САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Российские соотечественники в мире \ Русские со всего мира собрались в Крыму

Русские со всего мира собрались в Крыму

« Назад

Русские со всего мира собрались в Крыму 08.06.2017 09:14

III Международный Ливадийский форум прошел в Воронцовском дворце в Алупке. Форум, собравший соотечественников из разных стран мира, - одно из ключевых событий проходящего в Крыму фестиваля «Великое русское слово». В его рамках работали три секции, на одной из которых обсуждалось правовое положение российских соотечественников за рубежом и концепция Русского мира в контексте прошлого, настоящего и будущего.

По залам Воронцовского дворца в Алупке прогуливались двое «иностранцев»: граф Шереметев и князь Трубецкой. Оба — граждане Франции. Их предки эмигрировали из России в годы революции, однако порвать с родиной не смогли.

Сегодня Петр Шереметев — почётный председатель Международного совета российских соотечественников. Александр Трубецкой — руководитель «Франко-российского альянса». Они приехали в Крым, чтобы принять участие в проходящем в эти дни под патронатом председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко III Международном Ливадийском форуме.

Русская головоломка

«Концепция Русского мира: поворотные моменты истории», — так называлась, пожалуй, самая представительная секция форума, работавшая в легендарном Воронцовском дворце, стены которого помнят многих великих, включая премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля — в дни Ялтинской конференции 1945 года здесь размещалась британская делегация. «Предсказать, как поведёт себя Россия, — невозможно, это всегда загадка, больше того — головоломка, нет — тайна за семью печатями», — говорил знаменитый британец. Разгадать эту загадку оказалось не под силу и его политическим наследникам, не ожидавшим, что Россия вопреки воле «международного сообщества» придёт в 2014 году на помощь крымчанам и вновь вернёт себе полуостров в соответствии с объективной исторической реальностью.

Крым сегодня лучшее место на планете для того, чтобы попытаться понять, что такое этот самый загадочный Русский мир, Русская идея, какова вообще роль России в современном мире. 

«Русский мир всегда был шире России», — сказал в своём выступлении модератор дискуссии о поворотных моментах отечественной истории, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. И действительно, на форум собрались участники из разных стран. Наталия Сабельник, например, прилетела из США, из «русской Калифорнии», и рассказывает: «У нас в часе езды от Сан-Франциско есть свой Севастополь, правда, не такой красивый как здесь». Иван Крылофф прибыл из Бельгии, Ионесса Аннин из Австралии, Владимир Тесленко из Германии, Андрей Заренков, Валерия Бобылева и Олег Култаев из Эстонии, Виктор Гущин из Латвии. Они говорили о русских как самом большом разделённом народе в мире и о путях преодоления этого разделения. Как сказал Константин Косачев, в ХХ веке русский народ оказался разделённым дважды — сначала в дни Гражданской войны, а затем после распада СССР, когда 30 миллионов русских людей в мгновение ока оказались вдруг за пределами родной страны.

Крымская «пупочка»

Был среди участников дискуссии и ваш покорный слуга, собственный корреспондент «Парламентской газеты» в Крыму, доцент Крымского федерального университета.

«Дорогие товарищи, что такое Крым во всероссийском масштабе? — вспомнил я слова героя замечательного советского фильма «Служили два товарища». — Так, кое-что, пупочка. Вот я её ладошкой прикрыл, и нет её на виду. Но так может рассуждать только совсем глупый дурак, а мы с вами будем рассуждать с умной точки зрения».

«С умной точки зрения» эта «пупочка» не раз и не два играла ключевую роль в судьбе России. Крещение князя Владимира в Херсонесе. Присоединение Крыма к России в 1783 году. Восточная (Крымская) война и первая героическая оборона Севастополя. Великая Отечественная и вторая героическая оборона Севастополя. Подвиг Керчи и Аджимушкая.

В этом же ряду переломных событий отечественной истории — и Русский исход, которым фактически завершилась в ноябре 1920 года Гражданская война. Около 170 тысяч человек — солдат и офицеров армии Врангеля и гражданских лиц, не пожелавших жить под властью большевиков, навсегда оставили в те драматические дни Россию.

На Графской пристани в Севастополе висит скромная мемориальная табличка «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года». Скоро в этом городе появится ещё один памятник, связанный с теми событиями, — Памятник примирения. Первоначально планировалось, что монумент будет установлен в Керчи, однако затем решение поменяли. Как сообщил недавно исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов, Памятник примирения откроют в Севастополе в День народного единства 4 ноября. Он будет представлять собой 25-метровую стелу, на вершине которой установят фигуру, символизирующую Родину-мать, а внизу «встанут», склонив голову у Вечного огня, её сыновья — красноармеец и поручик императорской армии.

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит», говорится в Священном Писании. Разделение, а вслед за ним — крушение — это то, чего так ждут от России многие её «партнёры». И значит, Памятник примирения надо устанавливать. Хотя, конечно, ещё важнее — достичь этого примирения в душах людей. И Ливадийский форум, который собрал потомков и «красных», и «белых», — отличная площадка для этого.

За что анафемой грозите вы России?

Ещё одну важнейшую тему форума сформулировал директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Олег Мальгинов: «Легко ли сейчас оставаться русским, и не только в США или Европе, но и в Прибалтике, на Украине, в Казахстане, Грузии, других странах постсоветского пространства?»

Прибалтийские участники много с горечью говорили о дискриминации по этническому и языковому принципу, которую испытывают граждане Латвии и Эстонии: отказ в гражданстве, ликвидация русских школ и детских садов, дискриминация на рынке труда, реабилитация фашизма. А участников с Украины не было вообще, потому что для них присутствие на таком форуме автоматически означало бы «волчий билет», если не тюрьму после возвращения за Перекоп.

Здесь, в Крыму необходимость защиты прав русских и русскоязычных людей в бывших братских республиках чувствуется особенно отчётливо. Как напомнил сенатор от Крыма Сергей Цеков, само название фестиваля «Великое русское слово», в рамках которого проходит Ливадийский форум, родилось из строк Анны Андреевны Ахматовой, написанных в страшном 1942 году: «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём». А открылся фестиваль вот уже одиннадцатый год подряд в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Участники форума много говорили о необходимости борьбы с фальсификацией отечественной истории, с попытками оболгать, оклеветать Русский мир, которые на самом деле не прекращаются уже много десятилетий.

«Зачем анафемой грозите вы России?», — повторила вслед за Пушкиным в финале нашего секционного заседания президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая. — «За что ж? ответствуйте: за то ли, \Что на развалинах пылающей Москвы \ Мы не признали наглой воли \ Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили \ Мы тяготеющий над царствами кумир. \ И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?..»

Кстати

Пока мы обсуждали поворотные моменты истории, рядом работала ещё одна секция Ливадийского форума, посвящённая образовательным и правовым аспектам функционирования русского языка. А в Ялте, на даче у Антона Павловича Чехова, говорили о литературе как культурном символе России. История, язык и литература — три кита, на которых стоит Русский мир.

vksrs.com


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.04.25

Одним из широко распространенных предрассудков западной политологии является противопоставление идеологии и демократии, утверждение, что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Видные западные социологи и политологи квалифицируют идеологию как ложное сознание и совокупность манипуляций. Так, итальянский социолог В. Парето отождествляет идеологию с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и видит в идеологии всего лишь маскировку действий.

18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru