САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Жизнь организаций российских соотечественников в Белоруссии \ #Читаем_Пушкина_Беларусь_2025 (Пушкинские чтения в Могилёве)

#Читаем_Пушкина_Беларусь_2025 (Пушкинские чтения в Могилёве)

« Назад

#Читаем_Пушкина_Беларусь_2025 (Пушкинские чтения в Могилёве) 23.06.2025 17:05

6 июня отметили Пушкинский день и День русского языка в Могилеве.

Для гордости два повода в один день! И это не просто совпадение: ведь именно Пушкин стал создателем современного литературного языка, на котором мы говорим и пишем до сих пор. Общественная организация российский соотечественников Могилевское городское отделение Республиканского общественного объединения «Русское общество» традиционно провели республиканский открытый онлайн-конкурс чтецов #Читаем_Пушкина_Беларусь_2025, посвященный 226-летию со дня рождения А.С.Пушкина и Дню русского языка.

Торжественная церемония награждения состоялась в Могилевской центральной городской библиотеке имени К.Маркса. Здесь собрались победители, участники, организаторы конкурса, педагоги и родители конкурсантов – почитатели творчества великого русского поэта А.С.Пушкина и знатоки русского языка. 

Ведущие Елена ОПИДОВИЧ и Клавдия ИЛЬИНИЧ поприветствовали присутствующих: «6 июня – день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин считается основоположником современного русского литературного языка. Его литературное наследие богато, а произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира».

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспоривай глупца.        

Клавдия ИЛЬИНИЧ поведала о том, что строки Пушкина как мост между эпохами, а слова как волны, которые до сих пор бьются в сердцах читателей. Кстати, о волнах… Малоизвестный факт: существует картина, где два гения – Репин и Айвазовский – объединили таланты, чтобы изобразить одного гения – Пушкина. Полотно «Прощание А.С. Пушкина с морем» (1877) – это редкий случай совместной работы мастеров. Айвазовский написал море, а Репин – фигуру поэта. Как и русский язык, эта картина стала плодом вдохновения и союза великих умов.

Художник Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина Прощание А.С.Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему. («Прощание А.С. Пушкина с морем» (1877). Всероссийский музей Пушкина, Санкт-Петербург»).

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...

Церемонию награждения начал Иван Иванович МАРТЫНОВ, член Думы МГО РОО «Русское общество», член литературного объединения «Ветеран» (Ветеранская организация Могилевского горисполкома), заинтересовав участников мероприятия своими исследованиями по творчеству Пушкина.

Поздравляем победителей в возрастной категории
Учащиеся учреждений образования (1-6 классы)

1-е место БЕЗРУЧЕНКО Анастасия Михайловна, учащаяся 4 класса, (Республика Казахстан)

1-е место ЕГОРШИН Егор Александрович, учащийся 6 класса 
(Республика Беларусь)

2-е место ШАРУБИН Никита Сергеевич, учащийся 5 класса 
(Республика Беларусь)

2-е место МАХОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА, учащиеся 3 класса ГУО «Маховская средняя школа» Могилевского района 
(Республика Беларусь)

3-е место ШИТИКОВА Евгения Геннадьевна, учащаяся 2 класса (Республика Беларусь)

3-е место КЛЕПЧА Иван Андреевич, учащийся 5 класса
(Республика Беларусь)

Елена ОПИДОВИЧ рассказала о Пушкинском дне и Дне русского языка в разных странах мира. Так, на Кипре стартовал двухдневный литературный фестиваль «Пушкин Фест», приуроченный к 226-летию со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и Международному дню русского языка. В ходе открытия состоялась торжественная церемония присвоения имени А.С.Пушкина концертному залу Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Никосии. По этому случаю в зал украсили гипсовыми барельефами по мотивам поэмы «Руслан и Людмила» и «Сказки о царе Салтане», выполненными Студией современного барельефа Леонида Кима. На входе установлена памятная табличка на русском и греческом языках, которую торжественно открыл Посол Российской Федерации в Республике Кипр Мурат Зязиков. Выступая на церемонии, Посол отметил: «Имя Пушкина – это имя русского языка. Это символ величия и красоты русской культуры, ее открытости, глубины и силы. Именно язык связывает поколения, строит мосты и открывает путь к взаимопониманию между народами.

Пушкина, считающегося основоположником современного русского литературного языка, на Кипре безмерно ценят и любят. Эту любовь несут в себе не только 150 тысяч наших соотечественников, проживающих на острове, но и великое множество русскоязычных выходцев из стран СНГ, а также собственно киприотов, учившихся в советских и российских вузах и прекрасно знакомых с творчеством Пушкина. Интерес на Кипре к изучению русского языка и творчеству национального поэта России неуклонно растет, и недаром его бюст, установленный в муниципальном парке Лимасола, каждый год 6 июня утопает в море цветов».

6 июня в рамках пушкинского фестиваля в Лимасоле пройдут поэтические чтения с участием актеров Русского театра "Остров" и юных жителей Кипра, обучающихся в образовательно-методическом центре "Пионер" и школе искусств "Ангара". В концертном зале РЦНК в Никосии вечером 6 июня состоится итоговое праздничное мероприятие, во время которого прозвучат романсы на стихи поэта, арии из опер и музыкальные композиции из балетов, написанных и поставленных по пушкинским произведениям.

День русского языка в Афинах: Пушкин — мост культур и поколений. 6 июня в Русском доме в Афинах состоялся настоящий праздник слова, поэзии и единства 🇷🇺🇬🇷 — в честь Пушкинского дня России! Выступления, телемосты, двуязычные презентации, музыкальная программа, художественные выставки и викторина для всех возрастов. Слово Пушкина живо, актуально и понятно каждому, кто говорит языком сердца. В этот день звучала музыка, читалась поэзия, встречались поколения и культуры, а русский язык стал подлинным мостом дружбы. 

Церемонию награждения продолжил Леонид Владимирович ИСКРОВ, член МГО РОО «Русское общество», экс-председатель литературного объединения «Ветеран», член Союза писателей Беларуси. Леонид Владимирович поделился своим творчеством, посвященным великому Александру Сергеевичу Пушкину – прочитал стихотворения и отрывок из поэмы.

Поздравляем победителей в возрастной категории:

Учащиеся учреждений образования (7-11 классы)

1-е место КАЛАЦКАЯ Вера Сергеевна, учащаяся 10 класса 
(Республика Беларусь)

1-е место НОВИКОВ Вадим Дмитриевич (Республика Беларусь)

1-е место ТРУХАН Дарья Евгеньевна, учащаяся 8 класса 
(Республика Беларусь)

2-е место ЗАГРИШЕВА Милана Вадимовна, учащаяся 9 класса
(Республика Беларусь)

2-е место ПАНЬКО Елизавета Александровна, учащаяся 10 класса
(Республика Беларусь)

2-е место ПРУДНИКОВА Валерия Александровна, учащаяся 10 класса (Республика Беларусь)

2-е место РАДЧЕНКО Яна Александровна, учащаяся 7 класса 
(Республика Беларусь)

3-е место ГРИШИН Дмитрий Михайлович, учащийся 11 класса (Республика Беларусь)

3-е место Мурнова Алина Вячеславовна, учащаяся 10 класса 
(Республика Беларусь)

3-е место ШЕНДЮК Славина Игоревна, учащаяся 11 класса
(Республика Беларусь)

Отрадно отметить, что наша победительница Загришева Милана из Бобруйстка в эти дни находилась в Москве на Красной площади, где наградили лучших чтецов Международного конкурса «Живая классика» (https://youngreaders.ru/). Церемония прошла в рамках XI Книжного фестиваля. В соревновании участвовали талантливые школьники от 10 до 17 лет. В состав экспертного жюри вошли заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов, писатель Алексей Варламов, режиссер Тарас Белоусов, актеры театра и кино Эльдар Калимулин и Елизавета Арзамасова, детская писательница Марина Москвина. Они выбрали трех абсолютных победителей из пятерых финалистов-россиян и шести международных финалистов: Дарья Скворцова (Турция), Милана Загришева (Беларусь), Самира Кутбидинова (Узбекистан), Андрей Шевченко (Бельгия), Олег Черников (Малайзия) и Эдгар Аветисян (Армения).

А лучшими стали:

Элина Халгаева (14 лет, Республика Калмыкия), прочитавшая «Блокадного пса Трезорку» Александра Смирнова

Богдан Золотовский (12 лет, Приморский край) с рассказом Виктора Драгунского «Тиха украинская ночь»

Данил Панченко (17 лет, Ханты-Мансийский округ) со сказкой Евгения Клюева «Отрывной календарь».
Мы присоединяемся к поздравлениям победителей и участников!

Конкурсанты прочли отрывки из произведений Льва Николаевича Толстого, Чингиза Айтматова и современных авторов. Конкурс «Живая классика» — крупнейшее литературно-театральное мероприятие для школьников в России, ежегодно привлекающее более 2,5 млн участников из 80 стран. Его цель — возродить у молодежи любовь к чтению и привить интерес к культурному наследию. Проект поддерживается Министерством просвещения России и Россотрудничеством, с использованием гранта Фонда президентских грантов и грантовой поддержке Движения первых.

Ведущие также акцентировали внимание присутствующих на том, что в начале XIX века формировалась единая литературная норма. Этот период был переходным: русский язык освобождался от чрезмерного влияния церковнославянского языка, сближался с живой разговорной речью и постепенно приобретал современный вид. Заметным было влияние французского языка, который был широко распространён в дворянской среде. Отличительной чертой того времени было и использование элементов устной народной речи в сказках, сатирических текстах.

Александр Сергеевич Пушкин сыграл ключевую роль в создании нового литературного языка. Благодаря ему литературный язык избавился от архаизмов и сблизился с живой народной речью. Например, вместо «се» он стал писать «это», вместо «глаголать» — «говорить». 

Поэт был мастером окказионализмов — индивидуально-авторских неологизмов, созданных по существующим в языке словообразовательным моделям. Окказионализмы в большинстве случаев не существовали вне контекста и использовались только в рамках конкретного произведения как средства художественной выразительности. «Я пленен, я очарован, словом — я огончарован», — говорил поэт о Наталье Гончаровой. Какие ещё неологизмы Пушкина можно вспомнить? Видим их на слайдах: кюхельбекерно, полужуравль, полукот, соткнуться, вертушка (судьба), широкошумные…

В День русского языка все вспоминают Пушкина, родившегося 26 мая, и хотим вспомнить уникального человека и лингвиста, автора легендарных словарей и учебных пособий по русскому языку, культуре речи, стилистике и правописанию Дитмара Розенталя. Ведущие торжества цитировали слова Пушкина: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».

Клавдия ИЛЬИНИЧ, сотрудник центральной городской библиотеки наградила следующую возрастную категорию, познакомив с книжной выставкой, приуроченной ко дню рождения А.С.Пушкина.

Поздравляем победителей в возрастной категории:

Студенты 

1-е место ИСАЕВА Анастасия Александровна (Республика Беларусь)

2-е место БУРДЕЛЕВ Егор Игоревич (Республика Беларусь)

3-е место КУЗИНОВ Харитон, ЛАВРИНЕНКО Полина, ЛЕОНЕНКО Дмитрий, СЛЕСАРЧУК Юлия, ШИШАКОВА Янина 
(Республика Беларусь)

Елена ОПИДОВИЧ презентовала для присутствующих филологов и любителей русского языка «Подборку материалов ко Дню русского языка»: тематические уроки и мероприятия, посвященным дню рождения Александра Пушкина и Дню русского языка; здесь вы найдете материалы по биографии и творчеству поэта, а также уроки об истории праздника и полезных лайфхаках в изучении иностранных языков.

🔸Как и зачем мы учим языки?
Онлайн-курсы, общение с носителем языка или занятия в группе? Обсуждаем способы изучения иностранных языков и их роль в современном мире.

🌐 https://youlang.ru/lessons/kak-i-zacem-my-ucim-yazyki

🔸Александр Пушкин: жизнь и творчество.

Изучите семейное древо великого поэта, прочитайте его известные стихи и узнайте романтичную историю любви Пушкина к будущей жене - Наталье Гончаровой.

🌐 https://youlang.ru/lessons/aleksandr-pushkin-zhizn-i-tvorchestvo

🔸Интересные факты о русском языке.

Когда в России появился алфавит и сколько в нем букв? Какая буква является самой «молодой» в русском языке? Правильно ли говорить «вкусное кофе»?

🌐 https://youlang.ru/lessons/interesnye-fakty-o-russkom-yazyke

🔸День русского языка.

Что такое Borschtsch в немецком, почему intelligent и intelligentsia - это разные по значению слова в английском и возможно ли точно передать при переводе все оттенки слова dacha? Урок об истории Дня русского языка и безэквивалентой лексике.

🌐 https://youlang.ru/lessons/den-russkogo-yazyka

🔸Зачем изучать русский язык?

Говорим о причинах, которые побуждают абсолютно разных людей изучать русский язык, и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться.

🌐 https://youlang.ru/lessons/zachem-izuchat-russkiy-yazyk

🔸Читаем сказки Пушкина: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

В оформлении урока использованы кадры из известного советского мультфильма, который мы также предлагаем посмотреть и обсудить. А еще в уроке есть комикс!

🌐 https://youlang.ru/lessons/citaem-skazki-puskina-skazka-o-myortvoi-carevne-i-semi-bogatyryax

🔸Книги на русском: читать или слушать? 

Все знают, что читать – это очень полезно. Но как именно лучше читать? Предпочесть бумажные книги или электронные? А может, удобнее всего использовать аудиокниги?

🌐 https://youlang.ru/lessons/knigi-na-russkom-citat-ili-slusat

🔸Пушкин и истоки русского хоррора.

Вы обсудите особенности жанра «хоррор» в литературе и кинематографе и посмотрите короткометражный мультфильм по мотивам пушкинской повести в технике «бумажный стоп-моушен».

🌐 https://youlang.ru/lessons/puskin-i-istoki-russkogo-xorrora

🔸Пушкинские миниатюры.

Каких лирических героев выбирал Александр Пушкин и какие проблемы он затрагивал в своих трудах? Анализируем миниатюры Пушкина и пробуем свои силы в стихосложении.

🌐 https://youlang.ru/lessons/puskinskie-miniatyury

🔸Как хорошо вы знаете русские фразеологизмы?

Вы пройдете онлайн-тест на сайте «Культура.РФ» и порассуждаете на интересные темы, связанные с происхождением и значением фразеологизмов в русском и вашем родном языках.

🌐 https://youlang.ru/lessons/kak-xoroso-vy-znaete-russkie-frazeologizmy

 

Иные категории участников

1-е место КОСТРОМИНА Наталья Анатольевна (Республика Беларусь)

2-е место ЛУЗИНОВА Анна Андреевна (Республика Беларусь)

3-е место ГУЛЯШОВА Елена Константиновна (Российская Федерация)


Ветераны

1-е место ЛЕСКОВЕЦ Валентина Михайловна (Республика Беларусь)

2-е место МАРИНИНА Татьяна Петровна (Российская Федерация)

3-е место Иванова Ольга Ивановна (Республика Беларусь)

Вы любите и знаете Пушкина так же, как и мы? Для вас, любознательные читатели, «Пушкин в 15 тестах!»

https://mel.fm/testy/prover/8405217-15-testov-o-zhizni-i-tvorchestve-pushkina-smozhete-proyti-khotya-by-parochku?

fbclid=IwZXh0bgNhZW0CMTEAAR4UamaX69eLJ7chkp4xlokQ0RuVCqZSbDbcw7vEpixXh3h_TYq5oNkGp_VjtQ_aem_emEA0pp3m04V7dkWW_YFgQ

На церемонии награждения победители прочитали конкурсные произведения, работала книжная выставка и была представлена презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина, звучали романсы на стихи поэта, работал «свободный микрофон» – все желающие читали любимые произведения виновника торжества. 

Выражаем огромную благодарность всем организаторам литературного проекта «Пушкинские чтения в Могилеве». Желаем всем вдохновения и удачи! Любите Пушкина! Знайте и любите русский язык!

Поговори со мной на русском,
Как я его – боготвори,
Блесни высоким красноречием,
Изящным слогом обожги.
Ни на английском и французском,
Ни на испанском и фарси,
Заговори со мной на русском,
И душу в небо отпусти…
Ох, сколько в нем наречий дивных,
Эпитетов, изящных фраз,
И старины и вдохновения,
Блестящих оборотов вязь…
И блеска юмора шального,
Объемности точеных фраз,
Безмерности крылатых песен,
И многогранности в стихах.
Как много в нем любви напевной
И хороводов простота,
Порывов страсти безоглядной
И слов бессчетных глубины.
Поговори со мной на русском,
Блесни искусством говорить,
Я буду слушать тебя вечно,
Я русский не смогу забыть… 
                   (6 июня 2016. Эльвира) 

Могилев Читаем Пушкина (1)

Могилев Читаем Пушкина (2)

Могилев Читаем Пушкина (3)

Могилев Читаем Пушкина (4)

Могилев Читаем Пушкина (5)

Могилев Читаем Пушкина (6)

Могилев Читаем Пушкина (7)

Могилев Читаем Пушкина (8)

Могилев Читаем Пушкина (9)

Могилев Читаем Пушкина (10)

Могилев Читаем Пушкина (11)

Могилев Читаем Пушкина (12)


Елена ОПИДОВИЧ, председатель Могилевского
городского отделения Республиканского
общественного объединения «РУССКОЕ ОБЩЕСТВО»


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru