САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Интеграция \ Горькое послевкусие: почему из процесса борьбы с экстремизмом исключается гражданское общество?

Горькое послевкусие: почему из процесса борьбы с экстремизмом исключается гражданское общество?

« Назад

Горькое послевкусие: почему из процесса борьбы с экстремизмом исключается гражданское общество? 09.10.2017 13:29

В Душанбе 29 сентября прошла международная конференция, посвященная объединению усилий стран евразийского пространства по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Её организаторами выступили Центр стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан и посольство Российской Федерации в РТ, а участие в ней приняли официальные лица и эксперты из России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, а также гости из Афганистана и Туркменистана.

Тематика, заявленная в программе конференции, сулила жаркие споры и обсуждения. Но не обошлось и без излишнего, на наш взгляд, благодушия. Так, судя по докладу руководителя Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте РУз А. Расулова, прозвучавшего в рамках сессии «Центральная Азия в условиях геополитических перемен: угрозы и вызовы региональной безопасности», наибольших успехов в противодействии экстремистам на страновом уровне достиг именно Узбекистан. Оценки ситуации в своих странах со стороны остальных представителей были менее радужными, но тем не менее не очень оправданным оптимизмом были пронизаны практически все выступления.

konferenciya-po-borbe-s-ekstremizmom-i-terrorizmom

Из общего благодушного тона сессии резко выделились комментарии заместителя председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Ф. Клинцевича. Он, в частности, обратил внимание присутствующих на то, что «существует прямой интерес США дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии, в том числе и путем использования ИГ. Американцы полагают, что это позволит им расшатать ситуацию в России. В расчет берется «прозрачность» границ между странами СНГ и Россией». В связи с этим российский сенатор выступил за развитие антитеррористического взаимодействия в рамках ШОС и ОДКБ, не приемля создания странами Центральной Азии параллельных региональных структур. Данный подход, по мнению Ф. Клинцевича, неминуемо приведет к размыванию усилий и созданию губительной, идущей на руку террористам негласной конкуренции между различными интеграционными образованиями.

Спикер подчеркнул: распыление усилий и создание многочисленных региональных образований активно инспирируется извне, в первую очередь США и их союзниками. Странам евразийского пространства необходимо как раз наоборот сосредоточить все усилия по наращиванию взаимодействия соответствующих служб государств-членов ШОС и ОДКБ для достижения синергетического эффекта в противодействии терроризму.

Наглядным подтверждением мнения российского сенатора явились цифры из доклада советника управления противодействия вызовам и угрозам секретариата ОДКБ И. Демченко и выступление заместителя директора РАТС ШОС А. Мукашева, свидетельствующие об эффективности взаимодействия спецслужб стран-членов ОДКБ.

Касаясь антитеррористической войны в Сирии, Ф. Клинцевич высказал убеждение, что дальнейшая судьба ИГИЛ благодаря успешным действиям сирийских правительственных войск и поддерживающих их военных России однозначна. В связи с неминуемым разгромом группировок боевиков первоочередной задачей геополитических противников России является переброска отрядов террористов из Сирии в другие регионы мира (в первую очередь в Афганистан) с дальнейшим их проникновением на территорию Российской Федерации. При этом самым незащищенным путем проникновения является центральноазиатский.

Предупреждая реплики скептиков, спикер подчеркнул, что, по его однозначному мнению, исключен прорыв границ Афганистана и сопредельных стран ЦА с полномасштабным вторжением крупных сил боевиков в Таджикистан, Узбекистан или Туркменистан. Тактика террористов будет заключаться в инфильтрации отдельных групп, создании подпольных групп, террористических ячеек, пропаганде среди населения, подготовке почвы для антиправительственных выступлений и свержения официальных властей стран ЦА, что, в свою очередь, может заставить власти Российской Федерации пойти на введение виз с некоторыми странами региона в целях минимизации угроз национальной безопасности.

Впечатление, произведенное высказываниями сенатора Клинцевича, усилило жесткое и бескомпромиссное выступление заместителя начальника Генерального штаба МО Республики Таджикистан Ш. Эгамзоды, который в свойственной военным манере расставил все точки на i и в своей презентации в виде инфографики показал действия геополитических соперников ОДКБ и ШОС, направленные на дестабилизацию обстановки, возникновение вооруженных конфликтов и поддержку террористических организаций.

Красной нитью практически во всех выступлениях проходила тема необходимости активизации совместных усилий по ликвидации экономической базы террористов. Так, согласно озвученной информации, за последнее время в ходе специальных операций страны ОДКБ на своей территории сумели выявить подозрительные источники финансирования террористических и аффилированных с ними организаций на сумму около 1,5 млрд. долларов США.

В ходе обсуждения докладов, особую обеспокоенность эксперты выразили в связи с нарастающим количеством боевиков из стран СНГ и России в рядах ИГИЛ и других террористических организаций, а также активным вовлечением граждан из стран СНГ в совершение терактов. Эксперты единодушно констатировали факт перемещения боевиков из стран ЦА и России в состав афганского крыла ИГИЛ и активного вовлечения их в борьбу с властями стран ЦА.

Заявленная тематика сессии «Комплексный подход к коллективной безопасности, антиэкстремистский потенциал СМИ и гражданского общества стран ЦА», признаемся, не так часто становится в центр экспертного внимания. Огромный интерес присутствующих вызвал доклад военного обозревателя ИА «ИТАР-ТАСС» В. Литовкина, посвященный работе СМИ во время антитеррористических операций. Самокритично и верно эксперт заметил, что без журналистов нет и террористов, так как практически любой современный террорист стремится, прежде всего, к широкой огласке совершенного им теракта. И именно журналисты в погоне за сенсацией и рейтингами оказываются подчас невольными пособниками террористов, помогая им узнать планы и тактику антитеррористических подразделений. Это приводит к лишним жертвам как среди заложников, так и бойцов спецподразделений.

В связи с актуальностью данной темы присутствующие единогласно решили включить в итоговое коммюнике отдельной строкой обращение к СМИ с призывом проявлять профессионализм и выдержку при освещении терактов.

Член Совета экспертов Киргизии И. Мирсаитов привлек внимание к тактике действия вербовщиков ИГИЛ и других террористических организаций в социальных сетях. Акцент был сделан на применении идеологами терроризма «таргетинга» по национальному и географическому признаку при создании медиапродукции, что позволяет вербовщикам быть на «одной волне» с гражданами разных стран, особенно с молодежью. С данным мнением согласны и независимые эксперты, которых, к сожалению, нечасто приглашают организаторы подобных конференций.

Как утверждают эксперты, в Центральной Азии с успехом реализуется тактика захвата власти салафитами, щедро поддерживаемыми властями стран Персидского залива. И если, например, в Казахстане салафиты находятся на стадии формирования подпольных ячеек, то в Таджикистане они уже перешли к дискредитации политики официальных властей. Весьма симптоматичными и одновременно тревожными являются выводы И. Мирсаитова: на сегодняшний день ОДКБ и ШОС нечего противопоставить идеологам терроризма в социальных сетях и медиапространстве.

Как же так, задастся вопросом читатель? Ведь все страны, входящие в состав этих двух международных структур, располагают специалистами достаточно высокого уровня, способными бороться на равных с профи из ИГИЛ. В чем проблема? И почему до сих пор нет эффективного противодействия, кроме блокировок аккаунтов и электронных ресурсов террористов?

На наш взгляд, для постановки заслона вербовке и распространению радикализма в виртуальном пространстве необходимо экстренное принятие соответствующих программ по противодействию экстремизму и терроризму в медиапространстве (в первую очередь в соцсетях) с привлечением к сотрудничеству как на официальной, так и на неофициальной основе популярных блогеров, народных журналистов, активистов соцсетей, независимых экспертов, журналистов, лидеров общественного мнения и представителей традиционного духовенства.

Причем противодействие должно вестись на разных языках, в том числе и на «синтезированных», которыми зачастую пользуются террористы, размещая свои послания к жителям Ферганской долины, например, на смеси кыргызского, узбекского и таджикского языков. Противодействие должно иметь место как на вновь создаваемых страницах в соцсетях и различных медийных ресурсах, так и на уже используемых террористами. Рубикон перейден: против стран ШОС и ОДКБ идеологами терроризма развязана полномасштабная информационная война, в которой противостоять настоящим профи западных государств, обеспечивающим невиданный ранее медийный успех боевиков «Исламского государства» и других террористических организаций, могут лишь профессионалы, объединяющие вокруг себя неравнодушных активистов гражданского общества и имеющие соответствующее финансово-техническую и кадрово-методическую поддержку.

Но, как ни странно, несмотря на весомые, аргументированные экспертные выступления, вопросы противодействия экстремистам и террористам в медиа- и интернет-пространстве не нашли никакого отражения в тексте итогового коммюнике. Более того, официальные представители ОДКБ попросили убрать из текста коммюнике фразу «опираясь на институты гражданского общества», мотивируя это тем, что их организация в своей антитеррористической деятельности не взаимодействует с гражданским обществом. Естественно, возникает вопрос, почему не взаимодействует и кто выигрывает от отсутствия такого взаимодействия?

Так что, подводя итоги представительной, актуальной и жизненно необходимой для всех стран ОДКБ международной конференции, приходится констатировать наличие «горького послевкусия». Итоговое коммюнике, увы, продемонстрировало значительную инертность соответствующих госорганов в странах ОДКБ, традиционно делающих основную ставку в борьбе с терроризмом и радикализмом на спецслужбы и госструктуры и отказывающихся от опоры на развитые институты гражданского общества. Разве это порядок, когда финансирование этих институтов во многих странах ОДКБ отдано на откуп США и их союзникам?

В очередной раз был проигнорирован вопрос о поддержке и налаживании диалога с НПО, будто в них состоят не наши с вами сограждане. Между тем явно назрел вопрос о создании центра поддержки и развития институтов гражданского общества ОДКБ, который поддерживал бы НПО, действующие во всех сферах человеческой жизнедеятельности. При этом центр должен иметь финансирование как в виде прямых трансфертов из государственных бюджетов, так и диверсифицированное финансирование от различных фондов, бизнес-структур и частных лиц.

Отдавая дань уважения правительственным тин-танкам и центрам стратегических исследований, необходимо отметить, что в ходе конференции не было уделено внимание и созданию и развитию независимых тин-танков, особенно имеющих мощные горизонтальные связи в Евразийском регионе.

По мнению многих экспертов, данное обстоятельство является ахиллесовой пятой ОДКБ и ШОС в их противостоянии с геополитическими соперниками.

Михаил Петрушков, Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.10.24

Мне, как и многим, хотелось решить всё ещё в 2022 году, но ситуация оказалась гораздо сложнее. На это я хотел бы сказать, что Россия за свою многовековую историю вела самые разные войны, в которых далеко не всегда удавалось «решить всё сразу» - поэтапные свержение монголо-татарского ига, выход к Балтийскому и Чёрному морям, освобождение Белоруссии и Украины из польской неволи. Всё это шло долго и сложно. Не будет просто и сейчас. Тем важнее сохранять единство в самой России, в Союзном государстве и оказывать на уровне всего социума поддержку усилиям руководства России и президента Владимира Путина по проведению СВО на Украине.

21.10.24

Выступление Александра Солженицына в Государственной Думе России 28 октября 1994 года, несомненно, имело важное политическое значение. Политическое значение этой речи было обусловлено не рассуждениями и обличениями автора, а его именем, символизировавшим собой некоего пророка, якобы открывшему нашим людям правду о советской действительности. Там, в заокеанской дали, Александр Солженицын разросся до идеологического вождя всего диссидентского движения как внутри нашей страны, так и за рубежом. Но вот «пророк» оказался за трибуной Государственной Думы, и что же мы увидели и услышали?

18.10.24

16 октября 2024 года в Исламабаде (Пакистан) прошла 23-я встреча глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Основной темой стало наращивание торгово-экономического сотрудничества и, в частности, необходимости устранения препятствий, мешающих взаимодействию в рамках ШОС, создание и отладка механизмов финансирования и реализации совместных проектов: учреждение специального счёта, а также уже давно обсуждаемая перспектива учреждения Банка развития и Фонда развития ШОС.

17.10.24

XX век стал веком русской трагедии. И та кровь, что льётся с 2014 года на южных землях исторической России, есть прямое следствие злосчастного 1917 года. Необходимо понимать, что Специальная военная операция – это не только демилитаризация и денацификация Украины, это великий освободительный поход Русской армии за возврат Малой Руси её истинного русского имени, за собирание Русской Земли в единое цивилизационное целое.

15.10.24

После отречения Николая II от престола, обстоятельства которого до сих до конца не выяснены, власть в стране формально перешла к Временному правительству, которое оказалось абсолютно не способным управлять такой державой как Россия, тем более в условиях тяжёлой мировой войны. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru