов приборостроения, современной транспортной техники.
Новым этапом союзной экономической интеграции стала политика импортозамещения товаров и услуг, проводимая в России с 2014 г. В этой связи российские и белорусские партнеры дорабатывают или уже внедряют, по имеющимся данным, свыше 60 научно-технологических разработок, позволяющих заменить целый ряд видов оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях. Включая энергетику, многие подотрасли машиностроения, химпрома, пищепрома, станкостроения, лесохимии, текстильного комплекса.
Существенно облегчает и ускоряет эту комплексную работу то обстоятельство, что правительство РФ 31 декабря 2015 г. уточнило перечень продукции группы «А» (производства средств производства), импорт которой предписано не осуществлять вне ЕАЭС. Этот перечень включает 139 наименований. По экспертным оценкам ТПП РФ и Минпромторга РФ, разработка, испытания и/или производство около 50 видов такой продукции уже осуществляются в кооперации с белорусской стороной.
В этой связи немаловажно и то, что совокупный объем экспорта российско-белорусской продукции – в основном это продукция машино- и станкостроения, химпрома и стройтехника – за 1997-2015 гг. возрос более чем вдвое, причем минимум треть этого объема направлена в индустриальные страны. Потому многие зарубежные СМИ отмечают, что санкции Запада против России, как и длительная санкционнная политика в отношении Белоруссии способствуют не столько инвестиционно-технологическому «голоду» в этих странах, сколько ускоренному развитию их собственных и совместных высоких технологий, нацеленных в основном на импортозамещение и нередко более конкурентоспособных по сравнению с западными.
Упомянутый тренд подтверждается и профилем, характером новых союзных программ. Так, правительство Белоруссии в конце марта с.г. одобрило проект союзной программы «Луч» («Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний»). Эта программа, по данным Исполкома Союзного государства, нацелена на развитие технологий проектирования унифицированных изделий электроники, приборов и систем на их основе, а также на изготовление специального технологического оборудования для их производства. Она служит дальнейшему развитию элементной базы обеих стран в сфере радио- и оптоэлектронного приборостроения.
В то же время интеграционные связи развиваются и в традиционных, можно сказать, исторических отраслях обеих стран, Так, в ближайшие 3-5 лет планируется реализовать союзную программу по развитию льноводства, об этом на днях заявил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он уточнил, что «ни в Белоруссии, ни в России нет современной высокотехнологичной переработки льна. Хотя льнопродукция востребована не только в легкой промышленности, но и, к примеру, в медицине, для производства пороха, для дорожных покрытий. Мы в этих секторах пока отстаём от мировых производителей». По данным Г. Рапоты, эта программа будет содержать сельскохозяйственный и промышленный компоненты, включая селекцию сортов льна. Возможно, ее реализация начнется уже в этом году.
Можно сказать, подытоживает эти и другие интеграционные тренды мнение члена общественного совета при МВД Беларуси кандидата философских наук Николая Щёкина: «Союзное государство, создаваемое нашими народами, является образцом интеграционных проектов в современном мире. Также оно представляет собой неделимый цивилизационный организм, имеющий историческое, языковое, духовное и культурное единство. Но при этом независимость Белоруссии остается незыблемой».
Если более предметно вести речь в экономическом плане, то, по данным этого эксперта, нефтегазовый комплекс Белоруссии с российским интегрирован на 95%, машиностроительный – на 85%, сельскохозяйственный – на 65%, стройиндустрия – на 80%. Более 90% объема всего белорусского экспорта мясной и молочной продукции, металлообрабатывающих станков, дорожной и строительной техники идет в Россию. По линии Союзного государства ныне реализуется «в целом до 40 программ (включая совместные проекты между предприятиями. – Ред.), направленных в основном на развитие наиболее наукоемких отраслей в обеих союзных странах».
Впрочем, вместе – не значит одинаково. В Белоруссии сохраняется прямое и косвенное регулирование экономики; предприятия получают солидную помощь от государства; внешние источники финансирования страна максимально использует для развития производственных отраслей, инфраструктуры, социальной, культурной, научной сферы, здравоохранения. В Минске в целях ускорения экономической интеграции в Союзном государстве выступают, в частности, за сходство внутри- внешнеэкономической политики союзных стран, за отказ от первичности мировых цен при определении расценок на взаимопоставляемые товары и услуги.
Известно и то, что Белоруссия (наряду с другими странами ЕАЭС) не подключилась к ответным российским санкциям в сфере импорта сельхозсырья и готового продовольствия с Запада. Отличается белорусская позиция от российской в отношении статуса Крыма, но именно Белоруссия инициировала процесс многосторонних переговоров по вопросам Донбасса. Солидарна Белоруссия с военно-политической линией России в отношении Сирии, международного терроризма. Вдобавок Белоруссия – наиболее активный участник договора ОДКБ.
Словом, Союзное государство продолжает развиваться, повторим, без подразделения на «сильных» и «подчинённых». Обе стороны равноправны и находят компромиссы по означенным и другими вопросам, отчетливо понимая, что упомянутые разночтения – это, скажем так, рабочие моменты, имеющие место, как показывает практика, в любых интеграционных объединениях в мире. Но создаются и развиваются эти объединения, двух- и многосторонние, именно для взаимовыгодной долговременной интеграции.
Комментарии
Комментариев пока нет
- Парламент Крыма принял решение о вхождении в состав России в качестве субъекта
- В Москве открылось представительство Белорусского Экзархата
- И вновь российский Дед Мороз в Белоруссии
- Подписан Договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию
- 2 апреля - День единения народов России и Белоруссии
- Белорусская общественность обвинила власти Витебска в "расколе белорусского народа"
- 2 июля Александр Лукашенко и Владимир Путин откроют музей ВОВ в Минске. Как выглядит новый музей
- В Бресте прошло парламентское собрание России и Белоруссии
- Белорусская оппозиция в шоке
- Станет ли ответ России на западные санкции клондайком для Белоруссии
- Сергей Шиптенко: "Белорусский продовольственный оффшор" грозит России миллиардными убытками
- Игорь Шувалов: Введение единой валюты Евразийского экономического союза неизбежно