САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть IV

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть IV

« Назад

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть IV 10.03.2017 08:43

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть I 

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть II 

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть III

В январе 1595 года Гедеон Балабан созвал во Львове  проуниатский Собор , на который были собраны обработанные в пользу унии архимандриты, игумены, иеромонахи, протопопы и священники из Львовской епархии, а также некоторых других православных епархий Великого княжества Литовского и Русского и Короны Польской. 

 Gedeon_Balaban
Гедеон Балабан, православный епископ Львовский и Каменец-Подольский.

Несмотря на первоначальную поддержку Брестской унии, с 1595 года и до конца жизни был её принципиальным противником

На этом Соборе под диктовку Балабана и посланников короля были приняты условия унии, суть которых сводилась к следующему:
 
1. Западнорусские владыки признают необходимость унии; 
2. Русские владыки признают главенство папы; 
3. Некоторые католические догматы принимаются целиком, другие в несколько смягченном в сторону Православия виде; 
4. Православные обряды и церковный строй сохраняются неприкосновенными; 
5. Запрещается обращение униатских монастырей в католические; 
6. Разрешается устройство русских школ и типографий под надзором епископов; 
7. Епископы назначаются королем из числа кандидатов, избранных духовенством; папа утверждает митрополита, избранного епископами; 
8. Униатские иерархи пользуются всеми привилегиями католического духовенства, миряне-униаты могут занимать всякие должности; 
9. Братства, если примут унию, могут существовать при условии послушания митрополиту и епископам; привилегии дарованные им патриархами, уничтожаются; 9. Всякая зависимость от греческих иерархов отвергается, и сами они не допускаются в пределы Речи Посполитой; 
10. Правительство обязано принять меры к тому, чтобы то духовенство, которое не примет унии, не могло исполнять своих обязанностей, и чтобы был подавлен протест народа против соединения церквей.

Произошедшая на львовском Соборе измена православию вызвала гневное возмущение у православного населения Речи Посполитой, которое вылилось в широкое антиуниатское движение, духовным вождем которого стал князь Константин Константинович Острожский. Он обратился к православному населению Речи Посполитой с Окружным посланием, в котором определил проуниатские действия епископов постыдными и беззаконными, давал обет оставаться верным православию и призывал к этому русских людей. Кроме того, Констанин Острожский обратился к проходившему в то время съезду протестантов Речи Посполитой с призывом к вооруженному протесту против «католической интриги» и короля, который своей поддержкой унии попрал свободу вероисповедания и высказал готовность выставить собственное войско в защиту Православия.


Константин Острожский 
Защитник православной веры на русских землях Речи Посполитой князь Константин  Константинович Острожский                       

Послание князя Острожского  произвело сильное впечатление на православных Речи Посполитой и стало началом мощного антиуниатского движения на русских землях этого государства. Самым грозным проявлением неприятия русским народом униатской измены стала освободительная война под началом Северина Наливайко (1595-1596 гг.), которая охватила широкие слои казачества, горожан и крестьянства . Активную борьбу с  унией вели виленское, львовское и другие православные братства. Размах антиуниатского движения был столь велик, что потрясенные приверженностью простых русских людей православной вере такие сторонники унии как львовский епископ Гедеон Балабан и перемышльский епископ Михаил Копыстенский  отказались от своего участия в подготовке унии и вернулись в Православие. Более того, Гедеон Балабан утверждал, что его подпись под актом унии была подделана Кириллом Терлецким.

Антиуниатское сопротивление  принимало столь грозные размеры, что Сигизмунд III  вынужден был поставить вопрос о приостановке введения унии, которая оказалась на грани провала. Все это крайне обеспокоило римский престол и иезуитам пришлось применить все свое искусство убеждения, чтобы король не  отказался от унии и встал-таки на путь, приведший в итоге Речь Посполитую к краху.

В ноябре 1595 года епископы Терлецкий и Потей прибыли в Рим, изъявили покорность папе и предоставили на его рассмотрение условия унии принятые на львовском Соборе. Однако папа Климент VIII предъявленных ими условий не принял и заставил епископов-отступников подписать за себя и западнорусских иерархов предложенный им вариант унии, который видел в униатстве разновидность католицизма. Тем самым Терлецкий и Потей предали не только православную веру, но и своих сообщников. В знак подчинения папе Терлецкий и Потей облобызали его туфель. 

На празднестве, состоявшемся по поводу принятия унии,  папа торжественно объявил, что принимает митрополита, епископов, духовенство и весь русский народ, живущий во владениях польского короля под свою руку и в лоно католической церкви. В ознаменование этого события была выбита медаль с изображением на одной стороне лица папы Клемента VIII, а на другой стоящих перед ним на коленях западнорусских епископов-отступников с латинской надписью «Ruthenis receptis» («На восприятие русских») .


Медаль на восприятие русских 
Медаль римского папы «На восприятие русских»

За свои предательские деяния Терлецкий и Потей  получили от папы звания прелатов и ассистентов римского престола. В грамоте королю папа предложил принять иерархов отступников -- митрополита и епископов -- в число сенаторов, а митрополиту поручал созвать Собор для окончательного принятия унии. В тоже время Терлецкий и Потей до последнего скрывали смысл, подписанных ими папских условий унии. Так, в своем письме из Рима краковскому бискупу Юрию Радзивиллу они сообщали, что папа оставил православное исповедание веры неизменным. 
  
Униатский Собор был созван 6 октября 1596 года в Бресте. Из западнорусских иерархов со стороны униатов на нем присутствовали: киевский митрополит Михаил Рагоза, пять епископов и три архимандрита. Все это униатское действо проходило под надзором специальных  посланников папы Климента VIII - двух католических архиепископов и четырех иезуитов во главе с Петром Скаргой. От короля на униатской Собор прибыл целый ряд польских, литовских и западнорусских вельмож во главе с гетманом ВКЛР Николаем Радзивиллом и канцлером ВКЛР Львом Сапегой.

Одновременно с униатским в Бресте состоялся православный Собор, который проходил под охраной князя Константина Острожского. В Соборе приняли участие экзарх Александрийского патриарха Кирилл Лукарис, львовский епископ Балабан (ставший до конца своих дней твердым защитником Православия), перемышльский епископ Копыстенский, 16 протопопов, большое число игуменов, священников и мирян. Председательствовал на православном Соборе экзарх Константинопольского патриарха Никифор. В ходе Собора экзарх Никифор трижды приглашал митрополита и епископов-отступников на православный Собор, но они, находясь под плотной опекой папских и королевских посланников, не явились. Тогда Собор лишил их сана, отверг унию и подверг ее проклятию.

А 8 октября униатский Собор принял Соборную грамоту о вступлении западнорусских иерархов в унию с римско-католической церковью.  На основе этой грамоты король Сигизмунд III признал законной в Речи Посполитой только униатскую церковь, а православную объявил не имеющей право на существование. После чего в польско-литовском королевстве начались гонения на православных. Первым православным брошенным в тюрьму за непризнание унии, стал экзарх Никифор, который был посажен в Мальборский замок, откуда никогда уже не вышел.

Брестская церковная уния 1596 года имела самые тяжелые последствия не только для Западнорусской церкви, но и для дальнейшей судьбы Литовско-Русского великого княжества и Речи Посполитой. Западнорусская церковь была расколота на униатскую и православную, которая стала преследоваться по всей Речи Посполитой. Православные церкви разрушались, отдавались униатам или передавались на откуп еврейским ростовщикам. Православные подданные Речи Посполитой не допускались на государственные должности, ущемлялись в политических и гражданских правах и подвергались всевозможным преследованиям.

Уния расколола не только  церковь, но и западнорусский народ. Из-за жестоких антиправославных гонений ряды православной знати начали  быстро редеть. Крупные магнаты переходили в католицизм, шляхта помельче в основном в католицизм, реже в унию. И если у униатов русское самосознание хоть в какой-то степени, но все же сохранялось, то западнорусские магнаты и шляхта довольно быстро утрачивали русскость и становились поляками, хотя некоторые из них о себе говорили, что они «веры польской, но рода русского».

Православие  со времен церковной унии стала религией простого народа, и все же оно не было уничтожено. Православные братства еще шире, чем ранее развивали свою просветительскую деятельность, устраивали учебные заведения, готовившие образованных борцов за православие и русскую народность.

Что касается Речи Посполитой как государства, то Брестская церковная уния предопределила его крах. Русские подданные  Речи Посполитой в большинстве своем  стали воспринимать это государство в качестве чуждой и враждебной силы, что обернулось ожесточенной народно-освободительной войной 1648-1667 годов и массовым исходом западнорусского населения в Российское государство и в казачьи области в XVII-XVIII веках.    
 
С созданием Речи Посполитой и особенно после Брестской церковной унии изменилось отношение большинства западнорусского народа к Российскому государству. До Люблинской унии 1569 года западнорусское население воспринимало и Великое княжество Литовское и Русское, и Великое княжество Московское/Русское царство как два русских государства, пусть и не всегда дружественных друг другу. Причем,  православная западнорусская знать считала, что отношение короля и великого князя ВКЛР к ней хоть и несправедливо, но эту несправедливость можно все-таки преодолеть. 

После же Люблинской и особенно Брестской унии в качестве своего русского государства западнорусским населением  стала восприниматься только Российская держава, а ее государь стал почитаться как великий и справедливый Белый царь. 


Герб Русского царства 
Герб Русского царства

Поэтому во времена упадка и крушения Речи Посполитой западнорусское/белорусское население активно выступало на стороне русских войск, действовавших на территории Западной/Белой Руси. Так было во время «Государева похода 1654 года», Северной войны (нач. XVIII в.) и похода А.В. Суворова против польского восстания Т.Костюшко (1794 г.). 

После вхождения западнорусских/белорусских земель в состав Российского государства белорусское население (в отличие от значительной части польской шляхты) массово участвовало в борьбе против нашествия Наполеона, активно поддерживало российские власти в разгроме польских шляхетских мятежей 1831 и 1863 годов. 

В бурном и противоречивом XX столетии стремление быть вместе с Россией являлось доминирующей чертой национального самосознания белорусского народа. Это проявилось в национально-освободительной борьбе восточнославянского населения Западной Белоруссии против польской оккупации в 1921-1939 годах за воссоединение с БССР и Россией в составе СССР, во всенародном партизанском движении в годы Великой Отечественной войны и, наконец, в стремлении белорусов быть вместе с Россией уже после разрушения СССР. 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru