САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Российские соотечественники в мире \ Погружение в русский язык и русскую культуру для преподавателей зарубежья

Погружение в русский язык и русскую культуру для преподавателей зарубежья

« Назад

Погружение в русский язык и русскую культуру для преподавателей зарубежья 27.02.2025 11:20

С 10 по 15 февраля 2025 года Комитет по внешним связям Санкт Петербурга при содействии Россотрудничества реализовал программу для соотечественников, проживающих за рубежом - курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка и литературы старшей школы. Образовательная программа подготовлена сотрудниками одного из ведущих профильных заведений Российской Федерации – Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского.

Участниками «Зимней школы» в 2025 году стали 41 преподаватель русского языка и русской литературы из Абхазии, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии и Швеции.

«Русский язык сегодня не просто средство коммуникации, это инструмент передачи смыслов. От преподавателей зарубежья зависит популяризация русского языка, они являются проводниками русской культуры. Задачи этой образовательной программы – вдохновить, поддержать интерес к изучению и преподаванию русского языка и русской литературы, предложить методические приемы освоения лексического богатства и грамматики русского языка, которые станут практической базой для преподавателей», – рассказывает Шевцов Павел Анатольевич, заместитель руководителя Россострудничества.

Церемония открытия программы выпала на день памяти А.С. Пушкина 10 февраля и проходила в торжественной обстановке в Каменноостровском дворце (Академия талантов).
Открывал программу и приветствовал гостей Марков Сергей Леонидович, первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт Петербурга: «Церемония открытия Зимней школы 2025 проходит в уникальном учебном заведении для одаренных детей «Академии талантов». Мы собрали здесь одаренных и талантливых преподавателей русского языка и литературы из стран зарубежья. Наш город славится уникальными методиками преподавания русского языка как иностранного, для детей-билингвов, для дошкольников, для педагогов-логопедов. Мы надеемся, что к таланту вы добавите методические знания от лучших методистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского». 

Чувствовать динамику русского языка, понимать направление его развития, применять новые информационные ресурсы для изучения языка, проникнуться красотой красивейшего города – таковы фокусы программы обучения для зарубежных преподавателей русского языка и литературы.
Экскурсия по Санкт-Петербургу началась прямо у Каменноостровского дворца, который в золотую эпоху своей истории посещал А.С. Пушкин, где жил композитор и пианист А.Г. Рубинштейн. Обзорный маршрут по городу проходил по гранитным изгибам Невы, по набережным и главным артериям города прямиком к его сердцу - набережной реки Мойки, 12. Здесь минутой молчания преподаватели русского языка и литературы почтили память Александра Сергеевича в день его смерти.


Говорить на русском языке

Практическая направленность программы обусловлена категорией слушателей – это преподаватели, которые сегодня обучают русскому языку и литературе учеников старшей школы. Им представилась возможность оказаться на месте учеников и опробовать на себе методические приемы работы со словом и текстом на мастер-классах от лучших учителей словесности Санкт-Петербурга и Москвы. Провокационный вопрос «Русский язык на грани нервного срыва?» стал темой практикума, в ходе которого участники описали понятия языковой и литературной нормы, определили симптомы болезни языка и нарушения нормы, самостоятельно поставили диагноз и, конечно, выписали каждый для себя «спасительный рецепт» для сохранения литературного языка.

Авагян Лиана Вагановна, преподаватель русского языка и литературы из Еревана (Армения): «Я преподаю русский язык и литературу для детей средней школы уже более 20 лет, и очень люблю свою работу. Каждый день обучения я узнавала что-то новое, от коллег из других стран и преподавателей Академии, очень хочется применить методики в своей практике. В конце каждого дня мы обсуждаем, какие приемы можно использовать на уроках, что реализовать сложнее или проще, добавить свое - объем информации колоссальный!».  

Малышева Ирина Юрьевна, доцент кафедры филологического образования СПб АППО поделилась технологиями цифровой образовательной среды и продемонстрировала возможности ресурса «Национальный корпус русского языка», где представлена коллекция текстов на русском языке из более 2 млрд слов. Как на машине времени путешествовали слушатели вслед за этимологией слов, проверяли, кого Ф.М. Достоевский называет чаще всего «дрожащим» и составили с помощью поиска Корпуса коллекцию предметов одежды из романа «Евгений Онегин».

СПт Погружение в русский язык (2)

СПт Погружение в русский язык (1)


Следовать за литературным языком

Знаковое место для учителей словесности России и зарубежья - Институт русской культуры или Пушкинский Дом. В рукописном отделе института хранится более 3 млн автографов и около 900 личных фондов известных русских писателей, венцом которого является почти полное рукописное наследие Александра Сергеевича Пушкина. Рукописи дают возможность за мыслью поэта, изучая его строфы и рифмы, как будто ты сам являешься свидетелем чуда, и на твоих глазах «рождаются» известные всему миру пушкинские строки.

Участники программы познакомились с экспозицией «Писательского дома» на Малой Конюшенной улице, где в тридцатые годы прошлого века жил писатель Михаил Зощенко.

«Мы сейчас с учениками 6-го класса изучаем творчество Михаила Михайловича, и оказаться в его квартире, увидеть воссозданную обстановку его жизни – его библиотеку, рукописи, пиджак на кровати, вышитую его рукой подушку, познакомиться с теми, кто бережно хранит воспоминания о писателе, - это так ценно для меня как преподавателя. Очень вдохновило посещение Педагогического музея СПб АППО и занятие по методам работы с картинами, как рассказать историю отдельного предмета музейной экспозиции», - делится своим впечатлением преподаватель из Бишкека (Киргизия) Горковенко Ирина Михайловна.

Послушать правильную литературную речь лучше всего в зрительном зале театра – за этим преподаватели отправились в Санкт-Петербургский государственный Молодежный театр на Фонтанке. Постановка по пьесе русского писателя Александра Островского «Без вины виноватые» - это классический спектакль, без сценических эффектов, современных прочтений, где зрителя не стараются развлечь, а заставляют осмыслить поступки людей, с опорой на литературный текст автора.


Передавать русский язык

В последние несколько лет реализации программы преподаватели с удовольствием участвуют в круглых столах и делятся своими уникальными методиками с коллегами. На круглых столах обсуждали методики изучения русского языка как части русской культуры и организационно-педагогические условия обучения русскому языку как неродному. У каждого преподавателя свой педагогический опыт, условия и ученики с совершенно разным уровнем владения русским языком, но всех учителей объединяет большая гордость за детей, за свою национальную культуру и свое призвание – нести слово и обучать русскому языку.

Закрытие программы состоялось 15 февраля в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского. В торжественной обстановке участникам были вручены удостоверения о повышении квалификации.

Проректор по учебной работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского Петрова Симона Игоревна поблагодарила гостей: «Каждый год мы встречаем делегации из разных стран. Через ваши выступления, круглые столы, общение мы почувствовали каждую школу, образовательный центр, ваш потрясающий опыт, который очень ценен и важен для наших преподавателей тоже. Мы преисполнились миссией нести слово, связями, которыми мы обрастаем вместе с вами, подаренным вами теплом».

Церемония закрытия программы обучения завершилась музыкальным поздравлением Карин Марии Марты Мунхаммар, преподавателя русского языка и литературы из Швеции, которая исполнила частушки на русском национальном инструменте балалайке.

Преподаватели русского языка и литературы зарубежья являются опорой России в других странах, они несут культурный код нашей страны. Благодаря труду учителей-словесников дети знают о России, любят культуру нашей страны и настроены на взаимодействие.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

27.02.25

Георгиевская/гвардейская лента знаменует собой воинскую доблесть, Великую Победу над гитлеровскими рейхом и является символом свободы и борьбы с нацизмом. И совсем не случайно, когда в Киеве в 2014 году власть в результате государственного переворота захватила нацистско-бандеровская хунта, символом антифашистского восстания в Крыму и на Донбассе стала георгиевская лента. Георгиевские ленты широко используются и бойцами Российской армии в ходе Специальной военной операции как символ продолжения святого дела воинов Красной Армии по освобождению нашей восточнославянском сестры Украины от бандеровского-нацистского ига.

27.02.25

Русский язык, согласно Конституции РФ (статья 68), является государственным языком на всей территории Российской Федерации. Русский язык является государственным (наравне с белорусским) и в Республике Беларусь (статья 17 Конституции РБ). Причём в Белоруссии русский из двух государственных является основным языком употребления. Согласно переписи населения 2019 года, почти половина населения Белоруссии назвала в качестве родного русский язык, в обиходе по-русски (согласно переписи) говорит порядка 80 процентов жителей.

20.02.25

Никакой дополнительной белорусизации, а тем более «позитивной дискриминации» не нужно, потому что эти два наших родных языка всегда идут рядом. И в школе программа обучения позволяет полностью овладеть белорусским языком и культурой – у меня была прекрасная учительница, и школьных навыков мне с избытком хватило для использования белорусского языка в жизни. Так они и должны идти – вместе, рука об руку, так и следует поступать, когда русское и белорусское слово рядом, а никак не пытаться противопоставлять белорусский язык русскому, усугубляя ситуацию сочинением и внедрением какой-то абракадабры на поспешно сконструированной и непонятной белорусам «латинице».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru