Олег Зайцев: Молодёжный аспект деятельности Белорусского литературного союза "Полоцкая ветвь"
Зайцев Олег Николаевич, председатель Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь».
«Эпиграфом» своего выступления я бы хотел поставить слова, высказанные на пленарном заседании нынешней конференции, сказанные Советником Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Беларусь Маргариты Олеговны Новодворской, призвавшей представителей нынешней молодёжи быть смелее и активнее, увереннее в своих силах, сохранять креативность подходов и самостоятельность в действиях.
Ярким примером того, на что способны талантливые в организационном и творческом плане, амбициозные (в хорошем смысле этого слова) молодые люди из творческой среды, может служить история возникновения и развития нашей организации. Ведь её рождение и становление пришлось как раз на период всплеска оголтелого национализма 90-х годов, проявлявшегося в лозунгах многочисленных и многократных митингов оппозиции, направленных против России и русских, лозунгов, основным из которых звучало «Чемодан, вокзал, Россия!».
Этот крайний национализм возобладал также, и прежде всего, в среде творческой интеллигенции. Достаточно напомнить, что в единственный на тот момент Союз писателей Беларуси практически был прекращён приём писателей, пишущих на русском языке. Так за весь 1991 год в ряды того союза было принято лишь три писателя, пишущих на русском языке, в 1992-м – уже два, а в 1993-м – вообще один. Русскоязычная секция к тому моменту в СПБ была «разогнана». Мы поняли, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и смело взялись за дело. Уже через год в Полоцке прошёл учредительный съезд новой организации, объединившей в своих рядах авторов, пишущих исключительно на русском языке. И это были не только этнические россияне, это были и белорусы, и украинцы, и евреи, и татары, и представители иных национальностей, постоянно проживающих в нашей стране.
Белорусскому литературному союзу «Полоцкая ветвь» в нынешнем году исполнится 23 года. Возраст, в общем-то, студенческий. И, надо сказать, средний возраст «ветвевцев» в 1994-2000 годах колебался в интервалах 25-35 лет. С чем это связано. В первую пятилетку своей деятельности руководство организации в силу объективных причин (отсутствие опыта, желание расширить ряды и укрепить структуру организации, географию, скудный библиографический «запас» учредителей и т.п.) довольно лояльно ставилось к наличию у кандидатов на приём собственных книг. Достаточно сказать, что в первой версии устава, действовавшей до второго съезда (т.е. первую пятилетку), было предусмотрено членство в творческом союзе даже без наличия печатных публикаций. Т.е. достаточно было рукописей (машинописей).
А учитывая появление два года спустя после возникновения Беллитсоюза «Полоцкая ветвь» собственного печатного органа — газеты «Вестник культуры» — обретение печатных публикаций авторами, ещё не принятыми в ряды союза, переставало быть таким уж острым камнем преткновения для них. Так как решалось «в рабочем порядке». Однако уже спустя пять лет делегаты второго съезда республиканского творческого союза пришли к необходимости поднятия планки требований к кандидатам, так как её отсутствие открывало лазейку для разного рода графоманов. Чем некоторые и не преминули воспользоваться. В изменённом уставе появилась такое требование к кандидату, как наличие печатных публикаций, без оговорок того, где они могут быть. Включая заводскую многотиражку.
В этот период продолжилось бурное развитие организации, к ней активно тянулись новые авторы. Тем более, что уже к 2004 году у союза появился собственный литературно-публицистический журнал «Западная Двина», что ещё более усилило интерес у молодых авторов. Однако, чтобы попасть на страницы газеты и журнала уже необходимо было иметь в багаже печатные публикации, а для многих начинающих белорусских писателей это стало камнем преткновения. И стремительный рост численности членов Белитсоюза «Полоцкая ветвь» перестал быть таковым. Надо сказать, что на протяжении всего существования творческой организации её руководство мало задумывалось и поддержании молодёжного состава союза в нужном объёме. Учитывая возраст самих основателей — эта проблема оставалась где-то на периферии сознания актива. Руководящий орган вполне охотно давал «зелёный свет» членам предпенсионного и пенсионного возраста. Между тем, средний возраст члена союза к середине 2000-х годов приблизился к 35-летней отметке и стал её превышать.
Нельзя не считаться и с тем обстоятельством, что в литературе в целом и в белорусской литературе в частности такое понятие, как «молодой автор», «молодой писатель», «начинающий поэт» носят совершенно иной оттенок и смысл, чем в общепринятом смысле понятие «молодёжь». Очень часто и почти повсеместно мы наблюдаем поколение сорокалетних авторов, которые в официальной прессе, литературно-критических публикациях и литературоведческих обзорах фигурируют с устойчивой формулировкой «молодые», «начинающие». Не исключение в этом случае и ситуация в литературном пространстве Беларуси. У нас понятие молодёжи т.н. «комсомольского» возраста (до 35 лет) в обществе и молодёжи в литературе отличается минимум лет на 5-10.
На 1996-2005 годы приходится пик всех образовательных мероприятий Беллитсоюза «Полоцкая ветвь», предполагающих активное включение молодёжи: творческих семинаров, научных конференций, литературных круглых столов, мастер-классов… Первоначально в них очень и очень активно участвовали молодые писатели. Однако отсутствие средств у большинства из них, низкий стимул для подготовки собственных выступлений в рамках этих акций (отсутствие итогового сборника докладов, альманаха), ухудшающиеся условия для организации такого рода мероприятий (отсутствие спонсоров, появление необходимости платить за проживание, слабая культурная программа либо её отсутствие, отсутствие литературных встреч с читателями на местах) — всё это в совокупности притупило интерес начинающих писателей к такой форме взаимодействия внутри союза, творческой самореализации. Какой-то попыткой прорыва в данной ситуации можно было бы считать межрегиональный литературно-сценический конкурс «Поэт-Артист», но он проходил лишь раз в два года, да и продержался всего пять сезонов, прекратив существование в 2009 году.
Союз незаметно для себя стал «топтаться на месте». Кроме того, организация варилась в «собственном соку»: мы не имели внешних литературных связей, которые могли бы придать новый импульс, и первое лицо не стремилось их наладить. У нас отсутствовали такие формы работы с молодыми авторами, как конкурсы и премии для молодых писателей, литературные форумы и фестивали с номинациями для них, отсутствие книжной серии типа «Литературный дебют» для юных авторов и т.п. Приток молодёжи продолжался, но сильно уменьшился. В организации, включая руководящий орган, начали превалировать лица среднего и старшего поколений. Последние же и сами снизили активность, и не стремились искать новые формы работы на местах. А на унылые организационные заседания и однообразные творческие вечера молодые люди с литературными способностями попасть уже не стремились. Увы, но Беллитсоюзу «Полоцкая ветвь» в силу слабых финансовых возможностей не было что предложить молодым авторам, чтобы заинтересовать их в членстве.
Несмотря на это, делегаты четвёртого съезда подняли планку требований к кандидатам на вступление ещё выше: теперь уже надо было наличие не просто печатных публикаций, а, как минимум, публикаций в коллективных сборниках и (или) в специализированных литературных периодических изданиях, либо наличие театральных, кинопостановок по произведениям автора. С одной стороны — это было объяснимо, так как в двух других республиканских писательских объединениях страны этот входящий «ценз» ещё выше. Там требуется иметь в наличии минимум одну авторскую книгу. Однако, как видим, и средний возраст членов СПБ и СБП — соответствующий (60-65 лет). Что, на мой взгляд, и является следствием столь жёсткой политики в отношении к кандидатам. К тому времени (2004 год) средний возраст члена Беллитсоюза «Полоцкая ветвь» стал колебаться в пределах 39-45 лет. Курс был взят на профессионализм, без учёта возрастных особенностей. Поскольку авторы-члены союза предпочитали и предпочитают больше заниматься собственным пиаром и продвижением, нежели воспитанием литературной смены, а учебных заведений (курсов, студий, кружков) при союзе и его организационных структурах никогда не имелось, то и взаимодействие с молодёжной частью литературной среды в республике отсутствовало. Всё это ещё больше затруднило ситуацию.
Может быть поэтому сегодня политика Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь» в отношении к членам союза молодого поколения приблизительна та же, что и ко всем прочим членам организации. Увы, но у нас нет материальных ресурсов, чтобы как-то по-особенному стимулировать приток в организацию именно молодых кадров. В настоящее время литсоюз объединяет 11 отделений во всех крупных городах Беларуси, а также ассоциированное отделение в Москве (оно включает в себя не только москвичей, но и двух рязанцев, двух писателей из Тулы, поэтессу-переводчицу из Екатеринбурга). Есть в наших рядах также один автор из Украины (Херсон) и один автор из Черногории. Да, в рядах союза насчитывается 20 писателей, чей возраст не перевалил за 35 лет, что составляет 15 % от общего числа членов организации. В то же время на возрастной состав от 35 до 50 лет приходится 31% (или 44 человека). По сути дела, в совокупности они представляют почти половину (46%) всех членов организации. Это довольно деятельный период в жизни всякого человека, не только писателя. Но эта часть никак не выделяется, не выпячивается нами в союзе. И уж, тем паче, не противопоставляется всем остальным, не находится в каком-то особом фаворе, благорасположении у руководства, что было бы в корне не правильно по отношению к иным членам организации.
В то же время, при проведении различного рода внутриорганизационых и публичных литературных акций, при избрании членов актива мы всегда стараемся предоставить молодёжи «Полоцкой ветви» возможность проявить себя. Даём им шанс заявить о себе и своих литературных, организаторских способностях. Так, в числе высшего исполнительно-распорядительного и контрольного органов Беллитсоюза «Полоцкая ветвь» насчитывается 4 человека (17%) в возрасте до 35 лет, ещё 5 человек (22%) — в возрасте до 40 лет. В том числе бОльшая часть из них возглавляет либо региональные структуры либо межструктурные творческие подразделения, т.е. обладает не номинальной, а вполне реальной властью. Как видите, представительство молодёжного крыла в союзе полномочиями и руководящими функциями не обделено.
Например, при организации ежегодных творческих семинаров, конференций мы зачастую обращаемся к нашим молодым авторам с просьбой подготовиться и выступить с докладами по теме. И очень часто это находит отклик у них. Например, достаточно выдержанные в академическом стиле сделанные в разные годы доклады Алёны Харук из Молодечно, Владимира Череухина из Гомеля, Риты Кругляковой из Мозыря, Светломиры Василюк из Бреста, Дмитрия Юртаева из Минска, Екатерины Дабкене из Гродно и некоторых других заслуживают отдельного упоминания. Также мы приглашаем их выступить в рамках действующих в отделениях литературных гостиных, устраивая им авторские вечера, презентации их книг, чествуем тех из них, кто стал призёром различных литературных конкурсов или обладателем литературных премий. Мы всячески отмечаем литературные победы молодёжи на торжественных мероприятиях, в докладах и сообщениях, в обзорах для СМИ. Это касается также и выездов на литературные фестивали в Вязьму («От сердца к сердцу, 2013), Смоленск (литературные встречи со Смоленскими отделениями СПР и СРП), АР Крым, г. Щёлкино («Славянские традиции», 2010-2015гг.) и др.
Когда представляется возможность сделать белорусские выпуски литературных журналов у наших российских или украинских коллег, мы обязательно включаем в эти выпуски молодых авторов-ветвевцев. Так было, например, в выпуске литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори» (гор. Тула) №1_2015, где 12 из 31 авторов были молодые писатели в возрасте до 45 лет. Или в сотрудничестве с одесским литературно-публицистическим журналом Южнорусского союза писателей «Южное Сияние», где было представлено творчество уже пяти авторов из союза возрастом до 40 лет.
Ярким примером вовлечения молодёжи в деятельность организации может служить республиканский творческий турслёт «Литературные встречи в Корсаково», который проводится уже четыре года. И который, собственно, и задумывался именно для того, чтобы за счёт неформальной (и неформатной) обстановки проведения вовлечь в него молодых писателей-ветвевцев.
Поскольку всё действие (все три дня) проходит в одной из агроэкоусадеб Витебщины, в непосредственной близости к водоёмам (озеро и пруд), включает в себя конкурс литературных перфомансов, литературный бал-маскарад, водную феерию День Нептуна, вечер сатиры и юмора, вечер авторской песни, уху, шашлыки, баню, спортивные игры на воздухе и т.п. Сказать однако с полной уверенностью, что попытка удалась, я не могу. Возрастной состав участников слёта в Корсаково лишь на 25-30% соответствует возрастной группе до 40 лет. И это при том, что мероприятие проходит в удобное для них, каникулярное и традиционно отпускное (конец июля-начало августа), время. Что в первый и второй годы проведения делалась адресная рассылка о мероприятии всем молодым авторам союза. То есть мы пытались достучаться буквально до каждого.
Или, например, проведение ранее упоминавшегося межрегионального литературно-сценического конкурса «Поэт-Артист», проходившего раз в два года в 2001, 2003, 2005, 2007, 2009-м годах. Куда были вовлечены молодёжные силы Беллитсоюза «Полоцкая ветвь». И победителями в некоторых годах становились именно молодые поэты – Михаил Ворожцов из Могилёва, Виктория Соколовская из Полоцка, Александр Ключников из Минска, Лилия Величко из Гомеля и пр. Но и в этом конкурсе активность молодёжного крыла союза оставляла желать лучшего. К числу проблем с молодой частью союза и с пишущими авторами молодёжного возраста в целом можно отнести следующие:
— высокая степень пассивности, инертности с их стороны;
— отсутствие стремления к общественной активности;
— скрытный характер деятельности;
— стремление обособиться от среднего и, особенно, старшего поколений, т.е. тяга к автономизации, молодёжным «междусобойчикам»;
— низкий уровень альтруизма;
— завышенный прагматизм подходов, меркантильность в действиях и установках;
— слабый уровень профессионального мастерства при завышенных амбициях и ожиданиях.
Решение проблемы с нехваткой молодёжи в нашем писательском объединении, равно как и в активизации её участия в деятельности союза мне видится в создании устойчивых предпосылок для вовлечения начинающих авторов в ряды Беллитсоюза «Полоцкая ветвь», а уже состоящих в его рядах — в мероприятия, специально ориентированные под молодёжную среду. И не только писательскую, но и читательскую, зрительскую. В этом случае имеет смысл вести речь о молодёжных литературных конкурсах и премиях, турнирах, молодёжных литературных слётах и форумах, фестивалях, об издании книжной серии молодых, начинающих авторов. А для этого необходимы финансово-материальные средства.
В планах Беллитсоюза «Полоцкая ветвь» — возобновление издания литературно-публицистического журнала «Западная Двина» и печатной версии газеты «Слово писателя», где могла бы публиковать свои произведения молодёжь. А также организация в этом году республиканского литературного конкурса для молодёжи до 35 лет, посвящённого 80-летию русского поэта из Беларуси Евгения Матвеева. Помогло бы обновить ряды, пополнив их молодёжью, и учреждение совместно с РЦНК «Россотрудничество», иными заинтересованными организациями и лицами литературной премии имени Павла Низковского «Виват, проказники, виват!» для молодых авторов. А также организация хозрасчётных литературных курсов для подростков и молодёжи на базе студии литературного мастерства имени Е.А. Матвеева под эгидой РОО «Беллитсоюз «Полоцкая ветвь» и при поддержке заинтересованных организаций. Никуда не уйдут и мастер-классы для молодых, начинающих авторов в рамках Международного литературного форума «Славянская лира-2017», и республиканский творческий слёт «Литературные встречи в Корсаково», и другие проекты.
Комментариев пока нет