САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Он создал современную Россию. К 350-летию со дня рождения Петра I Великого. Часть пятая.

Николай Сергеев: Он создал современную Россию. К 350-летию со дня рождения Петра I Великого. Часть пятая.

« Назад

Николай Сергеев: Он создал современную Россию. К 350-летию со дня рождения Петра I Великого. Часть пятая. 03.09.2022 00:00

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.

Часть четвёртая.

Одновременно с экономической модернизацией Петром I проводились коренные реформы военной организации Русского государства, которые в итоге позволили нанести поражение сильнейшей в то время в Европе шведской военной машине и одержать убедительную победу в длившейся 21 год Северной войне.

В результате военных преобразований Петра были созданы современные по тому времени вооруженные силы в составе регулярной армии и военно-морского флота. С 1705 года вместо имевшего место довольно бессистемного комплектования войск («охотники», т.е. добровольцы; даточные люди: воинская повинность крестьянских и городских общин и др.) был введен единый рекрутский набор на службу, который распространялся на все сословия.

Солдаты Петра Первого

За необычайно короткое время царь Пётр создал победоносную русскую армию

Дворяне служили «лично и поголовно», т.е. каждый дворянин обязан был служить на военной или статской (гражданской) службе. На остальные сословия распространялась общинная рекрутская повинность. Сельские и городские общины получали от государства количественное задание по призыву новобранцев (рекрутов) от 25 до 35 лет на военную службу. При этом общины сами определяли, кого отправлять в рекруты. В то же время ВМФ комплектовался в первую очередь потомственными мореходами из Поморья. Для офицеров и нижних чинов служба была пожизненной, позже срок службы стал равняться 25 годам. Таким образом армия и флот становились профессиональными, что позволило резко повысить их боеспособность.

От военной службы было освобождено духовенство, а купцы, промышленники и просто состоятельные подданные имели возможность избежать службы, заплатив крупную соответствующую подать в государственную казну.

Произошли серьёзные изменения в устройстве вооруженных сил. Организация войск, вооружение и обмундирование стали однотипными. На основе разработанных Петром I воинских уставов в вооружённых силах была введена единая система обучения и воспитания войск и флотских экипажей, была утверждена форма Присяги военной.

Основной организационной единицей армии стал полк с однообразной организационно-штатной структурой, который пришёл на смену по-разному устроенным «полкам нового строя», стрелецкой пехоте и поместному (дворянскому) ополчению. Армейскую кавалерию составили драгунские (действовали в конном и пешем строю), гусарские и казачьи полки. Пехотные и кавалерийские полки сводились в бригады, бригады – в дивизии различного состава. В военное время из дивизий формировалась полевая армия.

Для действий во вражеском тылу, на путях сообщения противника, внезапных ударов и преследования неприятеля создавались и активно использовались летучие корпуса (6-12 тыс.), состоявшие из кавалерии, пехоты (перевозимой на лошадях) и лёгкой артиллерии. В известной битве при Лесной (ныне Могилёвская обл.) 9 октября (по новому стилю) 1708 года, ставшей «матерью Полтавской победы», шведский «Прибалтийский корпус» генерала Левенгаупта был полностью разгромлен летучим корпусом русской армии под началом самого царя Петра.

битва при Лесной

В битве при Лесной Пётр I лично командовал летучим корпусом русской армии

Значительные изменения произошли в артиллерии, которая стала более многочисленной и специализированной. Было введено деление артиллерии по предназначению: полковая, полевая, осадная и крепостная. При этом, в составе артиллерии появились инженерные подразделения, а в пехотных полках -    артиллерийские батареи.

Для несения внутренней службы были созданы гарнизонные войска (пехота и кавалерия). При этом гарнизоны крепостей входили в гарнизонные округа. Одновременно гарнизонные войска были подготовленным резервом для пополнения в случае необходимости полевой армии. Для обеспечения безопасности границ была созданы полки земской милиции (ландмилиция), которые формировались и содержались за счёт населения приграничных губерний.

В ходе военных преобразований Петра I Россия стала по-настоящему морской державой, обладающей сильным военно-морским флотом. В состав русского ВМФ входили парусный (130 кораблей разного класса) и гребной (253 галеры и скампавеи - быстроходные суда для абордажного боя и высадки десанта) флот.

При Петре I была создана регулярная система военного образования. Подготовка командных кадров (преимущественно дворян) первоначально осуществлялась в Преображенском лейб-гвардии полку и Семёновском лейб-гвардии полку. Затем начали работу военно-учебные заведения, начало которым положили основанные в 1698 году московские «Школа Пушкарского приказа» и «Школа цифири и землемерия», где проходили подготовку офицеры артиллерии, флота и военные инженеры.

В 1701 году в Москве была открыта «Школа математических и навигацких наук», преобразованная в 1715 году в Морскую академию и переведенная в Санкт-Петербург. В 1712 году в Москве была основана инженерная школа, которая 1719 году была переведена в Петербург. В этом же году в северной столице была учреждена артиллерийская школа.

Важным решением Петра I было вначале ограничение, а затем запрет приёма на русскую военную службу иностранных офицеров. Одновременно было принято военное законодательством определявшее порядок прохождения службы офицерами. При этом в Табеле о рангах была закреплена система чинов и званий, которая существенно повышала престиж военной службы. И что важно, военнослужащие, включая нижние чины, за успехи в воинской службе не только могли продвигаться по служебной лестнице, но и получать дворянство, в том числе потомственное. В 1717-1720 годах были сформированы новые органы центрального военного управления - Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия.

табел о рангах

Лист «Табеля о рангах»

Масштабные военные преобразования значительно повысили боеспособность русской армии и флота. Пётр I же был талантливым и храбрым полководцем и не единожды лично водил войска в атаку в решающие моменты сражений. Всё это в сочетании позволило Русскому царству одержать убедительную победу в Северной войне и вернуть отторгнутые шведами русские прибалтийские земли. Шведское королевство было полностью разгромлено и навсегда утратило имперский статус.

Пётр I внёс существенный вклад в развитие военного искусства, на котором впоследствии учились такие выдающиеся полководцы, как П.А.Румянцев, А.В.Суворов, М.И.Кутузов и знаменитый флотоводец Ф.Ф.Ушаков.

Обширные преобразования и рывок в развитии требовали не только квалифицированных, но и патриотично настроенных кадров. И если в армии и на флоте довольно быстро появились хорошо подготовленные русские по происхождению офицеры и генералы, то в бурно развивавшейся промышленности вопрос о квалифицированных специалистах (делоуправители, инженеры, мастера) стоял очень остро. При этом Пётр I стремился к тому, чтобы «русские люди самостоятельно достигали высот в разных областях».

Доставшаяся царю Петру от предшественников система образования была слабосильной, не отвечала потребностям государства и требовала серьёзного реформирования.

Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, моряки, инженеры и представители других специальностей. Проведением реформы образования Пётр I стремился создать отечественную кузницу кадров. Без решения этой задачи говорить о победе в Северной войне не приходилось.

Важным шагом стало появление светского образования и массовое создание школ различной направленности. К 1723 году было создано 42 цифирные школы. В школы набирали недорослей 10-15 лет. Обучение длилось три класса, но многим оно давалось с трудом. Очень часто нерадивые ученики сидели в каждом классе по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет.

Цифирна школа

Занятия в цифирной школе

Поступая в школу (а это были в большинстве своем дворянские дети), ученики переводились на казарменное положение. На занятиях в классе сидел солдат с палкой, который следил за порядком и усидчивостью учеников. Так «вбивались» науки.

Надо сказать, что среди дворянских недорослей было немало тех, кто пытался уклониться от обязательного обучения. Подобное положение вынудило царя издать указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор, пока дворянин не оканчивал школу, ему было запрещено жениться.

Помимо создания (пусть и с немалыми трудностями) системы светского образования, Пётр I внес следующие новшества в общественно-гуманитарной сфере. В 1703 году начала издаваться первая русская газета «Ведомости», редактором которой был сам царь Пётр. В 1708 году была введена гражданская азбука, позволившая значительно упростить процесс массового обучения наукам. В 1714 году в Петербурге была открыта Общественная библиотека, начали работать Кунсткамера, военно-морской и артиллерийский музей.

Пётр I, царь и первый император Всероссийский, вошёл в историю нашего Отечества как великий преобразователь. За время его управления Русским государством было издано более трёх тысяч законодательных актов, существенно изменивших жизнь государства и общества. Несомненно, не обошлось без трудностей, непонимания со стороны части общества и его принуждения, но главное было достигнуто. Русское государство, совершив исторический рывок из Средневековья в Новое время, навсегда стала великой державой, определяющей ход мировой истории.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru