У белорусов есть свои собственные герои, такие, как партизаны Великой Отечественной войны, а также белорусский партийный лидер Пётр Машеров, во время руководства которого в Белоруссии шёл значительный экономический подъем. А такие исторические личности, как Тадеуш Костюшко и Викентий Константин Калиновский, выдаваемые националистами за белорусских героев, на деле — герои польского, а вовсе не белорусского народа. Об этом EADaily заявил 4 марта белорусский историк Александр Гронский.
«И Тадеуш Костюшко, и Константин Калиновский, превратившийся в „Кастуся“, однозначно белорусскими героями не являются. Это польские герои, которые много сделали для того, чтобы поляки ими гордились. Особенно это касается Костюшко, пытавшегося хоть что-то сделать для того, чтобы Польша сохранилась после второго раздела. Хотя восстание Костюшко лишь спровоцировало третий раздел и окончательно похоронило польскую государственность до 1918 года. Но это уже другой вопрос», — сказал Гронский.
Любителям искать белорусский след в деятельности Костюшко и Калиновского Александр Гронский напомнил, что «первый защищал Конституцию 1791 года, в которой говорилось лишь о польском народе и о том, что государство становится унитарным — то есть не конфедерацией Польши и Литвы, а единой страной, а второй писал, обращаясь к белорусским крестьянам: „Мы — поляки из веков вечных“».По словам эксперта, не нужно забывать, что польская дивизия, сформированная в СССР в 1943 году, носила имя Тадеуша Костюшко потому, что он был и есть польский герой.
«Стоит помнить, что Костюшко защищал страну, столицей которой являлась Варшава, а Калиновский подчинялся повстанческому руководству, которое находилось также в Варшаве. И чьи они после этого национальные герои?», — задается вопросом Гронский.
Он пояснил, что в настоящее время и Костюшко, и Калиновский навязываются в качестве белорусских героев, потому что у националистов существует достаточно простой сценарий: если эти люди на территории, где сегодня расположена Белоруссия, воевали против русских, то они воевали якобы за белорусов.
«И Костюшко, и Калиновский, и большинство остальных сформированы в качестве белорусских героев по следующему принципу: националисты определили для себя врага — Россию, а потом в качестве героев подобрали тех, кто против России выступал. У таких героев одна большая проблема — при более пристальном изучении их жизненного пути становится очевидно, что они не выступали за белорусов. Поэтому мифологическая конструкция белорусских героев просто обрушится. А если люди поймут, что бывшие герои оказались не белорусскими, значит, их противники, возможно, настоящие белорусские герои. Вспомните, как было в конце 80-х годов, когда большевики подверглись критике и перестали восприниматься как красные герои Гражданской войны, и их место стали занимать белые герои. И не потому, что люди начали разбираться в истории, а потому, что если герой — уже не герой, тогда, значит, герой — его бывший противник. Без героев нельзя представить себе политическую пропаганду, апеллирующую к истории», — сказал Гронский.
Таким образом, по словам историка, белорусские националисты вынуждены поддерживать миф о Костюшко и Калиновском как о белорусских национальных героях, иначе образ России-врага просто исчезнет.Что же касается простых людей, то они, как отметил эксперт, мыслят другими категориями героизма. «Если верить соцопросам, проводившимся не официальными, а оппозиционными учреждениями, то те же польские герои, выдаваемые за белорусских, не находят большой поддержки среди обычных граждан. Для них более приемлем партизан Великой Отечественной, а потом белорусский партийный лидер Пётр Машеров», — сказал он.
Подводя итог, Александр Гронский отметил, что вообще в белорусском сознании cуществует коллективный герой — партизаны Великой Отечественной, то есть простые люди, которые в критический момент взяли в руки оружие.
ЕвропаАзия
Комментарии
Комментариев пока нет