САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Посольство России в Белоруссии \ Совместное заявление министров иностранных дел России и Беларуси об основных задачах внешнеполитического измерения союзной интеграции

Совместное заявление министров иностранных дел России и Беларуси об основных задачах внешнеполитического измерения союзной интеграции

« Назад

25.06.2024 00:00

Мы, министры иностранных дел Российской Федерации и Республики Беларусь, на встрече 24 июня 2024 года в Минске в канун очередной годовщины установления дипломатических отношений между двумя союзными государствами констатировали беспрецедентный уровень взаимодействия и доверия между Россией и Беларусью, а также готовность к дальнейшей тесной координации внешнеполитических действий, исходя из общих интересов наших стран. 

Высоко оцениваем итоги официального визита Президента Российской Федерации в Республику Беларусь – первую из стран Содружества Независимых Государств после избрания и вступления в должность В.В.Путина. В очередной раз продемонстрирована незыблемость братской дружбы российского и белорусского народов, надежное союзничество и подлинно стратегическое партнерство. Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Республики Беларусь будут и далее прилагать максимум усилий по внешнеполитическому сопровождению достигнутых главами государств договоренностей, внося посильный вклад в их эффективную реализацию.

Наши страны уверенно идут по конструктивному пути строительства Союзного государства, и в непростых современных условиях достигнут принципиально новый уровень российско-белорусской интеграции. В ходе выполнения Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы и 28 союзных программ созданы условия для осуществления совместных инвестиционных, в том числе импортозамещающих, проектов на территории Союзного государства, выработаны единые правила доступа к госзакупкам, правила конкуренции и  торговой деятельности, гармонизировано валютное и таможенное регулирование, сформированы условия работы в сфере транспорта и на рынке связи, обеспечено предоставление равных прав гражданам России и Беларуси в социально-трудовой сфере.

Созданная договорно-правовая база, регулирующая широкий круг двусторонних российско-белорусских отношений в политической, торгово-экономической, кредитно-финансовой, научно-технической, гуманитарной, военной, административно-правовой и иных сферах, насчитывает более 350 международных договоров и иных международных документов. 

Утвержденные 29 января 2024 года Высшим Государственным Советом Союзного государства Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы открыли новый этап в межгосударственной интеграции наших стран.

Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Республики Беларусь и далее будут обеспечивать всестороннюю внешнеполитическую поддержку союзной интеграции и укрепление позиций Союзного государства на международной арене в соответствии с Программой согласованных действий в области внешней политики на 2024-2026 годы, утвержденной 29 января 2024 года Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Москва и Минск продолжают слаженно противостоять внешним угрозам безопасности, источниками которых выступает ряд недружественных государств.

Противодействуем совместными усилиями, в том числе на международных площадках, неоколониальным практикам, антироссийским и антибелорусским односторонним ограничительным мерам и попыткам навязать третьим странам соблюдение нелегитимных рестрикций.

Мы решительно осуждаем действия государств Запада, направленные на эскалацию военно-политической ситуации в Европе. Подтверждаем готовность к политико-дипломатическому урегулированию украинского кризиса на условиях полного учета интересов России и Беларуси. Оружие, массово поставляемое странами ЕС и НАТО, используется Киевом для уничтожения мирного населения и разрушения гражданской инфраструктуры, совершения терактов на территории России.

Оцениваем как противоречащие международному праву и конструктивному взаимовыгодному диалогу односторонние принудительные меры в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь со стороны западных стран, принятые в угоду их геополитическим и геоэкономическим интересам, идущие вразрез с Уставом ООН и нормами международного права. Россия и Беларусь выступают за совместное продвижение, в том числе в ООН, инициатив, направленных на противодействие односторонним принудительным мерам как способу политического и экономического шантажа и порабощения суверенных государств, защиту и укрепление принципов суверенитета, невмешательства во внутренние дела и взаимоуважения. 

Москва и Минск совместно определяют и реализовывают меры по недопущению исполнения противоречащих международному праву решений иностранных и многосторонних органов уголовного преследования, судебных и арбитражных учреждений, наносящих ущерб интересам Российской Федерации и Республики Беларусь, а также правам и законным интересам граждан и юридических лиц двух государств. Стороны проводят совместную работу по обеспечению защиты интересов Российской Федерации и Республики Беларусь в международных судебных учреждениях, в том числе в Международном Суде ООН, включая взаимное оказание юридической помощи и процессуального содействия в иностранных или многосторонних (межгосударственных) судебных и арбитражных разбирательствах.

Призываем международное сообщество противостоять этим подходам коллективного Запада, ведущим к конфронтации и разрушению устоев глобальной экономической безопасности и социальной стабильности. Намерены продвигать достижение взаимопонимания в целях налаживания широкого и продвинутого отраслевого взаимодействия, в том числе на многосторонней основе, для решения общих задач развития в сфере инфраструктуры, логистики, финансов, промышленности и технологий.

Россия и Беларусь продолжат принимать практические меры в целях формирования общего информационного пространства, укреплять координацию по противодействию агрессивной информационно-пропагандистской риторике враждебных государств. Стороны намерены и далее оказывать содействие в создании и организации работы медиахолдинга Союзного государства.

Продолжая активный двусторонний диалог во всех сферах союзного строительства, в том числе в политике, экономике, научной и гуманитарной областях, отмечаем новый совместный шаг в освоении космического пространства, тесную кооперацию по организации первого полета в космос космонавта – гражданина Республики Беларусь в составе международного экипажа.

Активно развиваем многоплановое региональное сотрудничество. На межрегиональном уровне осуществляются кооперационные и импортозамещающие проекты, плодотворное культурно-гуманитарное взаимодействие, научные и образовательные обмены. Традиционным и особо насыщенным взаимовыгодными договоренностями стало ежегодное проведение Форума регионов России и Беларуси. 

Рассматриваем в числе приоритетов своей внешней политики развитие конструктивного партнерства и дружественных отношений в рамках евразийских интеграционных объединений на благо стран и народов Евразии.

Прилагаем совместные усилия по наращиванию сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза для обеспечения устойчивого развития евразийского макрорегиона в условиях внешнего экономического давления, ведем активную работу по международному позиционированию ЕАЭС. Особое внимание уделяем расширению производственной кооперации и укреплению технологического суверенитета, совершенствованию транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечению продовольственной безопасности, повышению экологичности производств, устранению барьеров во взаимной торговле государств-членов Союза, расширению торгово-экономических связей ЕАЭС с третьими странами. 

Москва и Минск выступают за повышение роли Содружества Независимых Государств как представительной площадки для многостороннего политического диалога по широкому кругу вопросов, включая координацию внешнеполитической деятельности и продвижение совместных международных инициатив. Стороны работают над повышением практической отдачи от деятельности СНГ и его отраслевых органов через углубление экономической интеграции, устранение препятствий в торговле, привлечение инвестиций, а также взаимодействие в сфере энергетики, промышленной и агропромышленной кооперации, цифровизации, транспорта и связи, экологии и защиты климата, научно-технического, инновационного, гуманитарного сотрудничества. Прилагаем усилия для совершенствования механизмов совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности государств-участников СНГ в условиях беспрецедентного уровня международной напряженности. Российское председательство в Содружестве в этом году непосредственно направлено на реализацию этих целей. 

Россия и Беларусь подчеркивают ключевую роль ОДКБ в обеспечении и поддержании на необходимом уровне региональной безопасности и стабильности. Нацелены на дальнейшее совершенствование внешнеполитической координации в рамках Организации, расширение ее взаимодействия с другими международными организациями, а также активное продвижение статуса наблюдателя и партнера ОДКБ. Приоритетное внимание уделяется наращиванию потенциала Коллективных сил ОДКБ, включая миротворческий компонент, повышению их боеготовности и уровня координации оборонных структур государств-членов. Прилагаются усилия по отработке эффективных алгоритмов кризисного реагирования Организации. Москва и Минск высоко оценивают практический вклад ОДКБ в борьбу с международным терроризмом, незаконным производством и оборотом наркотиков, организованной преступностью и другими современными трансграничными вызовами и угрозами.

Рассматриваем ШОС и БРИКС, которые опираются на созидательную философию и конструктивное сотрудничество, последовательно выступают против вмешательства во внутренние дела суверенных государств, применения двойных стандартов и незаконных односторонних санкций, в качестве ключевых участников формирования многополярного, равноправного и инклюзивного мироустройства. 

Российская Федерация приветствует предстоящее вступление Республики Беларусь в ШОС на саммите Организации в Астане 4 июля 2024 года. 

Москва и Минск придают особое значение внешнеполитической координации в рамках ШОС и совместному поиску ответов на вызовы региональной и международной безопасности, укреплению финансово-экономического взаимодействия, развитию культурно-гуманитарных контактов.

Российская Федерация выступает за активное вовлечение Республики Беларусь в деятельность БРИКС.

Белорусская Сторона отмечает усилия председательства России в БРИКС в 2024 году, направленные на укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности.

Руководствуясь идеей «интеграции интеграций», подтверждаем актуальность и востребованность идеи формирования Большого Евразийского партнерства как ключевой инициативы по объединению интеграционных процессов в регионе, в том числе с использованием потенциалов ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, СНГ, а также сопряжения планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» на базе принципов открытости, транспарентности и взаимного уважения интересов всех участников.

Россия и Беларусь отмечают укрепление позиций и рост значимости государств Глобального Юга и Востока в становлении полицентричного мира. Мы намерены в приоритетном порядке расширять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки и их региональными объединениями, в том числе продолжить взаимную поддержку освоения рынков этих стран через реализацию совместных проектов в промышленности, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, энергетике и новых технологиях. 

Москва и Минск выступают за становление справедливого мирового порядка, основанного на принципах верховенства международного права, суверенного равенства государств и их права на самостоятельное развитие, сохранения культурно-цивилизационного многообразия, взаимовыгодного сотрудничества государств и их объединений при координирующей роли ООН. Стороны намерены и далее противодействовать навязыванию государствам Мирового большинства «порядка, основанного на правилах», представляющего собой попытку группы стран во главе с США безраздельно доминировать в мировой политике, экономике и финансах, в том числе силовыми методами.

Постепенный переход мировой экономики на многополярную модель работы становится неоспоримым фактом современности.

Обе страны тесно взаимодействуют в международных организациях, координируя позиции в рамках таких групп и объединений единомышленников, как Группа друзей в защиту Устава ООН, Движение неприсоединения и другие.

Россия и Беларусь продолжат оказывать поддержку друг другу на площадке ОБСЕ, задействуя этот формат для донесения странам коллективного Запада наших принципиальных позиций.

Москва и Минск рассматривают содействие формированию новой устойчивой архитектуры международной безопасности в качестве одной из ключевых внешнеполитических задач. Параметры такой системы должны стать продуктом открытых и всеохватывающих переговоров о правилах бесконфликтного сосуществования на основе принципов равноправия и неделимости безопасности, а также признания реалий многополярности и обязательного взаимного учета интересов всех вовлеченных сторон.

Отмечаем, что новые геополитические реалии высвечивают востребованность формирования устойчивой системы безопасности на пространстве Евразии на основе принципа равной и неделимой безопасности. В связи с этим выражаем приверженность положениям Заявления министров иностранных дел государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности об общих подходах к обеспечению безопасности евразийского пространства, принятого в Минске 22 ноября 2023 года, и призываем все заинтересованные страны укреплять взаимодействие по совершенствованию механизмов обеспечения безопасности на евразийском пространстве в интересах поддержания устойчивого мира, стабильности и динамичного мирного развития континента на долгосрочную перспективу.

В связи с этим Россия и Беларусь будут последовательно продвигать на международных площадках инициативу Белорусской Стороны о разработке Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке – объединительного документа, в котором могли бы быть сформулированы параметры и принципы функционирования архитектуры безопасности на евразийском пространстве, а также стратегическое видение многополярности и многосторонности обновленной системы международных отношений.

Опираясь на успешные итоги прошедшей в прошлом году в Минске конференции «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в  трансформирующемся мире», намерены на регулярной основе задействовать минскую площадку для обсуждения в конструктивном ключе вопросов формирования на евразийском пространстве справедливой, безопасной и устойчивой общеконтинентальной архитектуры взаимодействия в области безопасности, экономики и в гуманитарной сфере. 

В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, накануне 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Москва и Минск совместно выступают на международных площадках против реабилитации и героизации фашизма и нацистских преступников, продолжают процесс расследования случаев геноцида мирного населения, противодействуют попыткам фальсификации истории. Мы осуждаем деятельность по ликвидации мемориального наследия. Подчеркиваем важность патриотического воспитания молодежи.

Одной из общих для России и Беларуси тем на площадке ООН и в других международных организациях является отстаивание исторической правды о Великой Отечественной войне, вкладе народов Советского Союза в Победу над фашизмом. Российская Федерация и Республика Беларусь традиционно совместными усилиями продвигают в Генеральной Ассамблее ООН резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Наши страны считают контрпродуктивным навязывание рядом государств под видом универсальных собственных ценностных ориентиров и готовы отстаивать традиционные духовно-нравственные ценности, способствовать укреплению нравственной составляющей мировой политики на основе общепризнанных традиционных, здоровых, понятных и приемлемых для большинства ценностных установок, включая институт семьи, базирующийся на принципе «отец – мать», межэтнический и межконфессиональный плюрализм. 

Подтверждаем намерение продолжать совместную работу по противодействию политизации сфер науки, культуры и спорта, а также по дальнейшему расширению сотрудничества в области молодежной политики.

Министры иностранных дел России и Беларуси в целях дальнейшего углубления союзничества и стратегического партнерства между двумя государствами, их устойчивого развития и повышения авторитета на международной арене подтверждают настрой на обеспечение эффективной реализации российско-белорусских договоренностей по развитию двусторонней повестки дня, а также слаженной выработке и реализации общих подходов к ключевым международным проблемам.

mid.r



Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru