САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Проза и поэзия \ Олег Зайцев: «Война подкралась ранним утром...»

Олег Зайцев: «Война подкралась ранним утром...»

Зайцев

***

Война подкралась ранним утром,

Война не спрашивала дат…

Переливаясь перламутром,

Нам травы раны приглушат.

 

И жертв бесхитростные лица,

И их улыбки на устах

Война стирала, кровопийца,

Взамен них поселяя страх.

 

Кто б мог подумать, что четыре

Кровавых года быть беде,

Смерть караулила в квартире,

На улице, в лесу — везде…

 

И только плыли похоронки,

И только холмики земли…

Безжалостные шестерёнки,

Сминая, души ввысь несли.

 

И исстрадавшиеся люди

Молили небо, кто как мог.

Нет, мы такого не забудем —

Он в памяти, свинцовый смог.

 

Пусть обелиски маяками

Сердца потомков бередят,

Чтоб всё не повторилось с нами,

В нас вражий не стрелял солдат.

 

***

Только трубы печей, поседевших от боли и пепла,

Только жалобный скрип, словно всхлипы, в верхушках дерев:

Здесь земля в 43-м оглохла, замлела, ослепла

И застыла на… вечность, немую слезу утерев.

 

Было их 26, 26 деревенских избушек:

Детворы мал-мала — на две трети, и бабы, деды.

Жили, горя не зная, не видя ни танков, ни пушек,

Лишь трудились нещадно, ведь кормят деревню труды.

 

Как? когда? почему? — есть ответы. И нету ответа:

Онемевшим вопросом — старик с пацанёнком в руках…

Каждый третий в краю никогда не расскажет про это,

Треть страны! — языком колокольным молотит в висках.

 

Ворвались и согнали: сарай превратился в могилу —

Их огонь пожирал, не щадя стариков и детей…

Мир безумьем объят, исподволь потакая ИГИЛу,

Он фашистов растит и маньяков различных мастей.

 

Только прах и остался: ни смеха, ни вздоха, ни стона…

Человек человеку — уже и не друг и не брат?

Лишь у видевших это, как эхо в ушах, монотонно —

Кто услышит Хатыни надрывный, тревожный набат!?

 

***

В 1981 году в одном из карьеров на месте бывшего Борисоглебского Бельчицкого монастыря в Полоцке мной, 13-летним мальчишкой, был найден литой обронный оклад с прикреплённым к нему венцом и гравировкой по нижней «плашке» «С. бл. Кн. Александръ Нэ.» (вероятно, «святой, благоверный князь Александр Невский — О.З.). На окладе военачальник в кольчуге, с коруной на голове, стоя в палатах держит в руках хоругвь с ликом Христа, рядом с ним на столе (возможно, что алтаре) покоятся символы царской власти — Шапка Мономаха и Держава. В настоящее время риза с соответствующей ей специально нарисованной иконой пребывают в полоцком Храме Покрова Пресвятой Богородицы.   

 

У внука князя Мономаха

был норов крут, крепка рука.

И не испытывал он страха

к тевтонских рыцарей полкам.

Воспитанный в суровом быте,

как православной веры сын,

не мог Отчизну не любить и

не защищать «родных осин».

Была супруга Параскева

ему покорна и люба:

он Александру в жёны девой

брал, коль прелестна, не глупа.

Пять отпрысков она родила,

но, полководец и стратег,

он знал, что только в вере сила —

Господь нам жалует успех.

Бог князю даровал победу

на Чудском озере, Неве…

А, следуя Христа завету,

тот чтил «синицу в рукаве»:

последнюю почуяв зиму,

чтоб душу искренне сберечь,

князь Александр Невский схиму

приял, Алексий став сиречь.

Он изуитско-папской «кобре»,

спасая православья храм,

ответил «вся съведаем добре,

от вас ученья не примам».

И на иконах благоверный

и чудотворный воссиял

святого лик, избегший скверны,

но ставший выше всех похвал.  

 

***

Когда мне трезвонят о сытом, холёном Западе,

Взахлёб их систему хвалят, но вторят вдруг «сам поди…»,

Смотреть мне не надо, чтоб вывесть мотивы «братии»,

Сующей под нос их хвалёные демократии.

 

И что же, их жизнь измеряется только полками?

Обилием славы и денег? Страстями колкими?

Вояжами? Праздным бездельем и грязной похотью?

Возможностью делать, что хочешь, и гадить, походя?

 

Зачем мне такие «уроки», такая «партия»?

Всегда избегал дискотек, не спешил на пати я.

Пусть не голодал, но, поверьте, пиры не жаловал,

К большому спеша, никогда не чурался малого.

 

Безверием веру не хаял, на зуб не пробовал,

Игорных домов и пари избежал я «хлёбово».

Всегда спокойно взирал на машины и гаджеты,

Себе говоря, «вот без баньки, рыбалки, как же ты?»

 

Да, целю не метко, но знаю, что значит истина.

Срываясь в патетику, не обращаюсь выспренно.

«В гробу — нет карманов!» — таков мой девиз и лозунги.

Но главное: Богу и людям, как и себе, не лги.

    

А Вы, поступившись моралью и честью, предками,

Питайтесь их падалью — западными объедками,

Не смейте внушать мне вашего счастья понятие:

Я верен традициям — в этом моё заклятие.

 

***

Смог бы краю изменить родному? —

Сам себе я вторю невпопад:

Здесь и солнце светит по-иному,

По-иному листья шелестят.

 

Здесь за убегающей тропинкой,

Вдаль меня манящую легко,

Небо озаряет яркой льдинкой,

Словно машет-машет мне рукой.

 

Здесь в глаза бездонные озёра

Молча и доверчиво глядят,

Ночь осенняя крадётся слишком скоро,

Затеняя выверенность дат.

 

И неуловимый запах дыма

От зажжённых где-то вдруг костров…

Ты мила мне, Родина, любима,

За тебя я жизнь отдать готов.

 

Минск, 2015.

Последние новости
все новости
23.04.25

Одним из широко распространенных предрассудков западной политологии является противопоставление идеологии и демократии, утверждение, что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Видные западные социологи и политологи квалифицируют идеологию как ложное сознание и совокупность манипуляций. Так, итальянский социолог В. Парето отождествляет идеологию с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и видит в идеологии всего лишь маскировку действий.

18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru