Годовщина Минских соглашений остро поставила вопрос дальнейших действий России и народных республик Донбасса в отношении Киева и его заокеанских партнеров. Как и следовало ожидать, конституционный процесс предоставления особого статуса ДНР и ЛНР в составе Украины как отправной пункт реализации политической части «Минска-2» фактически сорван Верховной радой. При этом на Западе продолжают требовать от России выполнения минских договоренностей.
Законодательное крючкотворство с регламентом только подорвало легитимность всей задуманной конституционной затеи. Так, согласно изменениям к ст. 149 Закона «О регламенте», украинский парламент узаконил окончательное голосование по децентрализации на текущей, четвертой сессии. Однако ни голосов, ни желания у Порошенко нет для внедрения в жизнь особого статуса народных республик. Тем более что такие сомнительные законодательные новации с легкостью могут быть отменены Конституционным судом.
Как справедливо отмечено в совместном заявлении представителей ДНР и ЛНР в Контактной группе Д. Пушилина и В. Дейнего, Киевом не предпринимаются попытки не только принять изменения в Конституцию, но и привести в действие в полном объеме закон об особом статусе с учётом мнения Донбасса. «Принятие такой Конституции мы не признаем выполнением Комплекса мер», – подчеркивается в заявлении. По мнению Д. Пушилина, за год в плане политического урегулирования Киевом не было сделано ничего. «Сейчас нужно быть сверхоптимистом, чтобы рассчитывать на выполнение Киевом Минских соглашений к каким-то определенным срокам. Надежды все меньше и меньше, что Киев в обозримом будущем сможет хотя бы сдвинуться в каком-то плане выполнения Минских соглашений», – считает он.
Примечательно, что на Западе на фактический срыв соглашений со стороны Киева никак не отреагировали. Даже наоборот. Во время поездки П. Порошенко в ФРГ 1 февраля т.г. фрау канцлер подчеркнула: «Украина очень предана выполнению минских договоренностей». При этом она выразила надежду, что РФ «выполнит все свои обязательства по минским договоренностям». По сути, Запад в ультимативной форме потребовал от РФ сдачи контролируемой ополченцами границы и ухода из Крыма в обмен на отмену санкций.
2 февраля Европарламент в очередной раз заявил о непризнании «аннексии Крыма» и призвал РФ вернуть полуостров Украине. «Восстановление контроля Украины над полуостровом является одним из условий, необходимых для возобновления отношений сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе приостановления соответствующих санкций», – говорится в документе. Самое интересное, что за мифические нарушения прав человека на полуострове европарламентарии пригрозили России Гаагским трибуналом. Но при этом словом не обмолвились о блокаде полуострова со стороны Украины.
Синхронно с Европарламентом в Киеве заявили о подготовке исков к РФ в международные суды. Судя по информации заместителя министра иностранных дел Елены Зеркаль, Украина в ближайшее время подаст иски к России в Международный суд ООН по отдельным конкретным международным договорам, по которым Киев и Москва признают юрисдикцию МС. Это Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Конвенция ООН по морскому праву, а также украинско-российское межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Интересно, что все озвученные чиновником украинского МИД иски против РФ касаются в основном потери имущества в Крыму. Причем иски готовят от Украины и от украинских компаний, потерявших собственность на полуострове. Киев обвиняет РФ в захвате месторождений минеральных ресурсов, незаконной добыче нефти и газа на континентальном шельфе в Черном море, незаконном вылове рыбы и недопущении украинских компаний к такому вылову в морских акваториях, прилегающих к Крымскому полуострову. В этом ряду также обвинения в строительстве газопровода, линии электропередачи и моста через Керченский пролив без согласия Украины и даже проведении исследований археологических и исторических объектов на дне Черного моря без её согласия.
По данным украинского Минюста, сумма убытков от потери Крыма составила около 40 млрд. долл. Только по компаниям, принадлежащим ранее небезызвестному олигарху И. Коломойскому, сумма исчисляется приблизительно в 5 млрд. долл. Правда, украинские чиновники не особо распространялись, по какой методике они вели эти подсчеты. Естественно, через международные суды эту сумму будут пытаться компенсировать.
Уже подготовили иски к РФ шесть украинских компаний, ранее осуществлявших бизнес в Крыму, – Приватбанк, «Укрнафта», аэропорт Бельбек, Stabil, Everest Estate и Ощадбанк. На этапе подготовки находятся иски «Нефтегаза» и других компаний. Все они планируют рассматривать свои претензии к РФ в Постоянной палате третейского суда в Гааге. Юридическим советником украинского МИД по работе над тремя международными конвенциями и украинско-российским соглашением будет американская юридическая компания Covington & Burling LLP, ранее представляющая интересы ЮКОСа в международных судах.
Стоит отметить, что шансы Киева в международных судах не так высоки, как об этом вещают его чиновники. За годы т.н. незалежности Украина всего раз через международный суд пыталась решить свой спор по делимитации морских просторов в Черном море с Румынией. Суд тянулся с 2004 по 2009 год. В итоге в феврале 2009 года Международный суд ООН принял решение фактически в пользу Румынии: из общей площади шельфа в 12 тыс. км2 Бухарест получил 80% – 9,7 тыс. км2.
Однако сам факт синхронных заявлений со стороны Европарламента и Киева по Крыму говорит о многом. Минские соглашения и судьба Донбасса как бы выпадают из поля зрения Запада. Точнее, выпадает могильщик «Минска-2» – Киев и его западные покровители. На деле же выходит так: требуя заведомо невыполнимого – ухода России из Крыма, пытаются решить меньшую (с точки зрения западных политиков) задачу по ликвидации российской поддержки Донбасса. Требуемая Киевом передача ему контроля над границей будет означать фактическую сдачу карателям народных республик, на что Россия никогда не пойдет. Выполнение Минских соглашений тогда отпадет само собой.
Собственно, за исключением конституционного процесса, требующего определенной процедуры внесения изменений в Конституцию Украины в соответствии со ст. 156 ОЗ (правда, поставленную под сомнение поправками к регламенту), ничего не мешает Киеву выполнять Минские соглашения. Были бы желание и политическая воля. Но нет ни того, ни другого. Наоборот, погрязший в коррупции режим Порошенко–Яценюка оказался неспособным навести элементарный порядок в стране, что заставило американских кукловодов решиться на перезагрузку режима, убрав наиболее одиозных фигур. Другое дело, что США ставят задачу выстроить на Украине систему власти, способную эффективно бороться против России, для чего им нужно создать крайне правый националистический режим, но без коррупции.
При этом Украина для США – всего лишь элемент в огромной машине сдерживания России, противостояния ее экономическим и геополитическим интересам. Из пяти угроз американской империалистической гегемонии, озвученных Пентагоном, Россия – на первом месте. В связи с чем в 2017 году на сдерживание «агрессивной» Москвы Вашингтон планирует потратить в 4 раза больше денег, чем в текущем году.
Министр обороны США Э. Картер объявил о планах увеличить военное присутствие в Европе. Планируют нарастить число американских военнослужащих, количество военной техники, усилить ротацию военнослужащих, интенсифицировать военные учения, усовершенствовать военную инфраструктуру. Озвучена общая сумма на усиление военного присутствия в Европе – 3,4 млрд. долл.
Очевидно, что Украину, как и страны ЕС, будут продолжать использовать в глобальном противостоянии Штатов суверенной политике России. Поскольку на РФ будут действовать во многом через Киев, логично, что одним из ответных шагов Москвы может стать активизация по линии ДНР/ЛНР. В ЛНР пока не отменили местные выборы, назначенные на 21 февраля. Хотя логичнее их провести вместе с ДНР 20 апреля. В любом случае их проведение должно поставить определенную точку в переговорном процессе. После их проведения республики вынуждены будут перейти к более активной политике в отношении Украины. Начиная с требований (вплоть до ультиматумов) защиты прав граждан Юго-Востока и предоставления особого статуса оставшимся под Украиной частям Новороссии и заканчивая территориальными претензиями к Киеву в отношении оккупированных частей народных республик, неизбежной радикализацией пророссийских течений на Украине, как ответа на подрывную деятельность Киева в Донбассе и на запрет легальных организаций, дружественных РФ.
К слову, глава ЛНР И. Плотницкий в связи с разгулом бандитизма на Херсонщине уже призывал жителей области к созданию Херсонской народной республики, что вызвало панику в Киеве. Не меньшую панику там вызовет и возможное объединение ДНР и ЛНР в политический союз. Ведь в такой союз была бы открыта дорога тем, кто не желает жить под властью проамериканского националистического режима.
В любом случае в Киеве и на Западе должны осознать, что разрешение конфликта внутри Украины возможно только по двум сценариям – радикальному или «Минск-2».
Комментарии
Комментариев пока нет