Закон Гудхарта гласит, что "когда достижение какого-либо показателя становится целью, он перестает быть хорошим показателем". Именно это мы наблюдаем сейчас в ситуации с рейтингами, в которых ведущим показателем... является количество победителей Всероссийской олимпиады.
Когда-то во времена моего детства тоже были предметные олимпиады. На них ходили единицы, я помню, меня посылали на олимпиаду по литературе. Тогда на окружной тур отправляли всего 3-4 человека от школы по разным предметам. И называлась эта олимпиада «для одаренных». Кстати, не могу сказать, что смогла хоть раз с нею справиться: доходила до городского тура – и все.
Теперь у нас олимпиада «для всех». Массово дети загоняются на школьный тур Всеросса, потом на муниципальный. Городские и областные образовательные власти пристально следят, из какой школы сколько участников, сколько призеров, сколько победителей. А бедная предметная комиссия муниципального уровня вынуждена читать работы всех тех, кого загнали на эту олимпиаду: можете себе представить, с чем мы там сталкиваемся. Проверяя последние годы муниципальный тур по литературе, я однозначно могу сказать, что большинство ребят, пришедших писать работы, интересом к моему предмету не отягощено. Откуда же столько участников? Все поголовно вдруг стали талантливыми, раз олимпиада стала массовым явлением? Нет, оказалось, что от количества призеров и победителей зависит рейтинг образовательного учреждения, а то и рейтинг целой области.
Получается интересная ситуация: задания по степени сложности со времен моего детства почти не изменились, даже усложнились, а дети массово участвуют в олимпиадах, некоторые умудряются побывать на всех предметах.
Кто же фигурирует среди победителей городского и республиканского уровня? А вот тут все обыкновенно. Победители по математике – из матшкол, по английскому – из английских спецшкол и языковых лицеев, по биологии – из школ с медицинским и естественно-научным уклоном.
Может ли ребенок не из спецшколы победить на городской олимпиаде по английскому языку? Ну, может, вероятно, если у него сильные репетиторы.
Так что же выявляет олимпиада? Что в матшколе лучше учат математике, чем в сельской общеобразовательной? Что ребенок из английской спецшколы лучше напишет олимпиаду, чем из обычного класса с двумя часами иностранного?
Помилуйте, но это же очевидно!
Тогда что отражает рейтинг школ по результатам олимпиад? Женщины стали рожать больше талантливых детей и все эти дети пошли именно вот в эту школу? Или школа так эффективно преподает, что все дети, там обучающиеся, стали внезапно одаренными? А может быть, школа зачисляет в 8-й класс детей, заинтересованных в сдаче химии и биологии, дает много часов на эти предметы, гоняет детей на подготовительные курсы к олимпиадам по этим предметам? Тогда понятно, что ученики возьмут призовые места на олимпиадах по естественным наукам и школа будет иметь высокий рейтинг. А школа, которая дает хорошие базовые знания по всем предметам, в рейтинг не войдет. Не войдет туда и сельская школа с совершенно особым контингентом, который вообще приучить читать – уже огромная победа. Но бедный губернатор, у которого много таких сельских школ, будет давить на директоров, директора – дрессировать детей, которые хоть что-то могут, готовя к олимпиадам.
ОЛИМПИА -ДА! ДА? ДА…
Только что произошла скандальная ситуация со сливом заданий регионального тура по Всероссу. Предметные комиссии тщательно готовили задания, дети занимались не покладая рук, надеясь пройти с хорошим баллом в победители и получить в качестве итогового приза 100 баллов на ЕГЭ. И вот за день до экзамена задания по ряду предметов обнаруживаются в интернете. Мне неведомо, кто причастен к этому, но весьма возможно, что погоня за рейтингом сыграла тут не последнюю роль.
Нервотрепка оргкомитетов олимпиад, лихорадочно заменявших попавшие в интернет задания на резервный комплект, дети, которые в курсе всех этих событий и тоже очень переживают, комиссии на местах, тоже получившие свою долю стресса – вот результат сливов. Да, и еще попытка дискредитации олимпиадного движения. Грамотно проведенная олимпиада – это шанс вырастить будущего Ломоносова или Менделеева. Но как найти этого Менделеева, если задания покупаются и продаются, повышая проходной балл и нивелируя результат?! В результате усилия множества людей, организующих олимпиады, сводятся на нет.
Так стоит ли олимпиады делать массовыми? Стоит ли «дрессировать на одаренность»? И самое главное: стоит ли делать ведущим показателем рейтинга школ и областей такой критерий, как количество победителей олимпиад?
Об авторе
Ирина Владимировна Кочергина, учитель литературы школы с углубленным изучением отдельных предметов № 1239, Москва
Комментарии
Комментариев пока нет
- Международная конференция: Молодежь и международное сотрудничество: опыт взаимодействия России и Беларуси
- Международная конференция «Молодежь и международное сотрудничество: опыт взаимодействия России и Беларуси»
- V Всемирный конгресс соотечественников
- VI Всемирный конгресс соотечественников
- Наши Конференции