САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: «Белая Русь и Российская держава: тернистый путь к единству», часть 2.

Николай Сергеев: «Белая Русь и Российская держава: тернистый путь к единству», часть 2.

« Назад

Николай Сергеев: «Белая Русь и Российская держава: тернистый путь к единству», часть 2. 25.02.2023 14:24

Часть 1.

Кирилл Владимирович Шевченко (Минск, Белоруссия), доктор исторических наук, профессор Минского филиала Российского государственного социального университета ознакомил со своим взглядом на проблемы, связанные с тематикой мероприятия. 

Во-первых, хорошо, что начинает меняться терминология и появляется уже другой термин по отношению к событиям, которое мы в школьных учебниках изучали как «разделы Польши» или «разделы Речи Посполитой». 

Об этих событиях для нас правильнее говорить  не как о разделах Речи Посполитой, а как о трёх этапах воссоединения русского народа, объясняя это тем, что само понятие «разделы Польши» – это термин из польского научного и политического оборота. А если смотреть на то, что произошло с нашей точки зрения, то гораздо более правомерно говорить о воссоединении русского народа, поскольку в состав Российской империи вошли этнические белорусские и малорусские земли. И здесь можно выразить только сожаление в связи с тем, что ни российские, ни, тем более, белорусские учебники ничего не сообщают именно о воссоединении Белой и Малой Руси с Великой Россией. 

Во-вторых. Несомненно, это был этап воссоединения. Однако, несмотря на то, что формально эти территории были в составе Российской империи, они были, как точно выразился белорусский историк Бендин, «внутрироссийской польской колонией». Почему? Да потому что главенствующие позиции в экономике и культуре продолжала сохранять местная польская шляхта. В церковной сфере доминирующую роль продолжал играть католический костел, а православие, формально, являясь главной конфессией Российской империи, на воссоединившихся землях было едва ли не в забитом состоянии.

А поскольку петербургская элита в значительной степени являлась прозападной (а если называть вещи своими именами, в общем-то, антирусской), то мы и наблюдаем, на первый взгляд, парадоксальное явление. В первой четверти XIX века (время правления Александра Первого) мы наблюдаем усиление ополячивания этнических белорусов и малороссов на тех территориях, которые вошли в состав Российской империи. 

Почему так происходило? Дело в том, что князь Адам Ежи Чарторыйский – личный друг Александра Первого, большого полонофила и либерала – возглавил Виленский образовательный округ, в рамках которого был создан Виленский университет, Кременецкий лицей и ряд других учебных заведений, и они стали просто  фабриками по полонизации  белорусской и малороссийской молодежи. 

Что касается церковного фактора, то католическая церковь, пользуясь благосклонностью сановного Петербурга, ускорила процесс перевода местных западнорусских униатов в римско-католическую церковь. Показательно, что в начале XIX века появляются сначала т.н. «костельные поляки», а потом они превращаются в этнических поляков. 

Если бы события и дальше развивались в том же ключе, то в Могилёве и Витебске жили бы такие же поляки, как в Белостоке и в Бяло-Подляске. Там живут поляки с белорусскими фамилиями, а ведь их предки именовали себя Русью.

И здесь надо подчеркнуть, что спасение православного белорусского населения от неминуемого ополячивания – это результат неутомимой деятельности целой плеяды подвижников, которых на Белую Русь, можно сказать, посылало Провидение.

Это, несомненно, был, Георгий Конисский, о котором уже упоминалось. Ещё большую роль сыграл митрополит Минский и Виленский Иосиф Семашко,  организатор знаменитого Полоцкого собора 1839 года, и который, вопреки не только интригам и противодействию католической церкви, но и очень влиятельных петербургских бюрократов, сумел организовать и провести этот судьбоносный Собор. Благодаря благочестивым деяниям митрополита Семашко более полутора миллиона западнорусских униатов перешли в православие, и тем самым механизм полонизации белорусов в виде униатской церкви был ликвидирован.

И ещё одно имя, о котором необходимо упомянуть, – это граф Михаил Николаевич Муравьев, который не только подавил польское восстание 1863 года, но и ввел меры, которые запустили процесс глубокой и системной деполонизации белорусских земель.

Но опять же показательно, что, как  только мятеж был подавлен и  непосредственная угроза миновала, Муравьёв, у которого были весьма сложные отношения с официальным Петербургом,  был отозван из Белорусского края и ему на смену пришли люди, которые были уже склонны к так сказать  диалогу с польской элитой.

К сожалению, склонность упорно не замечать белорусскую и малорусскую ветви триединого русского народа никуда не делась и в настоящее время. Собственно говоря, удивляться этому не приходится. Более чем столетняя пропаганда отдельности белорусов и малороссов от русского народа уже въелась в сознание значительной части современного восточнославянского общества. И идущая уже многолетняя война на территории Северного Причерноморья – прямое следствие этого. Поэтому всеобъемлющее восстановление общерусского самосознания у белорусов, малороссов и великороссов – жизненно важная задача, от решения которой зависит будущее Русской цивилизации.

Л. Е.Криштапович, ведущий:

Мы обычно говорим о полонизации белорусского народа, но дела обстояли ещё хуже. Действительно, Чарторыйский был личным другом Александра Первого, который в значительной степени даже мыслил в русле польско-шляхетского мировоззрения. Чарторыйский же во вверенном ему Виленском образовательном округе проводил линию не просто ополячивания белорусской молодежи через подчинённые ему учебные заведения, но и вёл дело в русле  этноцида белорусского народа, т.е. ликвидации белорусов как этноса. Его «образовательная» деятельность была направлена на формирование у учащихся польско-шляхетского национализма и русофобии. 

Александр Владимирович Фадеев (Москва), политолог, заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ, профессор, поддержал критику не только белорусских учебников, высказанную О.Б.Неменским, но и обратил внимание на российские учебники. 

Отметил, что многие истины для живущих ныне поколений сосредоточены в  учебниках. И поэтому, справедливо критикуя белорусские учебники, мы должны обратить внимание и на российские. Например, российские дипломаты готовятся по учебным книгам, в которых второй раздел Речи Посполитой представлен так, что Россия вместе с Пруссией и Австрией разделили земли Речи Посполитой таким образом, что России отошли литовские земли и два украинских  воеводства. Про белорусские земли и Белоруссию в учебниках, по которым готовят в МГИМО и Дипломатической академии МИД России, не сказано ни слова. При этом в учебниках для будущих российских дипломатов полностью отсутствует смысловая нагрузка, связанная с тем, что в конце XVIII века состоялось воссоединение западнорусского и великорусского народа.

Там речь идёт лишь о сильной дипломатии Екатерины II, которая смогла с помощью дальновидной дипломатической игры исключить Австрию из второго раздела Речи Посполитой и подтолкнуть Пруссию к войне с революционный Францией. За что Пруссия получила кусок польских земель. 

Вот в каком смысловом русле говорится о событиях 1793 года в учебниках для дипломатии, т.е. всё сводится к успешным дипломатическим шагам Екатерины II. 

Не лучше обстоит дело и с изданным Московским государственным университетом новым трёхтомником «История южных и западных славян». Казалось бы, что в этом учебнике мы сможем найти какие-то новые оценки этих исторических событий.

Отчасти новое, конечно, имеется. По крайней мере, упомянуто, что в состав Российского государства вошла Белоруссия. Но при этом понятие «раздел» в учебнике «История южных и западных славян» сохраняется. В то же время студенту непонятны причины и следствия произошедшего. 

Что касается самих событий, то не стоит идеализировать позицию Екатерины II. Вряд ли императрицей двигало лишь желание осуществить воссоединение западнорусского этноса с русским народом. 

С другой стороны, есть два вопроса, которые не раскрываются ни в учебной, ни в научной литературе. Во-первых, почему русские войска, заняв летом 1792 года всю Польшу, вдруг оставили эти земли, а Екатерина II начала переговоры с Пруссией и удовлетворилась только частью этих земель? Этот вопрос остается неосвещённым и непонятным.

Другой вопрос связан с последним сеймом Речи Посполитой, который проходил в Гродно летом-осенью 1793 года под присмотром русских войск. Показательно, что с этого сейма пошло выражение «молчание - знак согласия». На заседании, когда был поставлен вопрос о втором разделе (по польской терминологии) Речи Посполитой «послы сейма» сидели и молчали, пока маршал сейма не сказал: «Позвольте считать ваше молчание за знак согласия».

В связи с этим возникает закономерный вопрос: а зачем этот сейм вообще собирали? Для чего русской императрице и прусскому королю понадобилось это формальное и ничего не решавшее действо?  Убедительного ответа на этот вопрос в учебниках для будущих дипломатов мы не находим.

Вадим Владимирович Трухачёв (Москва), политолог, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета, специалист по Центральной и Восточной Европе, остановился на трёх вещах.

Первое – это вопрос качества подготовки учебников. Для меня как для преподавателя, постоянно работающего со студентами, этот вопрос далеко не праздный. Что касается исторической даты, которой посвящено наше мероприятие, то ей в учебной литературе уделяется ничтожно мало места.

Во-вторых, я бы обратил внимание на следующее обстоятельство. Много ли в Российской Федерации обучается студентов из Белоруссии по гуманитарным специальностям, в частности, по истории? К сожалению, совсем немного. 

Для сравнения приведу такую страну как Чехия: в ней за государственный счёт обучаются восемь тысяч украинцев и две тысячи белорусских граждан. В Польше эти цифры в три раза выше, чем в Чехии.

А вот в Российской Федерации в 2013 году за государственный счёт обучалось менее 500 студентов с Украины, из Белоруссии примерно такое же количество. Конечно, с той поры прошло время, но тенденции остались.

Польша и Чехия – весьма серьёзные для нас противники в западной части постсоветского пространства, и в особенности в Белоруссии, где с их стороны ведётся самая серьезная работа над формированием мировоззрения белорусского подрастающего поколения. Об эффективности этой работы можно было судить в 2020 году по многотысячным оппозиционным толпам под коллаборационистскими бело-красно-белыми флагами. 

При этом польский случай нам более понятен. Это попытка возрождения Речи Посполитой на новой основе. Это не обязательно может влечь за собой прививание польского национального сознания жителям Белоруссии. Для современной Польши достаточно, чтобы Белоруссия просто вошла в орбиту польского влияния. А для этого нужно возвести мировоззренческую стену между Россией и Белоруссией, между великорусской и белорусской частями большого русского народа. И над этим поляки кропотливо работают. 

Действия Чехии в отношении Белоруссии, как правило, рассматривается нами в значительно меньшей степени, что совершенно неоправданно.

В отличие от Польши, Чехия не имеет территориальных притязаний в отношении Белоруссии, но, являясь наиболее зажиточной из зарубежных славянских стран, выступает, по сути, инструментом Евросоюза, стремится быть проводником т.н. «западных ценностей» среди славянских народов.

Над этим чехи активно работают. Они внушают белорусской молодежи примерно следующее: «Мы – славяне, но мы прекрасно встроились в Европу. И вы тоже так сможете». И в этой сомнительной деятельности их не стоит недооценивать. 

Третий момент, на который хотелось бы обратить внимание, – это наполнение российских и белорусских учебников по отечественной истории. Нужно больше внимания уделять той роли, которую играли белорусы и малороссы в общей российской истории, тому, какие выходцы из Белоруссии и Малороссии были русскими государственными деятелями, кто из великих деятелей русской культуры имел отношение к Белоруссии или Украине. Скажем, Чайковский имел корни в Малороссии, а предки Достоевского были выходами из Западной/Белой Руси… И это надо подчёркивать. Нужно показывать тем же белорусским студентам, что их предки были созидателями Российской державы. На это нужно обратить самое серьёзное внимание.

Итак, подводя итог, что необходимо? Первое – существенно увеличить количество белорусских студентов в Российской Федерации и усилить обмен между вузами. 

Второе – в полной мере оценить ту опасность, которую несут Польша и Чехия.

И, наконец, третье – обратить особое внимание на вклад уроженцев Белоруссии и Малороссии в историю, культуру и науку нашего общего Российского государства.

Пресс-служба БОО «Русь»

Часть 3.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru