На днях премьер-министр Марис Кучинскис выступил со знаменательным заявлением: он выразил надежду на то, что переход русских средних школ страны на латышский язык обучения удастся осуществить без «крупных скандалов» и вмешательства «большой политики». В свою очередь, представители русской общины страны дали понять главе правительства, что это пустые надежды: родные школы нацменьшинства так просто не сдадут.
«Путин расстроен»
В конце прошлого года латвийское правительство концептуально одобрило доклад министерства образования о переводе средних школ нацменьшинств на латышский язык. Предложения министерства предусматривают, что «школьная реформа» будет воплощена в жизнь с 2021/2022 учебного года. После этого дошкольное образование для нацменьшинств станет билингвальным, в 1-6-х классах будут применяться три модели билингвального образования. В свою очередь, в 7-9-х классах учебный процесс на 80% станет осуществляться на госязыке, а в средней школе (10-12-е классы) обучение будет проходить только на латышском. По результатам заседания 8 февраля Сейм передал проект о «реформе» на рассмотрение своим комиссиям – процесс запущен. Для окончательного утверждения законопроекту предстоит пройти ещё несколько чтений.
На данный момент активисты русской общины уже провели в Риге четыре крупных акции протеста против предстоящей «школьной реформы», но к их голосам власти прислушиваться не желают. Инициатор школьной «реформы» министр образования Карлис Шадурскис назвал человека, который, по его мнению, особенно недоволен ликвидацией русских средних школ Латвии. «Есть один русский, которому действительно не нравится эта реформа. Сейчас он бредет по Москве, где полуметровый покров снега, и ему тяжело. Господину Путину. Ему и Кремлю очень не нравится эта реформа, поскольку она значительно уменьшит ту часть общества, которая открыта для кремлевской пропаганды», – заявил Шадурскис.
Правда, Кучинскис, дабы слегка подсластить пилюлю, пообещал, что процесс перехода на госязык в каждой школе будет прорабатываться отдельно. «У учителей будет возможность пройти обучение латышскому языку. Это мне подтвердил также мэр Риги Нил Ушаков – во время нашего с ним разговора. Далее мы планируем рассматривать ситуацию в каждой школе в индивидуальном порядке – и я очень надеюсь, что именно так оно и окажется, поскольку таков был уговор. Это нужно для того, чтобы в случае необходимости можно было бы найти дополнительные варианты реализации реформы системы образования, а не отказываться от задуманного», – отметил премьер. «Реализуя реформу, мы не станем подходить к этому вопросу прямолинейно. Никто не скажет учителям, что, мол, мы ничего не знаем и вы завтра, к обеду, должны будете говорить и преподавать на латышском языке. Поэтому в данном вопросе я очень надеюсь на продуктивное сотрудничество между правительством и самоуправлениями, поскольку в этом случае мы сможем всё решить без каких-либо крупных скандалов и большой политики», – сказал Кучинскис.
Он считает, что переход школ нацменьшинств на латышский необходим, и, если, дескать, не решить этот вопрос сейчас, к нему всё равно придётся вернуться в будущем. Также Кучинскис подчеркнул: «В этой ситуации ни в коем случае нельзя говорить о дискриминации нацменьшинств, поскольку язык – это объединяющий элемент. Однако политику государственного языка необходимо укреплять».
Но сопредседатель парии «Русский союз Латвии» (РСЛ) Мирослав Митрофанов дал понять, что надежды правящих, что удастся избежать крупных скандалов, беспочвенны. Он считает: «Правящие националисты очень примитивны. Для того, чтобы подарить своим единоплеменникам «чувство хозяина», они не нашли ничего умнее, как отобрать у нас, у своих русских сограждан, то, что нам дорого – образование на родном языке. В современной политологии это называется «игра с нулевой суммой». То есть, отнимая от нас, власти предполагают, что что-то дают второй стороне. Но, забрав у нас образование на родном языке, власти подарят латышскому большинству лишь кратковременное злорадство. Никто от этого шага не станет ни богаче, ни умнее».
Русские в тревоге
Недавно юрист Елена Бачинская подала в Сейм собравшую свыше 10 тысяч подписей граждан петицию об отмене «реформы». «Ни одного вопроса ко мне у членов президиума не возникло. Как стремительно решаются вопросы в нашем Сейме…» – сетует Е. Бачинская. М. Митрофанов же пообещал, что процесс принятия закона о «школьной реформе» в Сейме будет сопровождаться акциями протеста. Они не кончатся и в том случае, если закон окажется утвержден в окончательном чтении. Политик также отметил, что Сейм сам ещё крупно пожалеет о своих решениях, так как празднование 100-летия провозглашения Латвийской Республики в этом году будет омрачено атмосферой протестов. Следующий митинг в защиту школ запланирован на 24 февраля.
Люди много говорят о том, что к акциям протеста нужно привлекать максимальное количество молодёжи. Недаром же сторонники «реформы» злорадно указывают, что защищать русское образование выходят в основном люди за тридцать-сорок. Журналист русского вещания канала LTV7 Сергей Герасимов, ведя репортаж с митинга 8 февраля, поведал, что и в этот раз у здания Сейма собрались представители среднего и старшего поколения. «Молодежи в очередной раз нет, в основном люди в возрасте, но они от всего сердца выступают за сохранение русского языка в школах, боятся, что дети и внуки не будут знать Пушкина. Другие боятся за качество образования. Здесь читали стихи Яниса Райниса на двух языках, кричали «руки прочь от русских школ!» Собравшимся удалось обратиться к депутатам, просили не голосовать за законопроект, громче всего дискутировали с Хосамом Абу Мери (парламентарий от коалиционной партии «Единство» – Р.Х). Он заявил, что будет голосовать за законопроект, аргументов не привел», – рассказал журналист.
К сожалению, те, кто говорят о том, что национальный протест в Латвии «стареет», не грешат против истины. И в этом разительное отличие от эпопеи борьбы с предыдущей «школьной реформой» 2004 года – подростки тогда митинговать выходили в огромных количествах. Но с тех пор многое изменилось. Многие из страны уехали. Многие разочаровались, пришли к пессимистической мысли о том, что протестами невозможно что-либо изменить. А ещё надо признать, что, после того как в 2004-м власти всё-таки перевели русские школы на «билингвальную систему» (60% предметов на латышском, 40% – на родном), успело вырасти «интегрированное» поколение, уже в значительной степени со «стёртой» родной идентичностью. Понесённое тогда, четырнадцать лет назад, поражение в борьбе за родные школы обернулось для русской общины тяжкими последствиями…
Сейчас особое возмущение у нацменьшинств вызывают разглагольствования чиновников о том, что-де ликвидация русского образования поспособствует «общественному сплочению». Публицист Армен Халатян подчёркивает, что это полнейшее лицемерие. По его мнению, правящие прекрасно понимают, что такой шаг ещё больше углубляет раскол. Он напоминает, что страна столкнулась с жёстким демографическим кризисом и оттоком населения. «Задачка для пятого класса – в вашем городке было две школы, одна русская. Как повлияет на население этого городка закрытие одной из школ? Как повлияет лишение возможности обучаться на родном языке? Ответ очевиден: для части населения это будет дополнительный толчок к отъезду из города, из страны. Для многих это будет лишний аргумент не заводить семью, не заводить детей...» – пишет А. Халатян.
В свою очередь, депутат Сейма от оппозиционного «Согласия» Игорь Пименов передал от имени Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАШОР) обращение в Минобразования. «Главное. Мы возражаем против перевода на латышский язык основного и среднего образования в частных общеобразовательных и профессиональных школах. Мы предлагаем введением специального закона обеспечить возможность выбора языка обучения. У государства остаётся возможность в основном на латышском языке учить детей из тех семей, кого это устраивает. Но пусть будут и школы, в которых доминирует язык национального меньшинства», – предлагает И. Пименов.
На пути к «школьному референдуму»
В настоящее время защитники русского образования приступили к подготовке референдума о школьной автономии. По словам М. Митрофанова, данная мысль возникла с учётом безуспешной попытки реализовать инициативу сбора подписей в защиту русских школ на портале общественных инициатив Manabalss.lv. Предусмотрено, что путь к референдуму будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых станет рычагом давления на власть. «Мы чётко заявляем, что не можем доверять правительству, состоящему полностью из этнических латышей, в решении вопроса об образовании русских людей. Мы требуем нашего участия в принятии решений о создании школьной автономии, путь к которой лежит через восстановление принципов закона, существовавшего на заре латвийского государства», – подчёркивает сопредседатель парии «Русский союз Латвии». Он напоминает, что в 1919 году в стране был принят закон об организации школ меньшинств. При министерстве образования тогда существовали национальные отделы образования. Имелся и отдел русских школ, где работали специалисты, представляющие и понимающие интересы нацменьшинства.
По словам активиста, первый этап на пути к референдуму – подготовка к передаче законопроекта о школьной автономии в Центральную избирательную комиссию. «В ноябре 2017 года мы решили собрать подписи под похожей петицией на портале Manabalss.lv, но сделать нам этого не дали. Некие «национальные юристы» увидели в нашей петиции о школьной автономии «угрозу ядру конституции». А поскольку механизм оценки петиции в законе не прописан, мы не можем оспорить этот отказ. Но вот отказать нам в официальной оценке законопроекта, выдвигаемого на референдум через ЦИК, государство не в состоянии», – пояснил Митрофанов. Он подчеркнул, что если даже власти отвергнут проект РСЛ, то им всё же придется объяснить свой отказ, ссылаясь на пункты законов и международных конвенций. «Латвийским властям придётся также объяснить, почему латышское большинство, по их мнению, имеет право решать за русское меньшинство вопросы, касающиеся его судьбы. Если «национальные юристы» скажут, что это правильно, то тогда станет окончательно ясно, что в Латвии построена не современная демократия, а племенная тирания, которую можно назвать трайбализмом», – подчеркнул Митрофанов.
Ну а если ЦИК всё же согласует текст законопроекта о школьной автономии, то начнётся сбор 150 тысяч подписей. Участники штаба защиты русских школ будут агитировать подписываться за референдум и участвовать в массовых акциях протеста. Эта спираль будет раскручиваться, пока в правительстве и парламенте не согласятся пойти на компромиссы. «Следующим этапом станет вынесение законопроекта на голосование в парламенте, что станет проверкой на вшивость каждого депутата не только от правящих партий, но и от оппозиции. В первую очередь станет ясно, что из себя на деле представляет возглавляемая «русским мэром» Риги Нилом Ушаковым партия «Согласие». Избиратели должны поименно узнать отношение народных избранников к принципам демократии и защите нацменьшинств. Если парламент не поддержит законопроект, то будет следующий этап – референдум!», – пообещал М. Митрофанов. Он не сомневается в том, что собрать требуемые законодательством для организации референдума 150 тысяч подписей вполне реально.
Для этого уже не надо идти к нотариусам, как раньше. Теперь по закону подписаться за ту или иную инициативу можно не выходя дома, через интернет – на государственном порталеwww.latvija.lv. Для тех, у кого нет компьютера и интернета, участники штаба защиты русских школ будут требовать от самоуправлений организовать пункты сбора подписей. Пока остаётся надежда, что, если навалиться всем миром, скрипучую телегу очередной «школьной реформы» ещё удастся пустить под откос…
Вячеслав САМОЙЛОВ, ritmeurasia.org
Комментарии
Комментариев пока нет
- Международная конференция: Молодежь и международное сотрудничество: опыт взаимодействия России и Беларуси
- Международная конференция «Молодежь и международное сотрудничество: опыт взаимодействия России и Беларуси»
- V Всемирный конгресс соотечественников
- VI Всемирный конгресс соотечественников
- Наши Конференции