В последние два десятилетия одним из ключевых вопросов постсоветской действительности стал русский вопрос. Определенные круги в Российской Федерации, в Республике Беларусь и на Украине стремятся или не допустить самой постановки этого вопроса, вывести его на окраины общественного сознания, а если это не удается, то представить его в гротесковой или совсем уж причудливой форме.
Однако растущее напряжение в межнациональных отношениях в Российской Федерации, раскол Украины по культурно-языковому принципу, двойственное, несмотря на государственный статус, положение русского языка и русской культуры в Республике Беларусь говорит о том, что русский, а точнее (с учетом Белоруссии и Украины) общерусский вопрос требует не просто внимания, а тщательного и самое главное добросовестного рассмотрения.
У современного русского вопроса есть и западнорусская составляющая, касающаяся непосредственно Белоруссии и белорусского народа, которая призвана дать ясные ответы на вопросы: кто такие белорусы и кем им приходятся великороссы, малорусы-украинцы и закарпатские русины, и как Белоруссия соотносится с Русским миром? А ведь от содержания ответов на эти вопросы непосредственно зависит будущее Республики Беларусь, верность ее политического курса.
Чрезвычайно важна и социальная составляющая русского вопроса. В чем состоит общественный идеал русского народа, каким ему видится справедливое устройство общества? От ответов на эти вопросы непосредственно зависит отношение нашего народа к государству: будет ли оно для русских людей «общим делом» или чуждым и порой даже враждебным аппаратом насилия. Об этом и некоторых иных сторонах русского вопроса шла речь на общественно-научном круглом столе «Русский вопрос: в поисках ответа», который прошел 19 декабря 2013 г. в Минске по инициативе Белорусского общественного объединения «Русь» и Молодежного социально-культурного общественного объединения «Русь молодая». В мероприятии приняли участие белорусские учёные-обществоведы, политологи и общественные деятели.
Ведущим круглого стола был политолог, заместитель председателя БОО «Русь» Н.М.Сергеев, который в своем вводном слове сказал следующее: «XX век был самым драматичным в истории русского народа. Две мировые войны, две государственные катастрофы и два разделения, выпавшие на долю русских в прошедшем столетии, способны были поставить точку в истории любого народа.
В период с 1917 по 1922 год в результате известных революционных потрясений и ожесточенной Гражданской войны, русский народ утратил собственную тысячелетнюю государственность и претерпел первое национальное разделение, когда в соответствии с догматами троцкистской «национальной политики» и идеи нескончаемой революции, от русского народа были принудительно оторваны его белорусская и малорусская (украинская) ветви. Это была национальная катастрофа. И все же в советское время общерусский (восточнославянский) этнос жил в едином советском государстве.
В 1991 году произошла геополитическая катастрофа – распад Советского Союза и второе разделение русского народа, уже его великорусского ядра, когда 25 миллионов великороссов внезапно оказались вне государства, которое они считали своим.
Нынешняя Российская Федерация хотя в правовом отношении и считается правопреемницей досоветского Российского государства, но реально не является государством русского народа, т.к. его государсвообразующая роль никак не отражена и не закреплена законодательно. Более того, в современной России (не говоря уже о Белоруссии и Украине) нет ясного представления о том, кто такие русские и что собой представляет русский народ, и официально провозглашается курс на создание некоего многоэтничного российского народа. В данном случае происходит преднамеренное смешение гражданско-политического (россияне, т.е. граждане РФ) и национально-культурного (русские и другие народы) понятий».
Заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, доктор философских наук, профессор Л.Е.Криштапович выделил несколько возможных тем для обсуждения.
«Во-первых, русский вопрос непосредственно связан с подлинным содержанием нашей общерусской истории и попытками ее искажения со стороны антинациональных сил, стремящихся противопоставить общерусской истории историю белорусов и украинцев, что является антинаучной и политически предвзятой тенденцией. Во-вторых, вызывает обеспокоенность, что на официальном уровне говорится только об экономической стороне объединительных процессов в рамках Союзного государства и других интеграционных проектов. К сожалению, и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь, не говоря уже об Украине, в обществе едва ли не преобладает потребительское стремление «жить как в Европе».
Совершенно очевидно, что разжигание потребительских инстинктов в корне противоречит интеграционным целям, которые ставят наши государственные лидеры. Сущность восточнославянской и шире – интеграционной модели должна отражаться в следующих показателях: достижение социальной справедливости, производительный труд как необходимые условия для всестороннего развития личности, четкие нравственные ориентиры, уважение к общерусским духовным ценностям».
Продолжая обсуждение, заведующий кафедрой славянских литератур Белгосуниверситета, доктор филологических наук, профессор, академик Сербской академии наук И.А.Чарота заметил, что в набившем оскомину посыле «жить как в Европе» явно просматривается евроатлантический замысел, направленный прежде всего на лишение самобытности и подчинение славянских народов. «Но этим расчетам реально противостоит славянское, точнее общеславянское чувство, которое связано, прежде всего, с ожиданиями поддержки славян от России. Однако для политических и деловых кругов современной Российская Федерация в отличие от исторической дореволюционной России славянство как таковое является чем-то второстепенным. И это не удивительно. В современной России самый большой славянский народ – русский находится в каком-то неопределенном положении. С одной стороны он является основой России, с другой – в правовом отношении об этом не сказано ни слова. Нельзя добиться возрождения России за счет не признания русских. В самой России следует более эффективно решать русский вопрос». Напомнил, что известное изречение А.С.Пушкина о белорусах в полном объеме звучит следующим образом: «Народ издревле нам родной, но отчужденный от России войной». Поэтому важнейшей задачей является сохранение и развитие у всех восточных славян общерусского самосознания.
Доктор исторических наук, профессор К.В.Шевченко, заметил, что постсоветский этап духовной дезинтергации крайне отрицательно сказался на самоопределении приверженцев русской цивилизации. В частности, это отразилось на самосознании карпатских русинов, проживающих в настоящее время в Закарпатской области Украины, Венгрии, Словакии. В свое время власти Австро-Венгерской империи накануне Первой мировой войны, крайне опасаясь общерусских настроений русинов, стали делать упор на поддержку т.н. украинофилов. Кроме того, карпатские русины подверглись жестокому террору со стороны австро-венгерских властей, последствия которого были просто чудовищны для этого славянорусского народа. С тех пор запад современной Украины стал логовом антирусского украинского национализма, а те, кто не украинизировались и все же остались русинами, в большей степени стали ориентироваться на Словакию, где их признают самобытным восточнославянским народом.
Вопрос ответственности интеллигенции перед собственным народом затронул в своем выступлении заведующий Центром социально-философских и антропологических исследований Института философии Национальной академии наук Белоруссии, доктор философских наук, профессор Т.И.Адуло:
«Уже на протяжении двух веков «русский вопрос» будоражит общественное сознание. Традиционно он трактуется в двух плоскостях – положительной, утверждающей величие русской нации, и отрицательной, уничижающей русскую нацию и русского человека. К сожалению, к отрицательной трактовке «русского вопроса» приложила руку и отечественная интеллигенция.
Заискивание и преклонение интеллигенции перед Западом унижает не только русского человека, но и его единокровных братьев белорусов, порождает неуверенность в своем будущем.
Великой русской нации, и в особенности русской интеллигенции, пора, наконец, изжить утвердившуюся еще со времен Петра I «психологию ученичества у Запада». По своему интеллектуальному развитию в XIX и в особенности в ХХ вв. русская нация не только не отставала от Запада, но и значительно опережала его во всех сферах духовной культуры, оказывала огромное позитивное влияние на весь мир.
Уже одно это позволяет ей достойно жить и развиваться за счет собственного интеллекта. К сожалению, в настоящее время не только мощнейшие природные ресурсы, но и уникальный интеллект русского человека работают не на Отечество, а на иные государства.
Неприязнь по отношению к русской культуре со стороны Запада отчасти связана с тем, что русская нация по сравнению с ним является во много раз более человечной. Практика изображения русского человека «недалеким», «ограниченным», а русского государства «жандармом Европы» (XIX в.) или же «империей зла» (ХХ в.) есть не что иное, как осознанная фальсификация фактов и попытка отвести взор общественности от многочисленных злодеяний, совершенных Западом на протяжении многих веков и ежедневно совершаемых им сейчас по отношению к другим нациям, государствам и континентам.
Задача исследователей России и Белоруссии – на документальных источниках показывать и убедительно пропагандировать миру подлинного русского человека, подлинную русскую историю, неразрывно связанную с историей белорусского народа.
Круглый стол «Русская философия в духовно-культурном пространстве Беларуси: история и современность», проведенный в сентябре 2013 года в Минске при содействии фонда «Русский мир», как раз и был ориентирован на утверждение и пропаганду русской культуры и ее великих гуманных ценностей. В его работе приняли участие ведущие специалисты по истории русской философии из России и Белоруссии – заведующий кафедрой истории русской философии МГУ имени М.В.Ломоносова М.А.Маслин, профессор той же кафедры В.В.Ванчугов, заместитель заведующего сектором истории русской философии Института философии РАН А.В.Черняев, президент Нижегородского государственного педагогического института имени К.Минина Л.Е.Шапошников, доктора философских наук Т.И.Адуло, Ч.С.Кирвель, Л.Е.Криштапович, А.И.Лойко и др».
Профессор Белорусского государственного технологического университета (БГТУ), доктор исторических наук В.Е.Козляков обратил внимание на тот факт, что современный российский либерализм стал основой для откровенных русофобских излияний и интерпретаций, прочно укоренившихся в публицистике т.н. национальных «возрожденцев». «Либеральные концепции четко проявились в социально-экономической политике российского правительства (вспомним хотя бы истории сомнительной «прихватизации» ряда предприятий). Но нельзя не видеть отрицательного отношения большей части населения России к либеральным идеям и их структурам. Как итог этих отношений – низкий процент голосов российских избирателей, поданных за партии либерального толка. И в то же время следует отметить наличие в конце 90-х гг. ХХ в. так называемого «красного пояса», когда к власти в регионах приходили представители левых течений. Но таких губернаторов постарались, с одной стороны, дискредитировать, а с другой, – лишить федеральных дотаций, что привело к снижению авторитета левых сил. Однако либеральная элита России старается и сегодня различным образом навязать свои проекты населению России.
Например, недавно в российской печати оживленно обсуждалась идея так называемых партийных лиг. Все существующие партии предлагается разделить на три лиги: высшую, первую и вторую (по степени представительства в разных уровнях власти). Но главное заключается в том, чтобы, во-первых, дать определенные возможности для партий либерального толка оказывать влияние на избирателей, а во-вторых, постараться оттянуть голоса с помощью партий «спойлеров» у главной оппозиционной партии России – КПРФ. А ведь именно КПРФ выступает наиболее последовательно в защиту русской культуры и русской цивилизации. Например, КПРФ выступила инициатором создания в 2010 г. движения «Русский Лад». Смысл этого движения выражается семью словами: мир, державность, народовластие, разум, труд, достаток, справедливость. «Лад» – это русская модель мира и мировоззренческая основа русского образа жизни. Жить в ладу – значит жить в условиях гармонии человека, общества и природы. Именно такая модель возможна и необходима для Белоруссии, для белорусской национальной идеи».
Зловещая черта современной глобализации – наступление на традиционную многодетную семью. В странах Запада активно ведется пропаганда однополых браков, т.н. «гендерного равноправия» и других откровенных извращений. На эти проблемы обратил внимание координатор Республиканской программы «Семья. Единение. Отечество» Ю.Э.Краснов: «Мировой опыт показывает, что отступление от национальных духовно-нравственных традиций приводит к упадку и разложению общества и, как следствие, – к утрате независимости и национальным катастрофам. Семейные традиции – это уважение к наследию предков по отцовской и материнской линии, сформировавшееся в определенной культурно-исторической, территориальной, природной среде». Выступивший подчеркнул необходимость возрождения культа семьи как принятого и очерченного обществом священного пространства, которое ставит семью в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения.
О некоторых итогах социологических опросов студенческой молодежи относительно существующих представлений о Белоруссии и России рассказал преподаватель Белорусского государственного технологического университета, кандидат исторических наук В.Н.Сергеев. Совместные исследования проводились преподавателями БГТУ и сотрудниками Кубанского государственного университета. Результаты опросов российских студентов о Белоруссии (на примере КубГУ) показали, что при упоминании Белоруссии опрошенные прежде всего вспоминали: белорусские товары (14,4%), человеческие качества белорусов (13.8%), политико-правовой режим (10,5%), президента А.Г.Лукашенко (8,7%), уровень экономического развития (8,4%). Что касается итогов опросов белорусских студентов о России, то полученные данные обрабатываются. Поэтому сделать однозначных выводов пока нельзя. Однако можно отметить, что явно преобладают ответы, в которых просматриваются очевидные стереотипы, возникшие под влиянием субъективных впечатлений и средств массовой информации. Россия ассоциируется у белорусских студентов прежде всего с географическими просторами, природными особенностями и богатствами, состоянием дорог, качествами россиян и их лидеров. Конечно, итоги исследований требуют дальнейшего осмысления, однако один вывод можно все-таки сделать: образ России у молодого населения Белоруссии формируется не собственно Россией, а в значительной мере устоявшимися стереотипами, которые тиражируются СМИ, включая Интернет, а также бытовыми предрассудками. При этом надо понимать, что стереотипы просто так нельзя убрать из сознания. Необходима длительная и целенаправленная работа по формированию более содержательно обоснованных и, соответственно, приемлемых стереотипов.
Председатель Молодежного социально-культурного объединения «Русь молодая» С.С.Лущ заметил, что подобные тенденции, выявленные социологами, явно присутствуют в молодежной среде. Но все же молодые люди все чаще задумываются над своим будущим и начинает понимать, что тезис «жить как в Европе» – это путь «в никуда». Сегодня нужны общерусские проекты гуманитарной направленности не только для интеллигенции, но в первую очередь для молодежи. При этом молодежная проблематика требует более эмоционального языка, более приемлемой формы подачи интеграционных материалов. Для осуществления общерусских проектов необходимо шире задействовать молодежные ресурсы.
О важности объективного изучения отечественной истории говорил преподаватель Международного института трудовых и социальных отношений А.В.Свиридов. Касаясь концепции нового государственного учебника по истории России, он высказал несогласие со стремлением авторов принизить значение Октябрьской революции. По мнению выступавшего, Февральская революция – революция верхов при поддержке Запада, она уничтожила монархическую государственость. Октябрьская революция – революция крестьян, революция народа. Большевики не прервали, а продолжили традиции русской государственности. В советской цивилизации была создана новая общность людей. Современные либералы не могут даже поставить на повестку дня такие огромные по масштабу задачи, которые успешно решались в СССР.
Кандидат политических наук Г.Ю.Волков отметил следующее: «Интеграционные тенденции на евразийском пространстве, заметно усилившиеся в последние годы, стимулируют обсуждение в экспертной среде такой важной темы, как «воссоединение Русского мира». Данная взаимосвязь совершенно естественна ввиду того, что именно русский народ исторически всегда выступал объединителем государств и народов Евразии.
Образование в 2015 году Евразийского экономического союза, реальность и жизнеспособность которого очевидна уже теперь, само по себе станет высокоэффективным инструментом сплочения Русского мира. Между тем указанный союз создается лишь на экономической основе, что хорошо заметно даже из названия объединения, а значит, главные направления развития в нем будут определять представители коммерческих элит, которые, по природе своей, отдают предпочтение вопросам экономического характера, отводя социально-политическим направлениям второстепенную роль.
Такое положение вещей, конечно же, не может устраивать нас – гуманитариев. Поэтому, несмотря на сжатые сроки, политологи, социологи и общественные деятели государств-участников евразийской интеграции обязаны активизироваться с тем, чтобы предложить свое видение желаемого пути развития евразийского проекта, включая план консолидации Русского мира, без которой всякая интеграционная инициатива теряет смысл».
Итоги обсуждения подвел председатель Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации в Республике Беларусь, председатель Белорусского общественного объединения «Русь» И.М.Корда. Он подчеркнул, что созидание общерусского единства является одной из главных задач настоящего времени, нам необходимо преодолеть навязанную недругами восточнославянских народов не только государственную, но, в первую очередь, национально-культурную разобщенность ветвей русского народа. Эта работа требует постоянного внимания и должна проводиться системно с обязательным учетом особенностей каждого из регионов Русского мира.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ
Комментарии
Комментариев пока нет