САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Военно-политическая ситуация. Украина. \ Неутраченный символ - Олесь Бузина

Неутраченный символ - Олесь Бузина

« Назад

Неутраченный символ - Олесь Бузина 23.01.2016 18:08

Олесь Алексеевич Бузина, вероломно убитый в Киеве 16 апреля 2015 года - один из таких символов. Символов эпохи неопределённости и поиска национальной идентичности. Честный и мужественный человек, навсегда оставшийся настоящим украинцем.

Скажу сразу, что лично не был знаком с этим человеком, но часто ездил по всей Украине в течение многих лет, и авторские колонки в газете "Сегодня" и книги этого талантливого журналиста и писателя были для меня очень важной составляющей украинской ментальности. Проявлением того духа бунтарства, которое так свойственно этому замечательному народу.

Очень многим это не нравилось. Против писателя было возбуждено 11 судебных процессов. Он выиграл их все. Выиграл, потому что говорил правду. Был честным. С самим собой и со своей страной, которую он любил по-настоящему.

На фоне стремительно тупеющего общества потребителей Олесь Бузина был одним из олицетворений разумного и мыслящего. Особенно это было заметно в его периодических публикациях и эссе. В них он жёстко и беспристрастно рассматривал как разные исторические явления, так и явления современной ему политической и общественной жизни. Давал чёткие и ёмкие характеристики, невзирая на то, что многим это могло очень не понравиться. Но для людей думающих это была отдушина среди беспросветной глупости и банальности.

Убийство Олеся могло бы стать концом этой отдушины, этого олицетворения свободной мысли. Но, к счастью, не стало. Движение, начатое этим мужественным человеком, было подхвачено. Он стал новым символом, мучеником за честность, за искренность и непродажность.

Незадолго до своей кончины, в марте 2015 он подал в отставку с поста шеф-редактора киевской газеты "Сегодня", заявив о цензуре в издании, которому он отдал 8 лет своей жизни. Уверен, что это решение далось ему очень нелегко, но другого выбора у него не было. Он остался верен себе, показав всем пример.

Особое место в творчестве Олеся Бузины занимают его книги. Хлёсткие, яркие и справедливые. В книге "Союз плуга и трезуба: как придумали Украину" Олесь Бузина излагает версию, что украинская государственность была создана искусственно. Основателем первой письменной декларации "незалежности" он считает опубликованную анонимно Николаем Михновским работу "Самостийна Украина", которого называл сторонником фашизма за публичные призывы к физическому истреблению этнических неукраинцев.

Как филолог Бузина в этой книге излагает также мнение, что предположение о древности государственности Украины на основании Ипатьевской летописи несостоятельны. Несостоятельны, поскольку речь идёт об "оукраине" как о "диком поле" на краю Литовской Руси, а даже не как об автономном образовании типа княжества. По мнению автора, Украина как область появилась лишь в XVII веке, с момента написания Украина с заглавной буквы на картах Великого Княжества Литовского.

В книге "Тайная история Украины-Руси" Олесь Бузина подвергает критическому анализу попытки создания искусственной древности Украины. Делая анализ археологии "Трипольской культуры" автор указывает на традиционные представления, что данные территории были заселены до прихода славян в VII веке готами. Поэтому найденная керамика относится даже не к славянской, а германской культуре. Олесь писал, что не было Киевской Руси, а было понятие Русь. Родоначальником Руси он считает отнюдь не Киев, а Старую Ладогу и Новгород, как исторически принятые первые столицы Рюриков.

В книге "Воскрешение Малороссии" автор рассказывает про близкое ему понимание истории Украины в концепции Николая Гоголя. По мнению Олеся Бузины, образование Украины как политического пространства произошло 1661 году в ходе Берестецкой битвы. Петра I за концепцию государства автор называет "главным украинофилом". Согласно "Коломацким статьям", официальной целью Петра было соединить "оба русских народа" без ассимиляции украинцев в русских. Это, по мнению автора, предопределило политику России в отношении Украины на столетия вперёд. А сама Украина заняла свою нишу в историческом процессе, будучи и самобытной, ни на кого не похожей нацией. В то же время, она оставалась в рамках славянского мира, к которому, к слову, относятся не только русские (против которых сегодня на Украине объявлена война). Это и поляки, и словаки, и сербы, и белорусы, и русины, и так далее.

Тот курс, который взяло руководство Украины после государственного переворота в феврале 2014 года, полностью нарушил эту логику развития исторического процесса. И не только логику развития. Был взят курс на уничтожение самого понимания Украины и украинцев как нации, как самобытного явления в истории мировой культуры.

Выпячивание традиций и обрядов, чаще всего без понимания их смысла и связи с общими славянскими корнями Олесь тоже затрагивал в своих публикациях. Сегодня это выпячивание стало гипертрофированным и неестественным. А неестественное и бессмысленное чаще всего рано или поздно умирает. Это путь к полному уничтожению.

Еще один немаловажный аспект творчества и всей жизни Олеся Бузины - это наличие собственной позиции. Как не прискорбно это прозвучит, но сегодня иметь своё мнение считается как минимум неприличным, а как максимум - вредным и опасным. В потоке безликой и однообразной информации мы об этом уже даже чаще всего не задумываемся. Нам это кажется естественным. Естественно, что все якобы думают одинаково. Думают так, как велено и позволено. Но Олесь думал и размышлял. Думал так, как он считал правильным. И не боялся высказать своё мнение, особенно в непростом и противоречивом украинском обществе. И не только украинском.

А ещё Олесь беззаветно любил свою страну, свою родную Украину. Ровно за год до своей кончины, 16 апреля 2014 года он написал: "Понимаю все страхи, которые одолевают сегодня граждан моей страны. Кого-то забирают в армию. А кто-то боится, что эта армия станет в него стрелять. Но боится стрелять и солдат, увидев, что вместо "террористов" перед ним просто местные жители, говорящие на том же языке, что и он. Кто-то выходит на площадь. А кто-то старается реже выходить из дому. А у кого-то в доме тяжело больной человек, а лекарства подорожали, и он не знает, за что их купить, чтобы спасти того, кто для него ближе всех на свете и дороже всей мировой политики. Будут ли пенсии? А работа? Будем ли мы все просто живы? Есть ли выход? Такие мысли приходят нам всем. Даже вроде бы "всесильным" политикам, ухватившимся за кресла мёртвой хваткой, но одновременно (вот парадокс!) всегда сидящим на чемоданах.

На это у меня есть только один ответ. Нам посчастливилось и одновременно не повезло жить в Великую Эпоху. Мы родились при Застое или в унылые кучмовские времена. В стране, казавшейся воплощением стабильности и даже летаргического сна. Пел хор Верёвки. Бабушки варили внукам супчики. Папы ездили на рыбалку и водили нас за руку на футбол.

И вот страна проснулась. Вместе со всем миром. Неспокойно не только у нас. Но не зацикливайтесь на нашем маленьком украинском хуторе. Он переживёт и эти трудные времена, как переживал прочие. Караси, девчата, плахты - все будет. Как и плетни с подсолнухами. Это вечное. Его никто не отменит".

Как много любви и сострадания в этих словах! Страна пройдёт все испытания, страна выживет и снова станет цветущей и прекрасной. Он был в этом уверен.

Пророки не умирают. Да, Олесь Бузина был зверски убит, но он не умер. Он стал нашим неутраченным символом. Символом победы над тупостью и банальностью. Символом человека мыслящего. Несмотря ни на что. И учреждение премии Олеся Бузины, и установка ему памятника у Киевского вокзала в Москве будет нам напоминанием о силе духа и стойкости человека, если он честен и верен себе!

 Алексей Дьяконов, кандидат богословия,

заведующий библиотекой Нижегородской семинарии

 

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru