САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Военно-политическая ситуация. Украина. \ Защитникам Донбасса грозит депортация на Украину. Появится ли специальный закон для ополченцев?

Защитникам Донбасса грозит депортация на Украину. Появится ли специальный закон для ополченцев?

« Назад

Защитникам Донбасса грозит депортация на Украину. Появится ли специальный закон для ополченцев? 05.02.2018 15:30

После активных военных действий в Донбассе многие активисты и ополченцы оказались в эмиграции в России. Несмотря на то, что в последнее время у нас принят ряд законов, направленных на привлечение в страну соотечественников, оказалось, что российское законодательство зачастую работает не в их пользу, а политэмигранты и даже ветераны ополчения (такие как, например, воевавший в Славянске уроженец Винницы Николай Трегуб) готовятся встретить очередную годовщину "Русской весны" под угрозой депортации.

Как стало известно Накануне.RU, ряд общественных организаций, представляющих интересы защитников Донбасса, политзаключённых и политэмигрантов Украины, по итогам прошедшего на днях специального круглого стола разработали и приняли обращение к уполномоченным инстанциям РФ с просьбой системно подойти к решению проблем украинских беженцев.

Украинские политэмигранты: сколько их?

"Русская весна" была стихийным процессом, поэтому её участники представляют собой крайне неоднородную группу. Неизвестна даже их точная численность. Опрошенные Накануне.RU эксперты сходятся во мнении, что речь идёт о десятках и даже сотнях тысяч человек, из которых получить гражданство РФ или статус беженца сумели немногие.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько рассказал, что лица, получившие статус беженца, составляют лишь малую часть находящихся в России украинских эмигрантов. Беженец – это понятие, которое предполагает существенную помощь от государства (пособие, питание, жилье, разрешение на работу и т.д.), хотя бы временную.

"Таких лиц в России очень немного, по моей информации – меньше 700. Чаще речь идет не беженцах, а о перемещенных лицах или о лицах, получивших право на временное убежище (ПВУ) – документ, закрепляющий человека за определенным регионом и действующий в течение года. Такие документы стали выдавать реже, пик их выдачи приходился на начало украинского кризиса. Сейчас люди жалуются, что им стали отказывать в предоставлении ПВУ или в его продлении, хотя этот документ всего лишь дает право находиться в РФ в течение года. Для получения такого документа от граждан Украины, не выходцев из ДНР и ЛНР, требуют доказательства преследования на Украине, что зачастую сделать просто невозможно. Как это сделать, если человек оттуда сбежал из-за угроз?" – задаётся вопросом эксперт.

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины Лариса Шеслернапоминает, что в списках небезызвестного сайта "Миротворец" находятся десятки тысяч людей. К слову сказать, его создатели грубо нарушают международные правовые нормы, публикуя личные данные ополченцев, противников Евромайдана, известных журналистов, политологов и общественных деятелей. И на данный момент всё ещё не существует структуры, которая вела бы чёткий учет людей, защищающих Донбасс, или тех, кто поднимал флаг сопротивления в Одессе, Запорожье, Николаеве и Харькове.

Как известно, большая часть из них по политическим мотивам выехала в Россию. Многие с большим трудом, но всё же смогли пройти барьеры и препоны бюрократической миграционной процедуры в РФ, но, к сожалению, немало и тех, кому это оказалось просто не под силу. Сегодня статус беженца имеют менее 300 граждан Украины. Все остальные  лишь статус временного убежища. Таких около 200 тыс. Но это число сокращают чиновники миграционных служб, хотя, кроме возможности легально поживать на территории России, такой статус ничего не дает. Очень часто отказывают выходцам с Донбасса, указывая, что военных действий уже не ведется.

Глава Союза добровольцев Донбасса Александр Бородай обращает в комментарии Накануне.RU внимание на размытые критерии, по которым украинская сторона относит кого-либо к участникам "Русской весны" или к ополчению: "Внести в эти списки они могут кого угодно: по личным, финансовым мотивам, просто по каким-то совершенно отвлеченным представлениям. Поэтому статистики такой нет. Но мы понимаем, что в большинстве своем туда попадают те, кто действительно участвовал с гуманитарной миссией или с оружием в руках в событиях на Донбассе. Это не один десяток тысяч человек на сегодняшний день".

image_big_61557

Нужен ли специальный закон для легализации ополченцев?

В последнее время руководство России неоднократно прилагало усилия к привлечению в страну соотечественников. Предпочтение отдавалось выходцам из бывшего СССР и носителям русского языка. Люди, разделявшие ценности Русского мира и активно выступившие в их поддержку, казалось бы, должны были рассчитывать на тёплый приём в РФ. На практике даже получение временного убежища оказалось для них нетривиальной задачей. В этой ситуации эксперты считают целесообразным принятие закона, который позволил бы легализовать в РФ беженцев с Украины.

"Этим людям надо в ускоренном порядке дать возможность получения гражданства РФ. Если Россия возрождается, возрождается как Империя, встаёт с колен, если она является Великой Державой, то обязана всем русским, которые по тем или иным обстоятельствам, в частности, из-за развала СССР, оказались вдали от родных корней, служить чем-то вроде постоянного убежища и должна предоставлять возможность быстрого получения гражданства",  считает Александр Бородай.

Представитель ОД "Новороссия" Андрей Седлов констатирует необходимость вносить принципиальные изменения в действующее законодательство, потому что "если мы говорим о беженцах с Украины и ополченцах с Донбасса, то сегодняшняя нормативная база совершенно не дает никакой возможности для нормальной легализации этой группе граждан".

Лариса Шеслер рассказала, что воспользоваться действующими законами, предоставляющими право на упрощённое получение гражданства, удаётся далеко не всегда. Первый такой закон – программа переселения соотечественников, которой уже более 10 лет. Второй – закон о носителях русского языка. Первый документ накладывает множество ограничений по возрасту, состоянию здоровья и специальности для претендентов, не говоря уже о том, что многие регионы участвуют в этой программе только формально, в действительности отказывая всем соискателям. Закон о носителях русского языка касается только тех, кто родился и постоянно проживал когда-то на территории Российской Федерации. Естественно, выходцы из Одессы, Харькова или Донецка не попадают в эту категорию.

Однако, по её мнению, создавать специальный закон для бывших ополченцев неразумно, так как нет формального органа, который бы признавал их таковыми, ведь не может общественная структура давать официальное государственное подтверждение этого факта.

Самым коротким путем, как считает Лариса Шеслер, является предоставление статуса беженца таким людям, а по уже существующему российскому закону беженец через год может претендовать на получение российского гражданства: "Вот для получения статуса беженца, думаю, вполне достаточно подтверждающих документов от Союза Добровольцев Донбасса, Движения "Новороссия" Стрелкова, Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины, Комитета строительства Новороссии и других".

В то же время, можно встретить и мнение, согласно которому, для защиты прав участников "Русской весны" необходим именно статус беженца.

Богдан Безпалько считает, что законодательство стоит разделить на законы о репатриации и законы о миграции. Первые и должны предоставлять преимущественное право получения российского гражданства – русским, а также политэмигрантам и добровольцам, беженцам и искренним симпатикам России. Вторые должны быть более сложными и многосоставными, направленными на приезд наиболее грамотных, квалифицированных и богатых мигрантов – это мировая практика.

Изменение законодательства не означает, что остальным будет закрыт въезд в Россию, просто они будут въезжать и работать на тех же основаниях, что и раньше (патент и т.д.).

Но, как отмечает Богдан Безпалько, безусловно, пока законодательство еще не претерпело изменений  нужно добиваться исполнения уже действующих законов. Недопустимо, когда человеку в регионе, включенном в Программу содействия переселению соотечественников, чиновники отказывают без оснований во включении в эту программу и переселении в регион РФ. Программа для носителей русского языка тоже работает с большими перебоями, на нее постоянно жалуются те, кто должен был уже давно переехать в РФ. А в некоторых регионах по программе для носителей русского языка гражданство РФ получили не выходцы из Украины, Белоруссии, Молдовы или русские из других государств СНГ, как предполагалось, а представители этносов Средней Азии. Исполнители программы не выдерживают темпов и объемов, что приводит к нарушению претендентами сроков пребывания на территории РФ и правила "90 на 180".

Чиновникам кажется, что тяжёлое время уже прошло?

При всём несовершенстве действующего законодательства стоит отметить, что угроза депортации на Украину – явление относительно новое. Можно вспомнить, что в самом начале украинского кризиса в России находили убежище сотрудники "Беркута", позже – беженцы из зоны боевых действий. И угроза выдворения вчерашних ополченцев, которым на Украине грозят неминуемые преследования, заставляет задуматься – идёт ли речь о решениях конкретных судов или же о целенаправленной политике?

Отказы в предоставлении статуса беженцев, вида на жительство и угроза депортации – это системное явление, уверен Андрей Седлов: "Какой- либо особой разницы между предоставлением статуса беженца выходцам со стороны ЛДНР или территории Украины я не вижу. И в одном и в другом случае мы наблюдаем невозможность получения официального статуса беженца по одной простой причине, что действующее законодательство просто не позволяет его получить".

Александр Бородай отмечает, что существующие нормы в исполнении реально сложнее, чем кажется гражданам России. Федеральная миграционная служба серьезно усложнила условия получения гражданства на практике.

"Дело в том, что, например, в 2014 году статус "временное убежище", как и гражданство, предоставлялся довольно легко. Сейчас же некоторым нашим чиновникам кажется, что тяжелое время уже прошло. Что они справились со всем потоком и беженцев, и вынужденных временных переселенцев, всех тех людей, которые имеют право получить наше гражданство. Но вышло так, что как раз те люди, которые отстаивали свободу Донбасса с оружием в руках, были в это время "немножко заняты", это я с сарказмом. Именно те, которые с Донбасса бежали – не имею в виду женщин и детей – взрослые мужчины, трудо-, дее- и боеспособные, они этот статус получили. Получили те, кто убежал от войны. А те, кто остались защищать республики от украинских карателей, не успели вписаться именно в эти облегченные рамки получения российского гражданства или получения убежища", – подчеркнул Александр Бородай.

Председатель Харьковской областной общественной организации "Русь Триединая" Сергей Моисеев обращает внимание, что согласно конвенции, которую подписала Россия, нельзя выдавать людей на территорию, где им грозят пытки и смерть. И, тем не менее, именно Россией в случае с гражданами Украины эта международная конвенция и нарушается.

Определённым выходом из ситуации для политэмигрантов и добровольцев могло бы стать получение документов Донецкой или Луганской народных республик. Они выдают свои паспорта с февраля 2016 г., а в феврале прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон о признании паспортов ДНР и ЛНР. Вскоре после этого депутат ГД РФ выступил с инициативой об отмене трудовых патентов для граждан народных республик.

Но и здесь есть ряд сложностей. Как отмечает Богдан Безпалько, часто добровольцы не являются выходцами из ДНР или ЛНР, что усложняет им получение паспортов республик. Иногда они просто находятся в конфликте с чиновниками или руководством республик, из-за чего это становится вообще невозможным. К тому же институт гражданства ДНР и ЛНР стал значимым для людей в аспекте легализации в России далеко не сразу. Это произошло относительно недавно. И российские органы ранее принимали в качестве документа только паспорт гражданина Украины.

Андрей Седлов отмечает: "Как пример могу привести нынешнюю ситуацию с ополченцем Трегубом, который не сможет получить паспорт ЛНР или ДНР по той простой причине, что он прописан и зарегистрирован в Винницкой области. Несмотря на то, что он воевал в ополчении, он не сможет получить паспорт исходя из действующего законодательства республик".

image_big_135617

Александр Бородай утверждает, что люди, воевавшие в ополчении, в принципе могут получить документы ЛДНР, но при этом паспорта до сих пор не получили все живущие непосредственно в Донбассе.

"Существует определенная очередь и процедура, там уже сложилась своя бюрократия, достаточно сложная, это просто трудный бюрократический процесс. Есть и другая сторона этой проблематики. Многие ополченцы в какой-то степени обоснованно рассчитывают на то, что должны идти особым, совсем облегченным порядком. Когда так не получается и им предлагают собрать вначале определенный перечень документов, они просто не хотят это делать или делают не быстро. В то же время, есть проблема с теми, кто родом с территорий, находящихся под оккупацией нынешнего Киева – оттуда получить какие-либо документы очень сложно, практически невозможно для тех, кто защищал мирное население Донбасса. Соответственно чиновники, исходя из чисто формальных правил, что у нас нет войны с Украиной, не вникают в сложности бывших ополченцев", – говорит он.

По состоянию на начало 2018 г., в ДНР выдано 150 тыс. паспортов – это капля в море. Оформить их весьма непросто, причем не только военнослужащим, но и мирным жителям. Кроме того, невозможно получить паспорта ЛНР и ДНР на территории России, они выдаются непосредственно в республиках. При отсутствии прописки, регистрации на территории ЛДНР или справки, что на данный момент человек является военнослужащим, он не может получить паспорт.

Что делать?

По итогам круглого стола представители целого ряда общественных движений и организаций составили обращение к уполномоченным инстанциям Российской Федерации, в котором отмечается, что социальная поддержка и гуманность по отношению к политэмигрантам, беженцам и защитникам Донбасса является единственно возможным действием по консолидации России в условиях глобального противостояния. Чтобы реализовать такую поддержку, необходимо, в частности, приостановить действие Конвенции о правовой поддержке стран СНГ, так как Украина, объявившая Россию агрессором и врагом, не может претендовать на объективность и беспристрастность рассмотрения дел по экстрадиции. Участники круглого стола обратились с просьбами провести миграционную амнистию для всех беженцев, ополченцев и политэмигрантов, которые невольно нарушили миграционные законы, превысив сроки пребывания в России, не имея возможности покинуть ее, а также прекратить практику необоснованных отказов в предоставлении и продлении временного убежища для беженцев с Донбасса и политэмигрантов.

nakanune.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
29.11.24

21-22 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» прошёл  XII Балтийский форум российских соотечественников. Мероприятие традиционно проводится Правительством Ленинградской области для обсуждения ситуации с положением дел и соблюдением прав российских соотечественников в бывших республиках Прибалтики с участием представителей федеральных ведомств, Северо-Западного федерального округа, других регионов России, представителей Белоруссии, Киргизии, Абхазии, Южной Осетии, чиновников госучреждений, академического сообщества, экспертов по региональной проблематике, журналистов и общественников, российских соотечественников из перечисленных государств.

22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru