САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Российские соотечественники в мире \ Ирина Кочергина: Стоит ли «дрессировать на одаренность» и делать показателем рейтинга школ такой критерий, как количество победителей олимпиад?

Ирина Кочергина: Стоит ли «дрессировать на одаренность» и делать показателем рейтинга школ такой критерий, как количество победителей олимпиад?

« Назад

Ирина Кочергина: Стоит ли «дрессировать на одаренность» и делать показателем рейтинга школ такой критерий, как количество победителей олимпиад? 06.03.2017 18:30

Закон Гудхарта гласит, что "когда достижение какого-либо показателя становится целью, он перестает быть хорошим показателем". Именно это мы наблюдаем сейчас в ситуации с рейтингами, в которых ведущим показателем... является количество победителей Всероссийской олимпиады.

Когда-то во времена моего детства тоже были предметные олимпиады. На них ходили единицы, я помню, меня посылали на олимпиаду по литературе. Тогда на окружной тур отправляли всего 3-4 человека от школы по разным предметам. И называлась эта олимпиада «для одаренных». Кстати, не могу сказать, что смогла хоть раз с нею справиться: доходила до городского тура – и все.

Теперь у нас олимпиада «для всех». Массово дети загоняются на школьный тур Всеросса, потом на муниципальный. Городские и областные образовательные власти пристально следят, из какой школы сколько участников, сколько призеров, сколько победителей. А бедная предметная комиссия муниципального уровня вынуждена читать работы всех тех, кого загнали на эту олимпиаду: можете себе представить, с чем мы там сталкиваемся. Проверяя последние годы муниципальный тур по литературе, я однозначно могу сказать, что большинство ребят, пришедших писать работы, интересом к моему предмету не отягощено. Откуда же столько участников? Все поголовно вдруг стали талантливыми, раз олимпиада стала массовым явлением? Нет, оказалось, что от количества призеров и победителей зависит рейтинг образовательного учреждения, а то и рейтинг целой области.

Получается интересная ситуация: задания по степени сложности со времен моего детства почти не изменились, даже усложнились, а дети массово участвуют в олимпиадах, некоторые умудряются побывать на всех предметах.

Кто же фигурирует среди победителей городского и республиканского уровня? А вот тут все обыкновенно. Победители по математике – из матшкол, по английскому – из английских спецшкол и языковых лицеев, по биологии – из школ с медицинским и естественно-научным уклоном.

Может ли ребенок не из спецшколы победить на городской олимпиаде по английскому языку? Ну, может, вероятно, если у него сильные репетиторы.

Так что же выявляет олимпиада? Что в матшколе лучше учат математике, чем в сельской общеобразовательной? Что ребенок из английской спецшколы лучше напишет олимпиаду, чем из обычного класса с двумя часами иностранного?

Помилуйте, но это же очевидно!

Тогда что отражает рейтинг школ по результатам олимпиад? Женщины стали рожать больше талантливых детей и все эти дети пошли именно вот в эту школу? Или школа так эффективно преподает, что все дети, там обучающиеся, стали внезапно одаренными? А может быть, школа зачисляет в 8-й класс детей, заинтересованных в сдаче химии и биологии, дает много часов на эти предметы, гоняет детей на подготовительные курсы к олимпиадам по этим предметам? Тогда понятно, что ученики возьмут призовые места на олимпиадах по естественным наукам и школа будет иметь высокий рейтинг. А школа, которая дает хорошие базовые знания по всем предметам, в рейтинг не войдет. Не войдет туда и сельская школа с совершенно особым контингентом, который вообще приучить читать – уже огромная победа. Но бедный губернатор, у которого много таких сельских школ, будет давить на директоров, директора – дрессировать детей, которые хоть что-то могут, готовя к олимпиадам.

ОЛИМПИА -ДА! ДА? ДА…

Только что произошла скандальная ситуация со сливом заданий регионального тура по Всероссу. Предметные комиссии тщательно готовили задания, дети занимались не покладая рук, надеясь пройти с хорошим баллом в победители и получить в качестве итогового приза 100 баллов на ЕГЭ. И вот за день до экзамена задания по ряду предметов обнаруживаются в интернете. Мне неведомо, кто причастен к этому, но весьма возможно, что погоня за рейтингом сыграла тут не последнюю роль.

Нервотрепка оргкомитетов олимпиад, лихорадочно заменявших попавшие в интернет задания на резервный комплект, дети, которые в курсе всех этих событий и тоже очень переживают, комиссии на местах, тоже получившие свою долю стресса – вот результат сливов. Да, и еще попытка дискредитации олимпиадного движения. Грамотно проведенная олимпиада – это шанс вырастить будущего Ломоносова или Менделеева. Но как найти этого Менделеева, если задания покупаются и продаются, повышая проходной балл и нивелируя результат?! В результате усилия множества людей, организующих олимпиады, сводятся на нет.

Так стоит ли олимпиады делать массовыми? Стоит ли «дрессировать на одаренность»? И самое главное: стоит ли делать ведущим показателем рейтинга школ и областей такой критерий, как количество победителей олимпиад?

Об авторе

Ирина Владимировна Кочергина, учитель литературы школы с углубленным изучением отдельных предметов № 1239, Москва

Учительская газета


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru