Новороссия и Русский мир
Александр Штефанович
На Русскую землю пришла жестокая война. Уже более трех месяцев русский народ Донбасса и Луганщины ведет героическую борьбу против вторжения карателей киевской хунты, отстаивая свое право быть русскими и построить на своей земле социально-справедливое государство Новороссию. Казалось бы, в этой схватке победитель предопределен самой историей, ведь на стороне Новороссии не только Правда (а значит и Бог!), но и весь поистине великий Русский мир. Еще в апреле-мае никто не сомневался, что Российская Федерация заслонит своим щитом Донецкую и Луганскую землю и стальной мощью российской армии принудит укрофашистов к миру. Но не случилось. А ведь как ждали русского воина-миротворца в Славянске, Краматорске, Мариуполе и в других городах пылающей Новороссии. С какой горечью звучат в этой связи слова девушки-добровольца из Белоруссии Натальи Красовской, которая сражается с фашистами на донецкой земле: «Если высоту возьмут укры, то всем конец нам, а отходить уже некуда. С мая все ждали российские войска. Уже не ждём. Обидно. Ванечка до последнего ждал танки с росфлагами. Ванечка теперь 200-й в Николаевке, где наш последний бой был. Позывной его был Конвой...» («Письмо ополченки», 13 июля 2014 г., http://novorus.info/news/rusmir/25130-pismo-opolchenki.html ). А ведь на эту девушку-антифашистку, которая пошла воевать в том числе и за то, чтобы чума нацизма вновь не пришла на белорусскую землю, власти Республики Беларусь завели уголовное дело, вменяют ей наемничество и терроризм (?!). Что за времена! В республике, гордящейся своим партизанским антифашистским прошлым, собираются уголовно преследовать молодую женщину, которая реально (а не на киноэкране) на поле боя сражается с настоящими, а не киношными фашистами, следуя подвигу отважных советских партизанок и подпольщиц Веры Хоружей, Марии Осиповой, Елены Мазаник и других славных дочерей белорусского народа. И ее после этого под суд? Остается только надеяться, что Республика Беларусь избежит подобного позора, и белорусские парламентарии внесут в законодательство необходимые поправки, отделяющие добровольцев-антифашистов от псов войны, ищущих поживу там, где льется кровь и гибнут люди. И еще одну юридическую брешь выявили трагические события в Новороссии. Как выяснилось в ходе многочисленных обсуждений в СМИ, у Российской Федерации оказывается нет достаточных правовых оснований не только для военной, но и для гуманитарной помощи подвергающимся варварской фашистской агрессии Донбассу и Лугащине. Когда в ходе одной из популярных телепрограмм представителями Новороссии был поставлен вопрос о проведении Российской Федерацией миротворческой операции для пресечения «артиллерийского геноцида» мирного населения со стороны карательных войск киевской хунты, в ответ один из российских чиновников-буквоедов дал понять, что жители Донбасса и Луганска не являются гражданами Российской Федерации, а такие понятия, как Русский народ и Русский мир (к которым обращались посланцы Новороссии), юридически никак не определены и речь может идти (по крайней мере, пока) только о гражданах Украины, не признавших центральную власть. Первой реакцией на подобный казуистический посыл было возмущение. В Новороссии от артиллерийских обстрелов и авиационных бомбардировок гибнут мирные жители, ополченцы сражаются против вооруженных до зубов многочисленных карательных войск, а здесь – рассуждения о каких-то юридических формальностях. Но, с другой стороны, действительно в правовом отношении такое важнейшее понятие, как Русский мир никак, по сути, не сформулировано. Да что там Русский мир! В Российской Федерации, не говоря уже о Белоруссии, сплошь и рядом встречаются не только общественные и политические деятели, но и ученые мужи, которые в лучшем случае путаются в русском вопросе, но чаще всего сознательно с одной стороны лишают, к примеру, белорусов их исконного права быть русскими, а с другой – пытаются навязать пагубное представление, что, дескать, понятие «русский» не имеет национального содержания, а только лишь культурно-языковое, т.е. любой, кто говорит по-русски и даже в самой малой степени выступает носителем русской культуры (пусть и в самых ее незамысловатых проявлениях) является русским человеком. Однако война на Юго-Востоке Украины напрочь опровергает последнее утверждение. В Новороссии с двух сторон воюют люди, в большинстве своем говорящие на одном языке, но за правду и свободу сражаются русские люди (и великороссы, и малорусы, и белорусы) с выраженным русским, точнее общерусским самосознанием, а со стороны киевской хунты – утратившие человеческий облик, нет, не украинцы, а некие «укропы», ненавидящие все русское. Поэтому уже давно пришло время на государственном уровне дать ясные и четкие юридические определения таким понятиям, как Русский мир и Русский народ, и закрепить их в правовом поле, что позволит целенаправленно содействовать расширению влияния и укреплению положения русских (и в целом российских соотечественников) за пределами Российской Федерации и ставить вопрос о следовании современной российской политики не только узкогосударственным, но и общерусским, т.е. цивилизационным интересам. Наиболее емкими представляются следующие определения. Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирная общность людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которой выступают Москва, древние Киев, Великий Новгород и Полоцк. Территориальным ядром Русского мира является Русская земля (историческая Русь), включающая в себя территории нынешних Российской Федерации, Белоруссии, Украины и некоторые другие регионы постсоветского пространства. Теперь коснемся понятия русский народ, который является основой Русского мира. Еще в начале XX столетия в этом вопросе не было каких-либо разночтений. Русскими не просто называли себя, а осознавали всем своим естеством и великороссы, и белорусы, и малороссы и русины. Причем русское самосознание тогдашних восточных славян не было непосредственно связано с религиозной принадлежностью. Несомненно, в самом Российском государстве подавляющее большинство русских были православными (включая старообрядцев с их многочисленными ответвлениями), но вот за пределами тогдашней России и в приграничных местностях проживало немало тех, кто в национальном отношении именовал себя Русью, а в религиозном относился к униатам и даже католикам. Это, в частности, засвидельствовано на рубеже XIX–XX столетий в труде выдающегося русского ученого-этнографа Евфимия Карского «Белорусы». Таким образом, именно русское чувство было стержнем самосознания восточных славян. XX столетие стало роковым для русского народа. В советское время он был насильственно разделен на три части, а после развала СССР стратегической целью недругов Руси вне зависимости от их гражданства и места проживания стала борьба против общерусского единства. И надо сказать, что этим разрушительным русофобским силам удалось-таки немалого добиться. Пылающий Юго-Восток – прямое тому свидетельство. На Новороссию обрушилась бесчеловечная нацистско-бандеровская карательная машина за то, что ее народ не предал свой родной русский язык и свое русское имя. Но ведь кто воюет в войсках хунты? В большинстве своем чистокровные восточные славяне. И это страшная трагедия. За 23 года «незалежности» и зомбирующей антирусской пропаганды на восточнославянской этнической основе выведена порода злобной неруси, люто ненавидящей тех, кто, в отличие от нее, не отрекся от русского имени своих предков. В нынешних условиях принципиально важно осознать, что Русский народ – это не что-то отвлеченное, а конкретная многомиллионная восточнославянская национально-культурная общность людей, имеющая несколько самобытных ветвей (великороссы, белорусы, малороссы, русины) и объединенная общерусским самосознанием. Однако, как быть с теми именующими себя украинцам или белорусам, которые уже не соотносят себя с Русским народом и Русским миром? Таковых, к сожалению, немало, и они являются непосредственным продуктом почти столетнего русофобского оболванивания восточных славян. Но среди, например, белорусов значительно больше тех, кто вопреки всему сохраняет чувство единства с русским народом. Об этом, в частности, определенно свидетельствует отношение белорусских граждан к событиям на Украине и в Новороссии. Так, по данным июньского опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (прозападное учреждение, находится в Вильнюсе) 51 процент белорусских граждан считают власть в Киеве фашистской, 62,2 процента называют возврат Крыма России исторической справедливостью, 65,5 процентов определяют восстание в Новороссии как «народный протест против нелегитимной власти» (http://naviny.by/rubrics/politic/2014/07/22/ic_articles_112_186095). Поэтому естественным и справедливым представляется следующее определение: русскими являются восточные славяне, считающие себя таковыми. Если кто-то из этнических восточных славян окончательно утратил связь с русским народом и предал забвению русскость своих предков, то, как говорится, вольному воля. Но было бы чудовищно несправедливо лишать права быть Русью и принадлежать к Русскому народу миллионы восточных славян на Украине и в Белоруссии. Собственно борьба за русскость и является одной из главных движущих сил восстания в Новороссии. Важно еще подчеркнуть, что к Русскому миру, несомненно, относятся не только русские, но и другие исторически дружественные Руси народы. И еще один ключевой вопрос – это русофобия, которая не только стала официальной идеологией киевской хунты, но и выступает в качестве стержневой линии политики целого ряда западных и постсоветских государств. Все это выливается в ущемление прав, а нередко и в откровенное угнетение русских людей по национально-культурному признаку. Пришло время официально осудить эту человеконенавистническую идеологическую заразу, и первой это должна сделать Российская Федерация.