Мнение читателя: Белорусская школа и Давос- 2016.
Что может связывать две, такие далёкие друг от друга, темы? – захочет спросить читатель, случайно обративший своё внимание на заголовок.
И, возможно, сам же поспешит ответить: «Наша, белорусская, средняя школа не хуже других в СНГ и работает в полном соответствии нынешними запросами государства и общества. Значит, нет причин для беспокойства». Правда, учителя, скорее всего, добавят: «Может быть и хотелось, чтобы из наших выпускников больше становилось учёных (пока их от общего числа не более 0.01%), радовало бы ещё большее число подготовленных для поступления в ВУЗы (сейчас их от общего числа выпускников около 50%), которые потом превращались бы в высококвалифицированных специалистов. Однако на данный период и оставшиеся 50% востребованы в стране на простых рабочих специальностях».
Так при чём в таком случае авторитетные эксперты и важные персоны, включая руководителей ведущих государств, ежегодно собирающиеся на Давосский экономический форум, которые обсуждают проблемы и прогнозы в глобальном масштабе, а не уровень школьного образования в Беларуси?
А я предлагаю обратить внимание, не только конкретных специалистов и чиновников Минобразования, но и рядовых граждан, заботящихся о подрастающей смене и о будущем своих детей, на один из прозвучавших прогнозов Давоса 2016 года. Тем более, что почему то о нём в наших СМИ даже робких обсуждений и каких то выводов для Беларуси нет!?
А именно: «В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОЖИДАЕТСЯ ЕЩЁ БОЛЬШЕЕ ВНЕДРЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РОБОТОВ В ЕВРОПЕ (НЕ МЕНЕЕ 2х млн. ШТУК, КОТОРЫЕ СМОГУТ ЗАМЕНИТЬ СВЫШЕ 7 млн. НЫНЕШНИХ РАБОТНИКОВ). ПОТРЕБУЕТСЯ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ ДЕШЁВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, НО НА ПОРЯДОК БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ».
И судя по современным темпам технического прогресса данный прогноз весьма реалистичный.
Иными словами, по сложившейся тенденции современная мировая экономическая модель будет:
- а/ Стремительно сокращать производственные издержки. - б/ Наращивать рост производительности труда.
- в/ Ликвидировать ряд вспомогательных операций на производстве (а значит и связанные с ними профессии: «слесарей с кувалдой», грузчиков, кладовщиков и т.д.), а в сфере обслуживания снижать количество продавцов, уборщиков, дворников, вахтеров…
Исходя из таких прогнозов, ЕСЛИ УЛОВИТЬ СУТЬ ЯВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЬ ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ, ВСКРЫТЬ ПРИЧИНЫ И СПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ то, нам, белорусам, следовало бы уже сегодня приступить к вдумчивому анализу образовательного процесса в нашей стране. Имея ввиду, что сфера образования это системная структура, нацеленная на перспективу государства и общества в технологическом, экономическом и гуманитарном направлениях. И что цель любого государства: Не отстать в общем глобальном развитии, не потерять экономическую независимость, суверенитет и т.д.
Тем более следует учитывать, что на данный период Беларусь, по признанию «не зависимых» и официальных экспертов, уже много лет не может обходиться без постоянной финансовой подпитки и потока сырьевых ресурсов (по льготным ценам) со стороны восточного соседа. Вместе с тем конкурентоспособность многих собственных изделий из-за отсталых технологий и стареющих средств производства неудовлетворительная, экономическая эффективность сельского хозяйства низкая. Так что ничего хорошего не ожидает нашу страну в ближайшую перспективу, если всё оставлять по старому.
Также следует учитывать, что уже в настоящее время 15% населения планеты обеспечивают остальных всей необходимой материальной продукцией и предметами высококачественного потребления. А ещё 5% - обеспечивают едой! (Таковы данные из Интернета). Невольно возникает вопрос, а что же в настоящее время делают и чем в дальнейшем будут ЗАНЯТЫ остальные 80%?
(Не сложно дать точное определение таким людям, которые существуют, потребляют, но БЕСПОЛЕЗНЫ).
Но, зато ясно одно, что в ближайшие годы конкуренция на рынке труда (по уровню квалификации и специализации работников) станет очень острой. Ввиду более высокого уровня благосостояния, отсюда и престижа, работающих, которые, конечно же, будут выше, чем живущих на социальных пособиях, так называемые иждивенцы (повторяю, на производстве они не смогут трудоустроиться).
Значит естественно полагать, если во всём мире станет ещё более востребован высококвалифицированный труд то, необходимо повышать уровень (качество) и содержание образования.
Ну, а что в связи с вышесказанным можно сказать о сегодняшней белорусской школе?
Три года назад исполнилось 50 лет как я закончил 8 классов в минской школе № 19. И в связи с этим юбилеем мне даже позволили несколько раз выступить в средних классах своей родной школы. Меня порадовали встречи с современными школьниками, интересующимися всякими подробностями и событиями давних лет (Для них я оказался, как пришелец из неведомого и привлекательного мира) и с учителями, перенявшими от своих предшественников оптимизм и добрые традиции.
Мне многое показали, и я мог бы сказать, что ВСЁ понравилось. Но! У меня трое детей и два взрослых внука (то есть уже 5 раз я заканчивал 10 классов. А сейчас с внучкой осваиваю программу 4-ого класса). Так вот, чувства удовлетворённости от общения с общеобразовательной системой НЕТ!
Поясню кратко своё мнение. Наша средняя школа практически не изменилась за 50- 60 лет! (А по некоторым существенным признакам. есть основания утверждать, что требования к ученикам стали ниже, а оценки несколько завышенными. (Да и в целом заметно стремление облегчить жизнь школьника, а затем упущенное наверстывать в институтах). Почему то в настоящее время утвердилось мнение, что достаточно отремонтировать/достроить старые здания школ, укомплектовать компьютерами классы, подправить (косметически) учебные программы, настроить (подстегнуть/ настропалить) учителей, установить им нормы нагрузки и небольшую зарплату, и ПРОЦЕСС САМ ПОЙДЁТ.
И, что удивительно(!), хотя за несколько десятилетий многое вокруг изменилось, такой метод работает! Но, неужели не видно, что явно «со скрипом» (с далёкими от требований современной жизни результатами), а в последние годы держится буквально на пределе человеческих возможностей, требуя максимальной отдачи (душевных и физических сил) педагогов – энтузиастов.
Да они у нас есть! Спасибо им. Но ведь их гораздо меньше, чем обычных и «отбывающих повинность». В этом плане весьма показателен пример вступительной компании 2014 года в нашей стране. Когда Минобразования 15.07.14 Постановлением № 106, в связи с невыполнением плана набора в некоторые ВУЗы на дневной бюджет, снизило на несколько баллов порог отрицательных оценок. «Слабых деток пожалели» - приняли, а в 2015 году впервые в истории Беларуси студенты начали организовывать «марш двоечников».
Было бы смешно, если бы не грустный осадок. На днях прочитал: «По статистике 68% выпускников белорусских ВУЗов по специальности НЕ РАБОТАЮТ»! А далее шли причитания: потрачено немало средств, времени и сил, а результаты плачевны. Действительно, чего радоваться в век подвинутых технологий КПД учебных заведений в 32%!
Спрашивается. Такие факты только вчера обнаружили? Или они взволновали только одного журналиста 05.02.16)? Разве подобные явления не дискредитируют нашу образовательную систему?
Надеюсь, что мысль о необходимость проводить работу над ошибками появится. Однако сразу стоит отметить такой негативный факт: прерогатива совершенствования школьного образования отдана исключительно чиновникам Минобразования. По этой причине со стороны вся система выглядит как некая закрытая и не зависимая от общественности и родителей сфера (безальтернативно вынуждая пользоваться тем, что имеется). Такой метод/подход искусственно создаёт «раздрай» между родителями, по Закону несущих ответственность за воспитание своих детей и педагогами, которые ФАКТИЧЕСКИ взвалили на себя основную роль в воспитательном процессе. Полезность же родительских комитетов в таких условиях сводится лишь к вспомогательно- бытовому обеспечению.
Поэтому было бы разумно реформы не спускать сверху, а совместно вырабатывать самим заинтересованным сторонам: педагогам и родителям. А Минобразованию нужно определиться какая фундаментальная основа школьного курса нужна стране на ближайшую перспективу и обеспечить условия его внедрения. Только тогда могут появиться положительные результаты.
Исходя из своих многолетних наблюдений, выскажу некоторые предложения:
1. Первоочередно следовало бы пересмотреть норму педагогической нагрузки учителей. В настоящее время недельная норма для них установлена в 2 раза меньше относительно рабочего времени специалистов в других сферах деятельности. Однако, это не означает, что их рабочее время короче, ведь кроме преподавания им приходится выполнять внеурочные работы (проверка тетра- дей, подготовка к урокам, посещение квартир учеников, завхоз по ремонту класса и т.д.), которые фактически не учитываются и не оплачиваются. Не понятно для чего тогда придуман (издавна применяется) такой, бутафорский приём оплаты рабочего времени (при чём кто то едва набирает нужную норму учебных часов, а у кого то она с избытком), если фактическая занятость учителя оказывается выше, чем на производстве (где каждый отработанный час на учёте, и переработка гарантированно оплачивается по повышенному тарифу), а в целом оплата труда получается гораздо ниже!? В чём же заключается стимулирование преподавателя со стороны государства? (Кого радует, что учителя мужчины не имеют возможность содержать семью, поэтому ради заработка бросают школу (идут работать не по специальности), а у мальчиков мужские качества воспитывают слабые женщины). - К сожалению, некоторые сельские школы находятся в положении изгоев. Учащиеся в отличие от городских многого не имеют, а лучшим выходом из затруднений считается закрытие школы. А может быть давно назрело налаживание связи городской школы с несколькими близ расположенными сельскими (назвать их филиалами) для обмена опытом, учителями, учебными пособиями и пр.? - Думается для улучшения контроля за усвоением знаний учащихся полезнее было бы в начальных классах уменьшить численность учеников в классе (допустим до 10-15, в крайнем случае до 20). Так как упущенные в самом начале учёбы знания, не правильно сформировавшееся отношение к учебе (привычки) не позволяют в дальнейшем воспринимать более сложные знания. Нельзя соглашаться, когда на неуспевающих учениках «ставят крест», а в итоге значит и на его жизни. Не таким ли образом закладывается появление в обществе асоциальных индивидов? (Это сколько смогли бы избежать преступлений и сэкономить на местах наказаний!).
2. Подросткам:
А) Надо прививать стремление к здоровому образу жизни (делать утреннюю зарядку, закалку, выполнять нормы спортивных комплексов). Как этого потом не хватает для активной (здоровой взрослой жизни!).
Б) Увлечь чтением художественной литературы (моё поколение читало не менее 100 книг за год, теперешнее не более 2-3. В семейных библиотеках собиралось до 500-1000 книг, а сейчас, дай Бог – 10-20. Скоро государственные библиотеки, в первую очередь детские и сельские, исчезнут. А ведь, стоит напомнить, общение с книгами (в отличии от отупляющих компьютерных игр) развивает умственные способности (мышление, память) и способствует осознанному выбору профессии.
В связи со сказанным, следовало бы больше выпускать литературы для подростков. Раньше считалось: «Лучший подарок – книга». Но, сейчас ведь не видно в магазинах увлекательных книг по доступной цене: М.Твена, М.Рида, Ф.Купера, В.Скотта, К.Дойля, Ж.Верна, Р. Стивенсона, Р.Сабатини, А.Беляева, Дж.Лондона, «Спартак», «Овод», «Как закалялась сталь», «Гиперболоид инженера Гарина», «Кортик», «Земля Санникова», «Алые паруса», серия ЖЗЛ и много, много других книг, неизвестных нынешним подросткам. (Раньше гонялись за интересными книгами, журналами, а теперь их десятками выбрасывают на помойки! Зато наши дети увлеклись ужастиками и вульгарными мультиками).
3. Стоит повысить/повышать ответственность родителей за воспитание и успеваемость детей. Первые два предложения (п.п.1 и 2) можно рассмотреть и решить быстро. А вот третий, самый важный и объёмный. Его следовало бы проанализировать экспертам. Поясню. В последние десятилетия появилась значительная часть родителей: а) Не готовых к воспитательным действиям, кроме как разбудить ребёнка, накормить, одеть, отвести, привести и уложить спать. б) Не способных, по разным причинам, помогать школьнику в учебе. в) Занятых с утра до вечера карьерным ростом и зарабатыванием средств на престижные материальные ценности: автомобиль, квартиру, турпоездку...
Время родителей (этих 3х категорий) на общение с ребёнком, оказание помощи в учёбе сведено до минимума. От детских «приставаний» отделываются подарками и компьютерным времяпровождением. Такие дети «с дефицитом внимания», конечно же, быстро находят компанию подобных «беспризорников», перенимают друг от друга только легкое и доступное. И надо понимать: влияние подобных детей на одноклассников сугубо отрицательное (отвлекающее от восприятия знаний).
У Киплинга как дополнение к его красивой сказке о Маугли, есть описание одного эксперимента. Несколько новорождённых детей изолировали от людей и через несколько месяцев учёные с удивлением констатировали, что младенцы научились рычать, лаять и выть.
- Так может быть стоит задуматься, что такой жестокий опыт поставлен в назидание другим? - Разве нас не должны насторожить всё чаще появляющиеся случаи агрессии детей против родителей, преподавателей и знакомых сверстников? Не спроста медики начали предлагать какие то таблетки от гиперактивности (и агрессии). А может быть родителям таких детей требуется своевременно оказывать психологические консультации и экстренную помощь? (В общих же интересах).
4. Вопрос о расширении обучения на белорусском языке в общеобразовательных школах (и в институтах) очень щепетильный. Поэтому должен решаться не в ускоренном режиме или в угоду оторванных от жизненных реалий политических требований. А самое главное не во вред.
Приведу примеры:
А) Преподаватели математики для получения высшей категории обязаны уметь проводить урок на белорусском языке. Так вот после него присутствующая комиссия остаётся довольной, а ученики на следующем занятии просят повторить объяснение (материал сам по себе сложный, а белорусский язык внёс дополнительную трудность).
Б). Есть у меня несколько словарей. Но на днях купил Большой Словарь беларуска-рускi совместно с русско-белорусским на 50 тыс. слов. (Издание ООО «Харвест» Минск 2015 г.). На нём отмечено «Подготовлено в соответствии с новыми Правилами белорусской орфографии и пунктуации. Предназначен для школьников среднего и старшего возраста, абитуриентов и студентов». Не знаю как студенты, но я не мог найти перевода слов, встречающихся в учебниках 4 класса. Далее. У назоўнiков (имен существительных) нет указания рода (а это обязательно нужно знать при склонение по падежам). Но и это не всё. В указанном Словаре буква «Ў краткое» отсутствует. То ли так стало по новым Правилам, то ли типографский брак? У кого бы узнать «про это»?! - Пока же, обобщая эту тему, можно сказать: вместо цивилизованного решения вопроса создаётся проблема для детей из русскоговорящих семей (а таких, как известно: под 80-90%), которые на уроках русского языка пишут «па беларуску» - получают низкую оценку, а на уроках беларускай мовы – по рускi и «таксама» получают неуд. Может быть сначала взрослых переучить мыслить, говорить и писать на белорусском языке, а потом экспериментировать над детьми? (Есть родители, которые помогают своим младшим школьникам готовить домашние задания. Но, как проверить выполненное задание или помочь в чём то, если не знают как? Тупик! Как будто действия чиновников осуществляются для проформы: «Выполнил (любой каприз), отчитался и с плеч долой»).
В завершение обсуждения общеобразовательной сферы, хочу высказать предложение. А не назрело ли время между родителями (или допустим уполномочивая на это родительский комитет) и школой (в лице директора, завуча) заключать договор о взаимной ответственности. Ведь учителя его соблюдают, а вот со стороны значительной части родителей преобладает равнодушие. (А школа превратилась в сферу обслуживания, как например химчистка: Сдал грязное – получи чистенькое).
Надеюсь высказанные предложения не окажутся проигнорированными (не останутся без внимания, заинтересованных лиц), вызовут разносторонние отклики и послужат на пользу нашей Беларуси.
Пестряков А.В.
Комментарии
Комментариев пока нет