– Олеся Геннадьевна, каковы общественно-политические настроения в Кишиневе и Молдове в целом после недавних выборов нового президента?
– В последние годы, что бы ни происходило на молдавской политической арене, в голове у меня упрямо всплывали блоковские строчки: «…И в жёлтых окнах засмеются, / Что этих нищих провели». Большинство здесь, что называется, «вертится», трудно выживая при упорном росте цен, заоблачных счетах за коммунальные услуги, мизерных пенсиях и зарплатах. Многие уехали и уезжают – навсегда или на заработки, в то время как местные «хозяева жизни» увели, в частности, в прошлом году из национального банка миллиард евро, беззастенчиво ограбив собственный народ… Сегодня бюджет страны стабильно держится на денежных переводах гастарбайтеров, а география поступлений – весь мир. Только в России работает более 700 тысяч моих сограждан. Люди годами вкалывают за рубежом, добровольно оставляя детей на попечение бабушек-дедушек, кумовей, соседей, дабы обеспечить им сытную жизнь, приезжая домой, в лучшем случае, по большим праздникам. Дети, растущие без родителей, на мой взгляд, – самая показательная и вопиющая примета времени. Бодро продвигаемый миф о том, что, породнившись с Евросоюзом, мы безбедно заживём, сдулся. Молдова – страна аграрная, и фермеры, наконец, убедились, что никто молдавскую сельскохозяйственную продукцию в европах на равных правах не ждёт, а французские и чилийские винные бренды вовсе не собираются уступать свои места на прилавках молдавским. (Легендарное «Негру де Пуркарь», давно полюбившееся английской королеве, не в счёт!). Сегодня мало кто верит, что в ближайшие годы ситуация изменится, и Молдова покинет список беднейших стран Европы. Это очень обидно. Ведь молдавский народ – работящий, хозяйственный, хлебосольный, дайте ему возможность – он превратит эту землю в рай. Нет же! Сегодня вообще некоторые политики договорились до того, что «нации молдаван не существует, есть бессарабские румыны».
На этом фоне в Республике Молдова (РМ) существует сильное проевропейское течение, особенно среди молодёжи, воспитанной учителями-унианистами на современных румынских учебниках истории, да и и сакраментальную идею объединения с Румынией ещё никто не отменял. Общественное сознание расколото. Половина населения с напряжением и обоснованной тревогой, другая – с истовой уверенностью в победе унионизма ожидают 2018 года – то есть столетия с момента, когда Сфатул Цэрий (Совет страны) Молдавской Демократической Республики проголосовал за объединение.
Вот в такой ситуации возобладала в обществе здравая идея сближения с Россией, уверенно декларированная Игорем Додоном – в противовес риторике второго, проевропейского кандидата – Майи Санду.
Игорь Николаевич (!) Додон пусть и с небольшим (по данным ЦИК) перевесом, но победил на всенародных президентских выборах. Здесь восклицательный знак не случаен. Ведь в паспортах с недавнего времени – и у славян в том числе – исчезло отчество, что является грубым нарушением их прав. А нового президента величают именно по имени-отчеству. Знаменательная деталь. Так самые первые его шаги, казалось бы, незначительные, меняют в обществе климат. Вот, к примеру, только своим новогодним поздравлением новый президент, впервые избранный большинством народа, обнадежил многих-многих людей в Молдове: родная страна, Молдова, слава Богу, жива и – будет жить и развиваться! Одним Словом. Вернее, доброй фразой. На русском языке, затем прозвучавшей на ДВУХ языках: «С Новым годом»! Так просто. Кому-то это покажется ничтожно малым, но для нас, «национальных меньшинств», как официально называются представители немажоритарного этноса здесь – русские, украинцы, болгары, гагаузы, евреи, ромы, армяне, – совершенно не представленных во власти, но делающих всё возможное для счастья родной земли, это кажется недвусмысленной демонстрацией нового отношения к своему народу. Молдавскому многонациональному народу... Первый свой визит президент Молдовы Игорь Додон совершил не в Москву, не в Брюссель и не в Вашингтон, а в Приднестровье, продемонстрировав стремление разрешить самые болезненные вопросы. И. Додон подписал указ об отставке министра обороны Шалару, известного своими пещерными русофобскими высказываниями. И лишил молдавского гражданства экс-президента Румынии Траяна Бэсеску, принародно поклявшегося объединить Молдову и Румынию.
И весьма символичным является тот факт, что И. Додон способствовал приезду прошедшей осенью на молдавскую землю последнего прямого потомка А.С. Пушкина, – его праправнука Александра Александровича Пушкина.
– Кто поддерживает в Молдове интерес к русскому слову, русской литературе, русской культуре?
– «Разножанровые» русские организации и учреждения. Русская Свято-Георгиевская церковь; Старообрядческая церковь и община. Русская община РМ; Центр русской культуры РМ; Славянский университет РМ – единственный в республике ВУЗ с обучением на русском языке; Молдавское отделение МАПРЯЛ, которое возглавляет ректор Славянского университета Татьяна Млечко; Государственный русский драматический театр им. А.П. Чехова и молодёжный театр «С улицы Роз»; Ассоциация русскоязычных журналистов, «Русское телевидение Молдовы»; преподаватели – подвижники непрестанно сокращаемых лицеев, школ и кафедр русского языка. Много делает в этом направлении Бюро межэтнических отношений, где языком межнационального общения остаётся, конечно, русский; «Дом русской музыки»; Ассоциация русских писателей РМ и Товарищество русских художников «М-АРТ» РМ…
Вообще, это тема для серьёзного обзора. Если взять подшивку газеты «Русское слово», которой накануне Нового года исполнилось пятнадцать лет, можно убедиться, какой интенсивной, полнокровной и разнообразнейшей жизнью живёт Русская община РМ (председатель Людмила Лащёнова, награждённая В. Путиным орденом Дружбы) и другие организации людей «русскодумающих». Существует Координационный совет российских соотечественников, их объединяющий, возглавляемый Петром Донцовым. (Сайт Совета, кстати, недавно занял первое место среди сайтов соотечественников: http://russkie.md/). И тут важно, что люди эти ощущают себя не десантом инородной культуры, но – важной составляющей культуры Молдавии. Наряду с молдаванами, болгарами, украинцами, гагаузами, евреями и другими этносами, веками проживающими на этой земле.
Журнал Ассоциации русских писателей РМ «Русское поле», издающийся с 2010 года, собирает под своей обложкой самое значительное и яркое, что происходит в литературной, культурной, общественной жизни русского мира Молдовы, а также публиковал на русском языке произведения литераторов Молдовы, России, Украины, Таджикистана, Армении, Узбекистана, Грузии и Республики Беларусь. Некоторые из них приезжали к нам на Пушкинский праздник. Вышло уже семнадцать выпусков, это единственный в стране русский литературный толстый журнал.
– Как повлияли на общественную жизнь в Молдове государственный переворот на Украине и гражданская война в Донбассе?
– Неожиданно. Теперь можно запугивать «майданом». «Если вы не проголосуете верно, будет вам “майдан”, граждане», – мы это слышали и в преддверье парламентских и накануне президентских выборов. В сердцах же обычных людей события на Украине отозвались острой болью – здесь ведь регион, где всё перемешано, множество вековых исторических связей и кровных родственных уз. Скажем, Одесса – с детства свой «почти пригород», как шутили старые кишинёвцы, – десятилетия в советское время туда ходил именно пригородный поезд. И, конечно, очень-очень тревожно. Есть ведь сумасшедшие, которым выгодна вечная нестабильность. Ну, и как во всём мире и в социальных сетях – отношение к событиям полярно противоположное у придерживающихся евразийского вектора развития РМ и у представителей проевропейских взглядов.
– Кишиневцы сердечно откликнулись на советский песенный флешмоб, который начался 13 ноября 2016 г. в Запорожье, охватил разные города Украины, России, донбасских республик, Германии, Италии, Швейцарии, США и Канады и получил в ходе своего стремительного развития красноречивое название «Мы жили в одной стране»; прозвучало немало песен, любимых несколькими поколениями наших людей, за этими песнями стоит часть нашей неотменимой истории, они тоже – факт нашей совместной духовной исторической жизни. Знаю, что вы имели отношение к его подготовке, участвовали в нем.
– Это было потрясающе! Никто не ожидал, что придёт такое количество людей, что получится так слаженно! Скептики потом заявляли, что «обыкновенные» люди так петь не могут, что это какой-то подготовленный профессиональный хор. Но в Молдове давно не осталось таких масштабных хоров, да с подобным репертуаром. О том, что есть инициативная группа по проведению флешмоба, люди узнавали из соцсетей. Лично я – из Фейсбука. Организатор, Алексей Кочкин, создал группу «Доброта спасёт мир», где совместно решали, что будем петь. Затем Алексей сделал очень верный ход – привлёк к подготовке флешмоба замечательного специалиста – Наталью Барабанщикову, руководителя хоровой студии «Рапсодия», энтузиаста и очень отзывчивого человека. Лучший экспромт – подготовленный. Было три репетиции, в итоге на вокзал пришли, кроме нас и ребят из «Рапсодии», участники ветеранского хора и Клуба авторской песни «Товарищ гитара». Но основная масса певших – просто горожане. Разных национальностей. Сначала исполнили «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского на слова К. Ваншенкина, а затем любимую многими песню «Конь» из репертуара группы «Любэ», которая заканчивается строкой «Я влюблен в тебя, Россия, влюблен». Воодушевлённый зал после неё долго скандировал «Россия! Россия! Россия – Украина – Молдова! – Нам нужен мир!», а потом уже пелись пахмутовская «Надежда», «Солнечный круг», «Мой адрес – Советский Союз!» и другие – на трёх языках: русском, молдавском, украинском. Такой вот посыл во вселенную получился - требование мира! Напоследок станцевали «Молдовеняску». Расходиться не хотели. Люди устали от отчуждения и нагнетания враждебности по отношению к России. Люди истосковались по единому пространству, украденному у нас двадцать пять лет назад, обнимались со слезами радости. Одна женщина всё твердила: «Спасибо! Спасибо! Давно нужно было сделать такое. Чтобы быть вместе. А то мы спеваемся на кухнях!»
А после было и знаменательное продолжение. На стихи Ларисы Ратич, петербургской поэтессы украинского происхождения, Дмитрий Градинар написал «Гимн флешмобов», опубликованный на YouTube.
– Русскоязычные жители Молдовы, в отличие, скажем, от многих граждан России, прекрасно поняли посыл русскоязычных жителей Юго-Востока Украины.
– Идея песенного флешмоба «Мы жили в одной стране» – замечательна! Но у кишинёвцев есть немалый опыт совместного «принципиального» пения. Более пятнадцати лет 9 мая Клуб авторской песни «Товарищ гитара», которым руководит Юлиан Киркин, устраивает импровизированный концерт на месте паломничества граждан в этот день – Мемориале воинской славы. В любую погоду, при любом, даже самом мракобесном, «правлении»! Это удивительно – более двух часов непрерывного пения, когда одна советская «знаковая» песня военного времени сменяет другую. Поющих обступает множество людей, подпевающих, снимающих на камеры происходящее. Какие лица вокруг! Несколько последних лет мне была оказана честь быть запевалой, – одной, или вместе с Наташей Барабанщиковой. Это непередаваемо – видеть ясные лица современников, ощущать настоящее духовное единение сограждан!
…Если вы приедете когда-нибудь в Кишинёв 9 мая, вы, я уверена, будете поражены нашим Праздником, масштабом нескончаемой многонациональной лавины людей, идущих на Мемориал, чтобы почтить память советских воинов, погибших в Великой Отечественной войне. И чем яростней против великой Победы были настроены и выступали правители, тем мощнее cтановились ряды моих сограждан, – День Победы превратился в День декларации своей позиции, День отстаивания чести и достоинства Молдовы.
– Молдова – православная страна. Рядом, в Нямецком монастыре Вознесения Господня, который расположен к северо-западу от румынского г. Тыргу-Нямц, совсем недавно были обретены и 15 ноября 2013 г. в первый раз выставлены для всеобщего почитания мощи преподобного Паисия Величковского, основоположника возрождения школы древнего русского старчества. Чтут ли в Молдове сейчас Паисия Величковского, других православных святых?
– Да. Слава Богу, Молдова – православная страна. Годы безбожия не смогли искоренить глубокую веру, присущую народу. Молдаванина всю жизнь – от рождения до смерти – сопровождает Церковь. Новорожденного крестят, молодых – венчают, умершего – отпевают. Как-то странно даже, если этого не происходит. В Молдове в каждом населённом пункте самым важным праздником считается храмовый – города или села: день освящения главной церкви. Потому-то, я думаю, Молдове невозможно «вписаться» в задаваемые Европой «правовые» рамки – с легитимизацией откровенных пороков. Например, как ни стараются европейские комиссары, сами возглавляющие шествия под радужными знамёнами, а не удалось пока провести ни одного показательного гей-парада в центре столицы Молдовы, а сама мысль об однополых браках – дика, и реализация её здесь невозможна. Люди не позволят. Они выходят и протестуют, преграждают содомитам дорогу, защищая будущее детей, отстаивая, по сути, своё право на жизнь. При этом не происходит никакой «охоты на ведьм»: никто ни к кому под одеяло не лезет, прав не лишает, расправ не учиняет, камнями не побивает. Но и навязать «толерантным» господам здесь свой образ жизни не удаётся. Ещё наглядный пример: хотя проевропейское градоначальство и устраивает массовые гуляния 25 декабря, основная часть населения всё-таки продолжает придерживаться православных традиций своих предков. И именно 7 января жизнь в городе замирает, базар пустеет, бесконечный поток машин рассасывается, – все устремляются в родительский дом – «la casa părintească», «la tara» – в село, где встречают Рождество по старому стилю. И даже снег выпадает у нас именно к православному Рождеству...
Коль вы вспомнили преподобного Паисия Величковского, то следует сказать, что в Кишиневе существует православное Паисиевское братство, стали традиционными Паисиевские чтения, собирающие последователей и почитателей старца.
В народе особенно чтут Богородицу (женское имя Мария у нас – одно из самых распространённых), архангела Михаила, святых Николая, Василия, Илию, Иоанна, Параскеву, Георгия, Константина и Елену, Пантелеимона, отмечают все важнейшие православные праздники. На праздники храмы полны народа – яблоку негде упасть. Неиссякаемой была очередь в кафедральный Собор Рождества Христова, когда из Москвы привезли мощи святой Матронушки.
Как известно, в стране с начала независимости параллельно действуют две православных институции: Православная церковь Молдовы Московского Патриархата и Бессарабская митрополия. К сожалению, функционирует и большое количество сект и представительств разных религиозных течений – от мормонов до кришнаитов. Однако, согласно прошлогоднему осеннему опросу, проведенному компанией CBS–AXA по заказу Института развития социальных инициатив IDIS Viitorul, жители Молдовы больше всего доверяют Православной церкви - 74,3% респондентов. Примэрии Кишинева доверяют – 44,3%, СМИ – 31,8%, армии – 31,4%, полиции – 23,8%, банкам – 17,8%, Национальному центру по борьбе с коррупцией – 14,7%, профсоюзам –12,7%, Генеральной прокуратуре – 10,6%, правосудию – 9,1%. Меньше всего респонденты доверяли политическим партиям – 8,2%, правительству – 6,8%, парламенту и предыдущему президенту – 4,6%.
В прошлом году произошли очень важные события в жизни верующих Молдовы. 3 сентября 2016 г. в Каприянском Успенском мужском монастыре состоялась канонизация митрополита Кишиневского и Хотинского, великого просветителя земли молдавской Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII века Константинопольский Патриарх пытался заставить его покинуть русскую иерархию и Митрополию Молдовы, обещая более престижные кафедры в Константинопольском Патриархате. Митрополиту Гавриилу угрожали смертью, но владыка отвечал: «Патриарх может преследовать меня, но не может лишить меня того, чего он мне не дал, потому что я получил архиерейский сан от Петербургской иерархии, и эту иерархию я ставлю выше всего и с ней я согласую мои действия, пребывая в то же время, в единении, через Святого Духа, со Вселенской Православной Церковью и исповедую единую веру вместе с Вами».
Митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони) и послушницу Агафию (Маранчук) из Успенском женского монастыря в Кушеловке впервые в истории Православной церкви Молдовы допустили в качестве кандидатов на канонизацию. Блаженная Агафия канонизирована 24 сентября 2016 г.
Знаменательно, кстати, что после победы на выборах Игорь Додон 20 ноября 2016 г. поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения и пригласил совершить пастырский визит в республику, заверив, что она была и останется страной православной.
– Эта тема для вас ощутимо личная, если можно, расскажите подробней о православии в вашей семье.
– Да, эта тема для меня очень важная, радостная и тёплая. Я крестилась сама в 1990-м, когда для меня обрушился мир: перестали существовать моя семья, семья моих родителей, родная страна. По правде, я ещё только учусь настоящему воцерковлению. И счастлива, что Господь привёл меня в храм, «прилепил» сердцем к нему. В Кишинёве есть только один, где службы совершаются на церковнославянском языке, а проповеди читаются по-русски – это церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Его настоятель – протоиерей Николай Флоринский, который 25 лет назад восстановил храм из руин и является председателем Собора Русской общины Республики Молдова, очень многое делает для русских людей Молдовы, для укрепления позиций православия на этой земле. В храме удивительно светлые, образованные, доброжелательные и мудрые священники, общение с которыми всегда радость. Воскресная служба – сердечный праздник…
Между прочим, 10 февраля и 6 июня в нашем храме всегда служат панихиду по Александру Сергеевичу Пушкину!
Отец Николай благословил конкурс Святочного рассказа, который впервые в 2015 году объявила Ассоциация русских писателей. И вот, 14 января уже 2017-го состоялось награждение победителей второго конкурса, в котором приняли участие литераторы с двух берегов Днестра. А ещё мы впервые в Кишинёве провели на территории храма Вечер православной поэзии. К нам в гости прилетал московский поэт Виктор Кирюшин. В этом огромную поддержку оказывал настоятель Свято-Георгиевского храма.
…Весь период болезни моей мамы нас поддерживал протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма, приходил исповедовать и причащать, помогал молитвой, потом отпевал маму – пронзительно высоко… Часто обращаюсь к нему за советом, так как грешна и суетлива. Спаси Господь!
В Свято-Георгиевском храме я в разные годы крестила своих дочерей, крестника, маму (она не знала наверняка, крещена ли), тётушку и дядю. Младший двоюродный брат крестился на Святой земле – в монастыре Усекновения головы Иоанна Крестителя…
«Sapte ani de acasă» (Шапте ань де акасэ – «Семь лет дома») – люблю эту молдавскую приговорку. Это значит, что в человека за семь первых лет в родительском доме закладываются основные жизненные правила, основные навыки, вера, честь, достоинство. Если этого не происходит – человек не становится Человеком. Я очень хочу, чтобы все родители вернулись в Молдову, к своим детям. Чтобы у них была работа и достойная зарплата в родной стране. Чтобы стариков не бросали в беспомощной нищей старости. Чтобы Молдова оставалась православной, хранимой Богом, благословенной нашей землёй.
Беседовал Станислав Минаков
Комментарии
Комментариев пока нет
- Международная конференция: Молодежь и международное сотрудничество: опыт взаимодействия России и Беларуси
- Международная конференция «Молодежь и международное сотрудничество: опыт взаимодействия России и Беларуси»
- V Всемирный конгресс соотечественников
- VI Всемирный конгресс соотечественников
- Наши Конференции