17 октября 2017 в «Президент-Отеле» (Москва) состоялось расширенное заседание Президиума Общественной Палаты Союзного государства, посвященное теме «Об идеологии и стратегии Союзного государства».
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ П.И. Пимашков и Ю.Н. Мищеряков, сопредседатель Российского Исторического Общества академик А.О. Чубарьян, ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы РФ по защите христианских ценностей О.В. Ефимов, директор Фонда апостола Андрея Первозванного В.В. Бушуев, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, сопредседатель Союза православных женщин Н.Б. Жукова, председатель Совета Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», генерал-лейтенант Л.П. Решетников, председатель Делового Клуба женщин Беларуси и России Т.В. Глазунова, писатели А.Н. Андреев и А.Г. Пшеничный, протоиерей Всеволод Чаплин, глава белорусской Республиканской Конфедерации предпринимательства В.Е. Маргелов, профессора В.А. Дадалко и О.Н. Шумакова, другие видные представители экспертного сообщества России и Беларуси.
Участники отметили, что за 20 лет существования Союзное государство естественным путем стало одним из самых стабильных и эффективных интеграционных образований на международной арене.Однако следует признать, что если 20 лет назад при его создании всерьез рассматривалась перспектива полного слияния России и Беларуси, во всех смыслах – то сегодняшняя повестка уже существенно изменилась. Сегодня Союзное государство – это надгосударственное интеграционное объединение двух равноправных и суверенных партнеров, которое целесообразно развиватьна основе взаимоуважения и взаимной выгоды. И при этом во главу угла становится в первую очередь экономическая часть интеграции.
Характерно, что на этом фонесистема рабочих органов Союзного государства за прошедшие десятилетия не подвергалась трансформациям и сохранилась все в том же, изначально переходном виде, какой была создана 20 лет назад в качестве промежуточной ступеньки к потенциальному слиянию двух стран. Такой переходный формат существенно ограничил их возможности и полномочия достаточно узким коридором кратковременных задач, лишив свободы маневра в стратегической и долгосрочной плоскости. Именно в силу их переходности, еще на начальном этапе столь существенную роль в формировании двустороннего Союза играли и общественные комитеты в его поддержку, и первая Союзная общественная палата, обеспечившие идее интеграции экспертное обоснование, поддержку со стороны лидеров мнений, ее донесение до регионов и широких слоев населения обеих стран.Возможно, в том числе именно этим и сегодня объясняется острая потребность российско-белорусских отношений в опоре на экспертное сообщество и лидеров мнений обеих стран, которые совместнов состоянии сформулировать (а точнее, привести в соответствие с объективной реальностью) идеологию и стратегию Союзного государства.
Для обеих сторон очевидно, что зависший на непонятной стадии этап интеграции давно должен быть пройден, а факт, что действительность сделала союзное объединение Беларуси и России несколько иным, чем оно планировалось изначально, не следует стесняться публично признать, и следовало бы работать уже исходя из него. При этом получившееся объединение отнюдь не хуже, чем задумывалось, дает ничуть не меньше совместных возможностей и перспектив, оно просто другое, чем было 20 лет назад – в том числе и потому, что общемировая ситуация за эти 20 лет тоже весьма значительно изменилась.
Отсюда, чем дольше мы игнорируем объективную действительность, тем больше недопониманий и барьеров в наших отношениях возникает. Абсурдно и недопустимо, когда отношения ближайших и надежнейших союзников доходятдаже до взаимных торговых войн, информационных войн, межведомственных конфликтов – что выгодно только третьим, недружественным обеим нашим странам силам, в то время как для Союзного государства ведет к саморазрушению или как минимум к параличу наработанных интеграционных механизмов.
Тем не менее вопрос о том, какой будет судьба первоначального замысла Союзного государства, формирования предусмотренных договором о его создании Конституционного акта, единого Парламента –долгосрочный и общеполитический, решаемый на уровне Высшего Госсовета и высшей политической воли с обеих сторон, зависящий от очень большого числа факторов. И очевидно, что это вопрос не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня, поэтому пока не имеет практического смысла ностальгировать о том, что могло бы произойти иначе, а целесообразнее задумываться о предложениях по поводу новых векторов этого процесса.
Однако другой вопрос, сегодняшний и напрямую касающийся именно экспертного сообщества– что делать с уже имеющимся у нас мощным интеграционным образованием сейчас? Как использовать его максимально эффективно для обеих стран, что развивать и усиливать в нем? Стыдливо замалчивать, что и у Беларуси, и у России есть свои собственные экономические и политические интересы, порой разные, но в которых им требуется помощь или хотя бы понимание ближайшего союзника, не пытаться понять друг друга в нынешнем состоянии наших стран, не проявлять взаимного внимания и уважения – недопустимо и неприемлемо. Все мы видим, к чему привел поверхностный подход с Украиной.
То, что Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, который всегда был и остается одним из надежнейших и порядочнейших друзей России, в последнее время получает поводы напоминать отдельным деятелям российского Правительства о самом факте существования Союзного государства, говорит о многом.
Искусственная попытка заморозить ситуацию в отношениях с союзником в уже давно не существующем виде и условиях крайне опасна. На этом мы теряем международные связи, подрываем собственную экономическую безопасность, разрываем объединяющие нас нити. Возникающая в итоге масса трений и конкретных проблем в двусторонних отношениях, увы, не решается проведением «Славянского базара», совместным разрезанием ленточек и запуском воздушных шаров, концертами и взаимными протокольными реверансами.
На основе в целом такой преамбулы, собранной из позиций членов Палаты, высказанных ими с разных точек зрения, в ходе заседания одним изприоритетовв работе Общественной Палаты Союзного государства определилось проведение серии слушаний и объединение имеющихся экспертных, интеллектуальных, научных и иных ресурсов для совместных стратегических разработок, продукт которых будет представлен главам государств, национальным ведомствам, всему нашему обществу.
Общемировые на сегодня проблемы с самоидентификацией народов и государств, с формулированием и корректировкой объединяющих национальных идей напрямую затронули и Союзное государство. Ведь, как не раз отмечалось на российско-белорусских мероприятиях, даже на ряд простейших вопросов о его сути затрудняются ответить не только рядовые граждане, но и действующие аппаратчики союзных исполнительных органов. Ключевые вопросы, по которым видится полезным сформировать общее понимание для сохранения наработанного и успешного развития российско-белорусских отношений, как минимум:
• Что такое Союзное государство сегодня? В чем его реальные преимущества? Куда оно движется, и к чему мы все хотели бы с ним прийти?
• Что вообще нас объединяет, кроме географического положения и языка? В каких конкретно сферах наши страны интегрируются?
• Что общего святого и безусловно ценного существует для обоих наших народов? Что нам хотелось бы сохранить совместно?
• В каких направлениях политика Беларуси и России должна и может быть согласована? Какого эффекта мы хотим добиться этим согласованием политик?
• Каким общим угрозам и рискам мы можем и готовы противостоять вместе? Кто наш реальный и потенциальный враг, как внешний, так и внутренний?
• Что для нас эталон человека и гражданина? Какого гражданина и какое общество мы вместе пытаемся создать?
• Как мы планируем практически использовать существование этой интеграционной структуры, и чего действительно можем добиться вместе лучше, чем по отдельности?
• Каково наше распределение ролей и специализация внутри Союзного государства, коль скоро мы все же во многом разные?
• Кто мы вместе на международной арене и в других интеграционных объединениях?
• Какие сферы мы считаем неприкосновенными и не входящими в зону союзной интеграции, целиком отнесенными к области национального суверенитета?
Как справедливо отметил академик А.О. Чубарьян, возглавляющий также Ассоциацию институтов истории стран СНГ, сегодня очень многие страны и международные объединения испытывают сложности в определении своей идеи развития и даже своего места в мире. Это можно явственно наблюдать на примере того же Евросоюза как в целом, так и на уровне отдельных входящих в него государств. Начиная с простейшего – что, например, для многих вопреки естественной логике и географии стало нежелательным идентифицировать себя с Восточной Европой, и подавляющее большинство восточноевропейских стран, включая прибалтийские страны, стремятся определять себя уже как «Центральную Европу». На фоне такого доходящего до абсурда разрастания «центра», практически продолжают оставаться восточноевропейскими странами всего две – Беларусь и Россия. А уж если говорить о формировании единого отношения к общей истории – начиная от оценок 2-й Мировой Войны и попыток переоценки ее результатов, и заканчивая событиями гораздо большей давности, когда кто-то уже не может поделить права на Киевскую Русь, Великое Княжество Литовское, степень участия в 1-й Мировой или наполеоновских войнах… Для действительного взаимопонимания участников Союзного государства необходимо ясно сформулировать идеологический базис, включающий точки общих позиций, действительно общие для Беларуси и России ценности и устои – лишь в этом случае их можно будет эффективно защищать, не скатываясь до недопониманий и эксцессов.
Документ, который уже назрел в качестве такого базиса и вполне может родиться в сегодняшних условиях – своего рода краткая ценностная декларация Союзного государства. Это одна из основополагающих разработок, которой предстоит заняться объединенным экспертным силам с обеих сторон: деятелям науки, культуры, экономистам, историкам, политологам, журналистам, ведущим бизнесменам, государственным, общественным и православным деятелям, аналитикам. Это одно из первоочередных дел для всего состава Общественной Палаты, в том числе с привлечением дополнительных экспертных советов и методических структур при ее комиссиях. Как отметили эксперты Палаты, без такого идеологического, ценностного базиса конституционный акт или иные действующие совместные нормативные акты Союзного государства так и не сформируются, какие бы усилия ни пытались прилагать к этому его рабочие органы –потому что без фундамента и четкого общего понимания, как он выглядит на сегодняшний день и чего мы от него хотим, нормативное регулирование не станет по-настоящему двусторонним.
Другой существенный момент –формулирование стратегий и политик в ключевых сферах союзных отношений. Так, например, оживленнейшие дискуссии вызвал внесенный Сопредседателем Палаты, Народным артистом России, президентом Международного Кинофорума «Золотой Витязь», членом Патриаршего Совета по культуре Н.П. Бурляевым на прошедших 5 октября с.г. слушаниях проект Кодекса деятелей культуры Союзного государства. Он активно обсуждается в регионах и на различных площадках, дополняется различными новыми предложениями, над ним работает специально созданная редакционная группа. Значительную работу ведут члены Палаты в сферах развития общих международных связей Союзного государства, согласования политик в сфере национальной безопасности. Общие стратегические подходы в социальной сфере прорабатывают Межкомиссионная группа по благотворительным проектам во главе с директором Фонда апостола Андрей Первозванного В.В. Бушуевым, Комиссия по семейной политике во главе с сопредседателем Союза православных женщин Н.Б. Жуковой, Комиссия по образованию во главе с президентом Национального общественного комитета «Российская семья» Г.И. Климантовой.В ходе заседания, члены Палаты уделили особое внимание сохранению традиционной семьи, вопросам достойного воспитания детей, духовных ценностей – тому, чем исконно сильны и Россия, и Беларусь, вопреки любым разрушительным западным влияниям. Стоящая сегодня задача – сформировать базовый набор стратегий и политик, которые будут соответствовать современной ситуации, выражать и согласовывать между собой национальные интересы обеих стран-участниц Союзного государства.
Значимые предложения со стороны комиссий по экономической интеграции, деловому сотрудничеству, сотрудничеству в экологической сфере и энергосбережении озвучил Сопредседатель Палаты от белорусской стороны, президент Холдинга «ЯРОВИТ» А.М. Бирюков. Они касались особенно необходимого в современных условиях блока экономической стратегии Союзного государства. И бизнес, и экономическая наука единодушно признают, что потенциал экономического союза в рамках интеграционного объединения Беларуси и России в значительной мере не используется, а в ряде позиций просто недооценен. Те возможности, которые наши страны могу использовать на общее благо в первую очередь за счет своих отличий, поистине колоссальны. Это связано с различиями и в экономической модели, включая уровень государственного регулирования, и в объеме социальных гарантий, и в территориальной компактности Беларуси по сравнению с протяженностью России.
Помимо очевидных возможностей согласованных действий и участия Союзного государства в качестве единого и самого сильного игрока в рамках ЕАЭС, есть и более долгосрочные перспективы – в первую очередь, в совместном выстраивании новой экономической модели на фоне происходящей в мире цифровой трансформации экономики и распространения «безлюдных технологий». Работа профильных комиссий Палаты в этом направлении также интенсивно идет, что позволит не только обеспечить в разрабатываемой идеологии и стратегии Союзного государства полноценную экономическую составляющую, но и позволит ее экономической части опираться на общие ценности, неотъемлемые нравственные и культурные первоосновы, которые выгодно отличают российскую и белорусскую системы от современных стран Запада.
По результатам заседания, намечена последовательность экспертных слушаний для углубленной проработки различных аспектов союзной идеологии и стратегии, определен перечень ключевых предложений и вопросов по этому направлению для докладов Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, определены схемы рабочего взаимодействия с парламентскими структурами обеих стран. Резюмируя бурные обсуждения по главному вопросу повестки, члены Палаты отметили, что Союзное государство – одно из главных внешнеполитических достижений обеих стран и одна из наших главных ценностей на международной арене сегодня, и лидеры экспертного сообщества обладают достаточными ресурсами, чтобы не дать его в обиду прозападным провокаторам и нерадивым чиновникам-исполнителям.Взаимоуважительный российско-белорусский союз силен тем, что основан на естественной общности, и вместе мы преодолеем любые мировые катаклизмы.
Комментарии
Комментариев пока нет
- Парламент Крыма принял решение о вхождении в состав России в качестве субъекта
- В Москве открылось представительство Белорусского Экзархата
- И вновь российский Дед Мороз в Белоруссии
- Подписан Договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию
- 2 апреля - День единения народов России и Белоруссии
- Белорусская общественность обвинила власти Витебска в "расколе белорусского народа"
- 2 июля Александр Лукашенко и Владимир Путин откроют музей ВОВ в Минске. Как выглядит новый музей
- В Бресте прошло парламентское собрание России и Белоруссии
- Белорусская оппозиция в шоке
- Станет ли ответ России на западные санкции клондайком для Белоруссии
- Сергей Шиптенко: "Белорусский продовольственный оффшор" грозит России миллиардными убытками
- Игорь Шувалов: Введение единой валюты Евразийского экономического союза неизбежно